МК в СПб: Исследователи из СПбГУ изучили, как блогеры освещают тему COVID-19. 7 сентября 2021
Дата: 7 сентября 2021
Молодые доценты СПбГУ Анна Смолярова и Екатерина Шаркова вместе со старшим преподавателем СПбГУ Тамарой Громовой провели анализ коммуникаций русскоязычных блогеров из Китая и Италии. Результатом исследования стала статья «Блогеры против паники: русскоязычные блогеры Китая и Италии освещают тему COVID-19». Статья вошла в коллективную монографию COVID-19 in International Media: Clobal Pandemic Perspective, изданную британским издательским домом Routledge Taylor & Francis Group.
Молодые ученые проанализировали русскоязычных блогеров, которые проживают в Китае и Италии, так как эти страны первые пострадали от коронавируса. Исследование цифровой коммуникации позволило им оценить влияние блогеров на общую информационную повестку в соцсети, а также определить лидеров мнений в этой соцсети. Авторы статьи отметили, что коммуникация, связанная с темой распространением вируса, может мешать эффективному реагированию служб общественного здравоохранения и сбивать с толку местное население.
Все анализируемые публикации делились на «эмоциональные» или «информативные». Первые могли содержать оценочные суждения, ругательства, смайлики, риторические вопросы. Вторые же больше напоминали новостные публикации, содержащие факты и личные истории. Оказалось, что информативных постов было гораздо больше в обеих странах.
Также исследователи заметили, что почти половина публикаций содержали критические заявления в адрес людей, которые не следуют рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, отрицают угрозу коронавируса, распространяют слухи или конспирологические взгляды. Большинство постов призывали следовать всем рекомендациям по безопасности, не паниковать и распространять проверенную информацию.
«Основываясь на результатах анализа, мы можем сделать вывод, что русскоязычные блогеры из Китая и Италии выполняли роль информационного источника и куратора новостей для своей аудитории, активно критиковали слухи и конспирологические идеи — такого поведения мы могли бы ожидать от качественных СМИ.» — рассказала Анна Смолярова.