Санкт-Петербургские ведомости: Сергей Ильченко о комедии «Батя». 26 февраля 2021 года
Санкт-Петербургские ведомости: Сергей Ильченко о комедии «Батя»
Дорога в детство. На экраны вышла комедия «Батя»
Дата: 26 февраля 2021 года
В день традиционно мужского праздника 23 февраля на экранах петербургских кинотеатров появилась новая комедия «Батя». Ее поставил режиссер Дмитрий Ефимович. И ему, судя по премьере, помогала в этом целая группа продюсеров. Жанр картины они определили просто и доходчиво – «самая родная комедия».
Хотя, по словам самих творцов, сначала была идея снять комедию положений для телевидения. А в результате случился приятный и добрый комедийный фильм.
Само название картины настраивает на иронично-меланхоличный лад. Все-таки не «папа», не «отец», а именно так, по-домашнему и тепло – «батя». Для наших мальчишек это слово многое значит. Не каждый пацан назовет своего предка батей, а уж девчонка тем более. Это слово словно код для маленького мужчины, чтобы он знал, как называть своего папу, то есть мужчину взрослого. Рано или поздно сыновья вырастают и сами становятся отцами, папами, предками, а кое-кто и батей. Вот об этом и получилась история в новом фильме.
К вполне благополучной семье должен был приехать на свое 70-летие батя. Но не приехал почему-то. И вся семья – папа, мама, сын и дочь – отправляется к нему в гости. А по дороге глава семьи по имени Макс (Станислав Старовойтов) вспоминает свое детство и то, как складывались его отношения с батей. Нехитрая сценарная формула позволяет нанизывать на историю поездки сцены воспоминаний из вполне конкретного времени детства, когда Максу было семь лет. Получается этакая серия «Максимкиных рассказов», которые и разыгрывают батя и его единственный наследник. И главный смысл всей картины – отношения отца и сына.
Давно не приходилось видеть столь обаятельно-смешного дуэта двух актеров разного возраста, как дуэт взрослого бати (Владимир Вдовиченков) и пацана Макса (Андрей Андреев). Каждый эпизод они разыгрывают невероятно правдиво. Жизнь за окнами отнюдь не сахар (лихие 1990-е), но глава семьи пытается сохранить собственное достоинство, уважение сына к себе, а главное – осуществить благородную миссию мужского воспитания. Что и происходит – из репризы в репризу, вызывая по крайней мере улыбку, а в большинстве случаев – смех. Многие юноши и мужчины, которые посмотрят «Батю», вспомнят свои семейные традиции, свою систему воспитания. А их спутницы, наверное, смогут понять, как нелегко мальчикам превращаться в настоящих мужчин, не теряя чести, силы и пацанского обаяния.
Пересказывать эти истории отношений отца и сына не имеет смысла. Здесь все дело – в деталях: интонации, взгляде, жесте. Владимир Вдовиченков сыграл в «Бате» отлично. Но вряд ли его успех был бы так заметен, окажись на месте маленького Макса другой мальчик. Андрей Андреев чем-то напомнил мне блеснувшего в конце прошлого столетия Мишу Филипчука («Вор», «Сирота казанская»). Те же широко открытые глаза, удивляющиеся собственному отцу и миру, его непростым законам и правилам. Та же непосредственность и гигантское для маленького пацана желание поступать как взрослый и быть похожим на старшего мужчину в семье. И выразительное молчание, когда слов не хватает, но надо по-мужски держать удар.
Дорожная история поездки к бате в гости позволяет лучше узнать и почувствовать характер уже повзрослевшего Макса, главы семьи и отца своих детей. Он, конечно, не стал для своих потомков тем батей, которым был для него его отец. Понятно, что времена другие, да и сам фильм слишком короток для того, чтобы мы могли узнать о том, что происходило с сыном и отцом после рассказанных нам историй. Но от одной детали вдруг набегает во время просмотра фильма горечь. Оказывается, что мама Макса (Елена Лядова), не выдержав сложностей быта и постоянных возлияний бати, покинула семью. Но эта ситуация так и остается на периферии происходящего. И все же лично мне не хватало в этих отношениях именно мамы. Хотя я прекрасно понимаю, что у каждого из зрителей найдется свое личное воспоминание, которое откликнется во время просмотра «Бати».
Семья Макса доберется до бати, встретится с ним, но финал, как мне кажется, не самое главное в этой энергичной комедии. Чувствуется, что для ее авторов главное – воспоминания, которые и бередят душу взрослого Макса. Здесь, уже за пределами фильма, на зрителей может накатить целая волна воспоминаний и ассоциаций. Причем не только по поводу собственной жизни, но и из сферы кино – от фильмов Хуциева и Губенко до Михалкова и Тарковского. Режиссер оставил публике небольшую подсказку: в определенный момент истории герои фильма видят по телевизору мелодраму Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими». Еще одно напоминание об отцах советской страны. «Батя» – из их числа. Недаром на календаре, висящем на «кухне воспоминаний», четко виден год – 1992-й. Уже тридцать лет назад. И почему-то не хочется из тех экранных эпизодов возвращаться в нынешнюю жизнь.
Видимо, не хотелось этого и авторам комедии. А потому уже рядом с идущими титрами, в «окошке» мы вновь и вновь видим сцены о воспитании мужских чувств. Интересно было бы увидеть «Батю» в сериальном варианте. Интуиция мне почему-то подсказывает, что встреча с такими обаятельными героями все же может состояться на наших больших и малых домашних экранах.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 33 (6871) от 26.02.2021 под заголовком «Дорога в детство. К папе».