Русский мир: «Наш язык в действии»: учёные обсудили ключевые слова современности. 30 марта 2022
Дата: 30 марта 2022
Материалы семинара доступны на сайте проекта
26 марта 2022 года при поддержке фонда «Русский мир» состоялся II Международный научно-методический семинар «Наш язык в действии: ключевые слова текущего момента». Участие в мероприятии приняли более 50 человек из разных научных и учебных организаций России и стран ближнего зарубежья.
В начале семинара было показано видеоприветствие студентов-энтузиастов проекта. Авторы научно-популярного видео вкратце рассказали об истории мирового интереса к ключевым словам и об особенностях восприятия этого аспекта жизни общества русским социумом.
В выступлениях участников семинара были затронуты лингвистический, культурологический, идеологический, литературоведческий подход изучения ключевых слов текущего момента. Были обозначены основные векторы дальнейшего развития теоретических и практических основ изучения данной научной темы.
Обсуждение было посвящено теоретическим, методологическим и практическим аспектам изучения ключевых слов и их фиксации в «Медиасловаре ключевых слов текущего момента». Об особенностях узуального словарного продукта, выбора лексических единиц для описания, характеристиках словарной статьи медиасловаря рассказали участники проекта DataSlov и организаторы семинара Е. А. Щеглова и Н. А. Прокофьева.
Одной из главных проблем, на которой было сосредоточено внимание участников, стал вопрос о границах понятия, соотнесённости ключевых слов с такими явлениями, как идеологема, символ, прецедентный феномен и др. М. В. Загидуллина, профессор ЧелГУ, в своём докладе задалась вопросом необходимости (или её отсутствии) разделения понятий ключевое слово текущего момента и эмблема.
Несколько выступлений были посвящены осмыслению отдельных лексических единиц и стоящих за ними понятий. Доцент СПбГУ И. А. Митрофанова продемонстрировала перспективность изучения ключевых слов в литературоведческом и культурологическом ключе на примере сочетания глубинный народ. Особый интерес вызвали наблюдения над разницей в интерпретации понятия от его возникновения до наших дней в связи с меняющейся политической повесткой. Профессор Воронежского государственного университета А. М. Шестерина затронула в своём выступлении ещё одну важную проблему: а может ли быть так, что слово утвердилось в узусе и воспринимается носителями языка как знаковое отражение времени, а понятие за ним стоящее весьма размыто или вовсе не существует. Эмпирическим материалом для исследования стали многочисленные контексты употребления сочетания искусственный интеллект.
Доцент Гродненского государственного университета им. Янки Купалы, заведующий кафедрой журналистики И. И. Минчук представила наблюдение за лексическими единицами, отражающими миграционные процессы как актуальный факт современной действительности. В докладе был поставлен вопрос о возможности сопоставления особенностей языкового сознания русскоязычного общества разных государств – в данном случае России и Белоруссии. Этот аспект получил развитие в сообщении Т. А. Пивоварчик, доцента Гродненского государственного университета им. Янки Купалы, которая обратила внимание слушателей на разницу в восприятии понятия стабильность в белорусской и русской ментальной картине мира. Интерес аудитории вызвали наблюдения над историческими изменениями в содержании понятия, представленные в докладе.
Исторический аспект изучения отражения ключевых событий эпохи в лексике материалов периодических изданий был представлен и в докладе доцента СПбГУ А. А. Малышева «Марсельская чума 1720 – 1722 гг. в заметках газеты “Ведомости” и пандемия коронавируса: историко-дискурсивные точки соприкосновения».
В финальном блоке докладов, получившем метафорическое название «Пёстрые сказки» были собраны семь студенческих выступлений-рефлексий – научных и публицистических, с теоретическим базисом и без, относительно новых слов, рисующих нашу современную действительность. В «Пёстрые сказки» вписались вакцина (Дианы Кошечкиной), антиваксер (Регины Худияровской и Дарьи Чупровой), вакцинация (Валерии Дербиной), иноагент (Екатерины Лебединской), культура отмены (Вероники Ушаковой), санкции (Кристины Есиной) и сосули (Владислава Юдина). Удивительное чувство актуального в языке продемонстрировали студенты Санкт-Петербургского государственного университета.