«Пять углов»: Лолита Крылова о начале карьеры журналиста. 24 марта 2021 года
«Пять углов»: Лолита Крылова о начале карьеры журналиста
От юнкора до преподавателя вуза: Лолита Крылова о начале карьеры журналиста в «ПУ»
Дата: 24 марта 2021
Дебаты, «Что? Где? Когда?», дружба, профессиональная команда — такой работу в «Пяти углах» помнит Лолита Анатольевна Крылова, журналист и преподаватель СПбГУ. Она работала в «Известиях», «Рекламе-Шанса», «Адресах Петербурга». Но начиналось все в 15 лет в родных «Углах».
— Как вы пришли в редакцию?
— Однажды мне дали посмотреть «Пять углов» одноклассницы Наташа и Света. Какое-то время я была просто читателем, а потом увидела несколько объявлений в рубрике «Стена». Поняла, что мне нравится коллектив молодежной редакции и я хочу с ним познакомиться. Принесла заметку и тут же попала в гущу событий. В номере обсуждали, причём на невероятно эмоциональном уровне, героев одного сериала, и меня попросили как человека со стороны написать материал об этом. Я все сделала, позже пришла за готовым экземпляром и получила небольшой гонорар.
— Какой была редакция, когда вы в нее пришли?
— Газета состояла из нескольких групп: профессиональные журналисты, юнкоры и активные читатели. Тексты выходили по рубрикам. Считаю, что одна из них, «Стена», стала предвестником социальных сетей. Это был интерактив для постоянных подписчиков — небольшие объявления, письма, заметки. Редакция могла объявить тему и обсуждать ее с детьми, публикуя постепенно их ответы. Рубрика «Шанс» состояла из школьных новостей, «Скулеж» из аналитических материалов, а в «Разговоре на уровне F» печатали фантастические рассказы.
— Получается, «ПУ» было большим сообществом. Как все взаимодействовали друг с другом?
— Ребята приходили на назначенные планерки несколько раз в неделю. У каждой рубрики была своя группа, состоящая из юнкоров и взрослого, ведущего этот раздел. Например, за «Шанс» и «Скулеж» отвечала Наталья Владимировна Шкуренок. Она задавала тему о школе, допустим, как обстоят дела в столовой. И мы писали об этом заметки. Иногда дети сами предлагали идеи. Бывало, инициатива ограничивалась одним текстом, бывало, запускался целый тематический блок, и об этом начинали писать все. Школьники готовили тексты, а команда журналистов очень тонко и грамотно поправляла их: превращала детские каракули в хорошие работы.
— Какие традиции были в редакции?
— Раньше 14 февраля существовал в календаре как незаметный и непопулярный праздник, и его не принято было отмечать. А наши мальчики однажды принесли в редакцию огромный плакат, в центре которого был нарисован пацифик в сердце. Все написали дружеские признания в любви. Так я первый раз отпраздновала День святого Валентина.
Когда появился сайт с чатом для читателей, распространились дебаты. Наверное, таких интеллектуальных словесных споров я нигде больше не встречала. Мой путь в «Что? Где? Когда?» тоже начался в «ПУ». Сейчас я продолжаю эстафету и тренирую команду в клубе «Полярник». Многие журналисты участвуют в «ЧГК», но именно в «Пяти углах» это было неотделимой частью редакции.
— Когда появилось чувство «буду журналистом»?
— Примерно через год после регулярного посещения редакции. Сначала это было так: «ой, как интересно, у меня что-то получается». На тот момент я уже попробовала себя в разных жанрах. Мы даже поучаствовали в целой пиар-акции, затеянной моими подругами-юнкорами. Тогда появилась музыкальная группа «Зимовье зверей» с лидером Константином Арбениным. Это был 1996 год. Мы сами пришли в редакцию с идеей о том, чтобы рассказать об артистах. В меру возможностей пытались раскрутить их: брали интервью, придумывали конкурсы по их творчеству, освещали концерты, в том числе квартирники. Так постепенно я втянулась в работу с информацией.
— Помогал ли потом этот опыт в работе в редакциях?
— Не скажу, что помогал. «Помогал» — это небольшое влияние со стороны. А тогда редакция газеты была моей жизнью. Я сначала практиковалась юнкором в «ПУ», а потом стала там работать: участвовала в рекламной кампании издания, вела интеллектуальную рубрику и культурно-публицистическую — «Исторический анекдот», делала фото для публикаций, потом занималась дизайном и версткой. Так что опыт работы в «Пяти углах» не помог, а именно сделал меня начинающим журналистом. В других редакциях я становилась уже специалистом какого-то профиля.
— Какие журналистские «шишки» вы получили в «ПУ»?
— Ошибаться и учиться приходилось везде. Уроки были разные. Но именно «ПУ» стал «соломкой» и не давал позже «больно падать». Принципиальное отличие от других редакций в том, что здесь я нашла единомышленников. И получила огромный пласт информации: как выбирать темы, чем отличаются жанры, как писать, как общаться. И именно в той компании все знания было легко и интересно добывать.
— Прошло много лет. Связаны ли вы сейчас с редакцией?
— Я общаюсь с людьми, которых встретила там. Если так сходу вспомнить, то это Валентин Сидорин, сейчас первый заместитель генерального директора «Российской национальной библиотеки». Михаил Скипский, неоднократно лучший тренер мира и телеигрок по спортивному «Что? Где? Когда?». Алена Карноухова, руководитель медиацентра «Полярник» в Невском районе. Анна Смолярова — коллега, преподаватель СПбГУ.
Сейчас уже от университета ведем творческо-рабочий диалог с редакцией: иногда отправляем студентов на практику, иногда делаем разовые задания. С удовольствием увеличила бы это общение и всех бы студентов отправила на практику в «Пять углов». Правда, они не все пойдут, но из тех, которые дойдут, — всем пригодится этот опыт.
— Что для вас «Пять углов»?
— Символ взросления и осознанного выбора. Понимание: я могу принять решение, чем заниматься и о чем писать. И главное — ощущение, что меня слышат.
«ПУ» научили, что можно исправлять текст, не испортив его. Редакция старалась найти индивидуальный подход к каждому ребенку и почувствовать то, о чем он хочет сказать. Поэтому текст исправляли всегда так, чтобы смысл не изменялся. Не помню, что у меня были обиды на исправления.
— Какой совет юным журналистам вы можете дать?
— Писать, снимать, публиковаться, общаться с людьми. С одной стороны, занимайтесь сами: ведите блоги, придумывайте контент, определяйте темы, которые вам интересны. Создавайте свое. Это тренирует самодисциплину. С другой стороны, сотрудничайте с редакциями. Там вас научать корректно писать тексты, пользуясь несколькими источниками, задавать нужные вопросы и с разных сторон смотреть на проблемы.
Интервью взяла Анжела Аксенова, СПбГУ, г. Санкт-Петербург