Санкт-Петербургские ведомости: Сергей Ильченко о фильме «Бендер. Начало». 1 июля 2021 года
Санкт-Петербургские ведомости: Сергей Ильченко о фильме «Бендер. Начало»
Дата: 1 июля 2021
Великий комбинатор вновь на экране. В прокат вышел фильм «Бендер. Начало»
В прокате – фильм режиссера Игоря Зайцева «Бендер. Начало». Легко догадаться, что зрителям попытались рассказать о том, как начиналась «трудовая» биография будущего Великого комбинатора. Авторы проекта, видимо, рассчитывали на тот интерес и популярность, коей пользовался и пользуется этот литературный герой у читающей публики. Она давно разобрала дилогию Ильфа и Петрова на цитаты. К тому же видела на своем веку не одного кино-Бендера. Пришлось создателям новой версии играть по-крупному.
Авторы предложили нам только первую часть эпической экранной трилогии о боевой авантюрной юности будущего мужа мадам Грицацуевой. Уже объявлен выход в прокат второй части под названием «Бендер. Сокровище империи». А на горизонте третья часть – «Последняя афера». И в перспективе – сериал с теми же героями о популярном, жуликоватом и обаятельном герое.
Поклонникам Остапа Ибрагимовича придется сначала сильно удивиться: в фильме Зайцева обнаружились... сразу два Бендера. Отец и сын. Первого под именем и фамилией Ибрагим Бендер изображает... Сергей Безруков. Его сына Осипа Задунайского – Арам Вардеванян (новое лицо в нашем кино). О том, как юноша ищет и находит своего реального отца, могла бы рассказать комическая мелодрама. Но авторы (сценарист Олег Маловичко) пошли другим путем.
Он заключался в том, чтобы выжать из текста Ильфа и Петрова, ставшего литературным памятником, максимум каких-то фамилий, ситуаций, фраз и положить этот винегрет на твердый канон цикла рассказов. В качестве образца были выбраны «Одесские рассказы» Исаака Бабеля (вплоть до имен некоторых персонажей). Правда, неясно, зачем было переименовывать славный вольный город в условный Солнечногорск. Полученная эстетическая «окрошка» оставила впечатление суеты, мельтешения, будто смотришь немое кино 1920-х годов про славных хозяев Одессы во главе с Мишкой Япончиком. В нынешней киноверсии он немного изменился, но по-прежнему в исполнении Никиты Кологривого сохранил свою обаятельную наглость и беспричинную жестокость.
И здесь у меня возникло первое сомнение в чистоте избранного авторами жанра авантюрной комедии. Уж слишком много в картине раздается выстрелов и падает на землю трупов. Причем смерть и кровь льются как бы между делом. А делом являются авантюрные планы сына и обретенного папы относительно некоего жезла, украшенного бриллиантами. Легко догадаться, чем могут закончиться эти приключения (если вспомнить первый роман о поисках гарнитура мастера Гамбса).
Создатели так называемого приквела о Бендере не особо утруждали себя поисками оригинальных решений. На экране мелькает один эпизод за другим. И зритель видит прямые отсылки к отечественным фильмам про ту самую эпоху. Здесь и «Корона Российской империи», и «Служили два товарища», и «Гори, гори, моя звезда», и «Закат», и даже «Дежа вю».
А визуальный образ лже-Одессы дополняют эпизоды, отснятые в Петербурге, на его улицах и в его особняках. И эта торопливая эклектика – второе недоразумение, с которым я столкнулся во время просмотра.
Если это картина про юность будущего героя знаменитой дилогии, то хотелось бы увидеть в Осипе Задунайском черты того авантюриста, который помогал гражданам легко расставаться с денежными знаками. Бендер-юноша, каким его показали нам нынче, вряд ли станет через несколько лет создателем целой концессии по поиску сокровищ мадам Петуховой. Хотя я вполне допускаю, что уже во второй части дилогии его криминальный талант, помноженный на обаяние, сможет раскрыться с более очевидным результатом для публики. В том числе и по женской части. Волею творцов Бендеру-младшему подарен в нынешней ленте даже эпизод с легкой эротической «картинкой», напоминающей о неотразимости прекрасных одесситок.
В первой ленте Бендерианы, пока Ося мужает, солировать чаще приходится Бендеру-старшему, которого Сергей Безруков играет с некоторой усталой брезгливостью звезды – и экрана, и преступного мира. Получился этакий Саша Белый времен Гражданской войны. Ему до чертиков надоело дурить окружающих, но он никак, в силу природного дара и желания брать все, что плохо лежит, не может остановиться. Как сказали бы мы сегодня, персонаж на грани профессионального выгорания.
В общем, двое членов семьи обрели друг друга. И понятно, что их отныне ждут великие дела, каковые им предстоит вершить уже в дуэте. В следующий раз. Ждать продолжения осталось не больше месяца.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 118 (6956) от 01.07.2021 под заголовком «Бендериана начинается».