Санкт-Петербургские ведомости: Сергей Ильченко о фильме Кончаловского «Дорогие товарищи!». 8 февраля 2021 года

Санкт-Петербургские ведомости: Сергей Ильченко о фильме Кончаловского «Дорогие товарищи!»

Дата: 8 февраля 2021 года

Источник

Фильм Кончаловского «Дорогие товарищи!» выдвинут на «Оскар»

В отечественном прокате новый фильм Андрона Кончаловского «Дорогие товарищи!» не смог собрать той «кассы», которой хвалятся иные отечественные хиты. Зато внимание заинтересованной аудитории обеспечивает картине ее успешное продвижение в мире больших профессиональных амбиций. На последнем международном кинофестивале в Венеции Кончаловский получил специальный приз жюри. На церемонии премии «Золотой орел» ему вручили статуэтку как лучшему режиссеру года. И, наконец, высшая точка на сегодняшний день, означающая успех фильма, – выдвижение на премию Американской киноакадемии, известную всем как «Оскар».

ля Андрона Сергеевича эта попытка уже третья по счету (после «Дома дураков» и «Рая»). Не говоря уже о телепремии «Эмми» (за сериал «Одиссей») и наград в тех же Венеции и Каннах. Стоит вспомнить и его опыт работы в Голливуде. Словом, для самого режиссера подобные номинации и выдвижения – нечто вроде игры, подтверждающей его мировой статус постановщика. В свои 83 года он оказывается вполне активным мастером, способным снять кино, вызывающее споры и интерес.

«Дорогие товарищи!», сюжетно связанные с трагическими событиями июня 1962 года в Новочеркасске, подтвердили также и чуткий слух Кончаловского к темам, которые могут оказаться актуальными.

История забастовки рабочих 60-летней давности, вылившаяся в шествие по улицам Новочеркасска к зданию горкома и горисполкома, закончилась кровопролитием и жестоким наказанием выявленных спецслужбами «зачинщиков» (всего 107 человек). Они были приговорены к суровым тюремным срокам, а семеро расстреляны. Жертвами трагедии стали и те участники демонстрации, которые пришли в толпе протестующих поговорить с властями. Историки до сих пор не могут дать точную оценку происшедшему в казацкой столице российского юга, включая точно установленное число жертв. Что и создает почву для различных версий трагедии в кино, документальном и игровом. Можем вспомнить сериал Константина Худякова «Однажды в Ростове» (2012). Первые две серии его как раз и были посвящены новочеркасской трагедии.

Не думаю, что именитый и опытный режиссер Кончаловский, задумывая этот фильм, намеревался актуализировать его сюжет путем аллюзий и намеков. Но так уж случилось, что выход в прокат картины о трагедии 1962 года символически совпал с актуальной не только для России политической повесткой. И от этих вольных (или невольных) сравнений и размышлений вряд ли можно удержаться.

Следует напомнить, что Юлия Высоцкая, исполнительница главной роли в новом фильме, родилась в Новочеркасске. Выглядит актриса в роли Людмилы Семиной, сотрудницы горкома КПСС, весьма органично. Тем более что Кончаловский старательно усилил визуальную составляющую своей черно-белой ленты, всячески обращая внимание на детали быта и жизни советских граждан того времени, которое чуть позже интеллигенция станет называть «оттепелью».

Правда, была та «оттепель» в столичных городах, а в провинции она обернулась недовольством населения и падением уровня жизни. Собственно, с констатации этого факта ранним утром 1 июня 1962 года и стартует фабула картины «Дорогие товарищи!». Беседуют двое – Семина и ее непосредственный шеф первый секретарь горкома КПСС Головин (Владислав Комаров). Место действия – спальня шефа, который в отсутствие супруги оказал знаки внимания своей подчиненной. Но это реализм, правда жизни, в создании которой на экране А. С. Кончаловский за долгую карьеру весьма преуспел. Далее альковная тема не продвинется и начнется история трехдневного протеста.

Гражданка Семина станет его свидетельницей и участницей. «Бунт трудовых масс» увиден как бы ее глазами. Зрители следят за тем, как растерянная Людмила мечется по Новочеркасску в поисках дочери, ушедшей вместе с протестующими. Но – увы! – сюжет картины порою слишком невнятен в главной линии – показе причин и подробностей новочеркасской трагедии. Мелодрама здесь расправляет свои жанровые крылья со всем размахом. И не складывает их до самого финала, в котором режиссер так и не смог определиться: о ком или о чем он снял свой фильм на столь горячую нынче тему. Не случайно сама Людмила выглядит настолько растерянной, что нуждается в помощи. И ее оказывает своей героине режиссер-сценарист, соединяя поиски дочери и линию знакомства Людмилы с сотрудником КГБ Виктором (Андрей Гусев). Он и начинает помогать женщине в нелегком деле поисков, которые все более и более лишают мать надежды на благополучный исход.

Режиссер умело уклонился от оценки причин и указания виновников. Хотя некоторые намеки все же сделал, переключив внимание с тех, кто протестовал, на тех, кто этих протестующих пытался остановить, арестовать и наказать. Посмотрев «Дорогие товарищи!», вы поймете, кто и с помощью кого расправился с протестом рабочих, шокированных повышением цен на продукты, и почти одновременно – понижением оплаты труда. Однако где-то на периферии разговоров в кадре проскочат слова о том, что активными участниками протестов были люди с уголовным прошлым. К тому же толпа начала хулиганские акции еще накануне, 1 июня. А 2-го громили не только горком, но и отдел милиции, и банк, не говоря уже о том, что была заблокирована железная дорога.

Здесь, впрочем, я уже вступаю на опасный путь сравнения реальной истории с нынешней ее версией, исполненной Кончаловским. Говорят, что следующий свой фильм Андрон Сергеевич станет снимать уже про COVID-19. Будет интересно!

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 21 (6859) от 08.02.2021 под заголовком «В поисках актуального времени».

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль