Санкт-Петербургские ведомости: Сергей Ильченко о фестивале «Балтийский дом». 25 октября 2021 года
Фотография момента
«БАЛТИЙСКИЙ ДОМ» СОСТОЯЛСЯ!
Как уже знают наши читатели, успешно завершился 31-й международный театральный фестиваль «Балтийский дом», собравший в свою афишу спектакли театров из России, Италии, Литвы и Белоруссии. Его организовали совместными усилиями Министерство культуры РФ, театр-фестиваль «Балтийский дом», комитет по культуре. Всего за две недели было сыграно 18 спектаклей 13 коллективов.
Нынешний фестиваль стал своеобразной фотографией момента, в котором сошлись и современные технологии решения театрального зрелища, и эксперименты по вовлечению зрителей в сценическое действо, и доверие к личности актера в рамках сцены, и дерзкие решения сценического пространства. Гостеприимный «Балтийский дом» отдал гостям все четыре игровые «точки» собственного здания. Один спектакль сыграли в Молодежном театре на Фонтанке («Бешеный хворост», представленный московским театром «Школа современной пьесы»).
Основная площадка (Большая сцена) «Балтийского дома» представала в разных постановках совершенно неожиданной, нетрадиционной, ощущение комфорта для зрителей исчезало и внимание обострялось.
Так, дерзко прозвучал «Макбет» режиссера Алессандро Серра (Театр Сардинии и компания «Театроперсона», Кальяри), сыгранный исключительно... мужчинами (что напомнило о временах Шекспира) в традициях итальянской комедии масок. И от подобных режиссерских ходов классические страсти звучали совсем свежо. Напротив, когда эксперимент был очевидно рассчитан на эпатаж зрителей, то шекспировский текст оказался уже не нужен режиссеру Оскару Коршуновасу, превратившему главного героя пьесы «Отелло» в женщину. И растянувшему свою сценическую фронду в стиле рок почти на четыре часа (Городской театр Вильнюса).
А в спектакле «Двое. Чаплин и Михоэлс» Дмитрия Крымова (совместный проект продюсера Леонида Робермана и Музея Москвы) сцена из «Короля Лира» стала кульминацией не только всей постановки, но, пожалуй, и всего фестиваля, ибо Роза Хайруллина и Максим Виторган разыграли невероятный по мастерству и настроению этюд на тему «Как играть трагедию». Именно подобные мгновения превращают зрелище в искусство, где «дышат почва и судьба».
Фестиваль был всегда щедр на заметные актерские имена. Нынешний не исключение. Удачным стартом фестиваля стал спектакль «Сад» Дениса Азарова (еще один проект Леонида Робермана — на сей раз с «Электротеатром Станиславский»), в котором главную роль отдали Юлии Ayr. Украсили афишу моноспектакли Александраса Рубиноваса «Мой отец» и «Последняя лента Крепа» Игоря Ясуловича в режиссуре Камы Гинкаса.
Особо стоит отметить самоотверженную игру актерского квинтета хозяев фестиваля — артистов театра «Балтийский дом» — в постановке «Шатуны». В ее основе — одноименный текст Юрия Мамлеева. Режиссер-экспериментатор Роман Муромцев сумел одолеть вызывающую физиологичность литературного первоисточника, превратив спектакль в фантасмагорию. Она разыгрывалась в сжатом до размеров комнаты пространстве.
Однако не всегда пространство играло на руку режиссерам. Порою «подножку» подставлял сам литературный текст, как это произошло с рассказом Татьяны Толстой «Петере», превращенным Андреем Прикотенко в одноименный спектакль (театр «Старый дом», Новосибирск). Он оказался перегружен метафорами как в оформлении, так и в костюмах. А в экспериментальной постановке «Пушечное мясо» (театр Post) режиссер Дмитрий Волкострелов в буквальном смысле растянул все мизансцены фронтально на ширину 30 метров. Их были вынуждены осваивать три актрисы, почему-то общающиеся друг с другом на трех разных языках...
В подавляющем большинстве фестивальные спектакли наполняли зрительный зал смыслом и эмоциями. Это кажется особенно важным сегодня, когда мы так высоко ценим человеческое общение. «Самый главный итог нашего фестиваля, — сказал на заключительной пресс-конференции генеральный директор театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергей Шуб, — в том, что он состоялся».