Санкт-Петербургские ведомости: Сергей Ильченко о сериале «Перевал Дятлова». 08 декабря 2020 года

Санкт-Петербургские ведомости: Сергей Ильченко о сериале «Перевал Дятлова»

Дата: 08 декабря 2020 года

Источник

Мистическая тайна СССР. Зачем смотреть сериал «Перевал Дятлова»

Состоялась премьера нового телевизионного сериала «Перевал Дятлова», посвященного печально известной гибели группы уральских студентов. Об этой истории, случившейся зимой 1959 года, последние четверть века продолжают активно вспоминать.

Не счесть экранных и медийных версий трагического инцидента, случившегося в безлюдных горах Северного Урала. Нынче режиссеры и продюсеры Евгений Никишов и Валерий Федорович предложили нестандартный ход, словно желая обобщить наиболее вероятные версии гибели группы. В этом им помог опытный сценарист Илья Куликов, сочинивший затейливый сюжет на основе материалов прежде закрытого дела образца 1959 года и доследования нового века. В ход также пошли сохранившиеся дневники некоторых дятловцев.

Вся информация и анонс сериала содержали утверждение: «Самая мистическая тайна СССР». Пришлось, естественно, внедрять в фабулу повествования и ту самую «мистику» в духе «Битвы экстрасенсов». Для этого сериал был четко разбит на три повествовательные линии.

Первая – история самого похода группы Дятлова по туристическому маршруту (вплоть до трагического по своему напряжению эпизода гибели туристов). Вторая линия – расследование причин загадочного инцидента, которое ведет прибывший в Свердловск майор КГБ Олег Костин (Петр Федоров). В таком параллелизме есть творческий смысл: одна серия рассказывает о деяниях майора, а следующая – о том, как группа шла к своему перевалу судьбы. «Дятловской» линии отдано черно-белое решение стиля в духе советских кинолент. А история Костина и его отношений с судебно-медицинским экспертом Екатериной (Мария Луговая) рассказана в цвете с элементами детективного нуара и любовной мелодрамы. Но это еще не все: в оба набора серий вкраплены воспоминания главных героев о войне.

Формально на это есть оправдание и в сериях о группе Дятлова, в которую прямо перед началом похода был включен некто Золотарев (Егор Бероев), оказавшийся и в сценарии, и на самом деле сотрудником КГБ. Словом, интрига была запутана на старте сериала. А если упомянуть почти анекдотический эпизод, в котором некий экс-студент УПИ Борис Ельцин просится в поход вместе с группой Дятлова, то станет ясно: какие сомнения обуревали рецензента при просмотре первых серий...

И все же по мере развертывания сюжета оказалось, что принятые авторами сериала «меры» по удержанию зрителей у экрана оправданны.

Мистическое напряжение сопровождает историю похода группы Дятлова, но оно существует и в линии Костина. В ней авторы «обыгрывают» практически все существующие версии, связанные с возможной насильственной смертью туристов (от медведя-шатуна до беглых зэков и ищущих их конвоиров). Соблазн лихо закрутить сюжет отставлен в сторону, ибо и показанного, и рассказанного достаточно для того, чтобы зрители вполне самостоятельно могли определить достоверность версии, изложенной авторами сериала. В конечном итоге она совпадает с той, которая была изложена Генеральной прокуратурой РФ.

Парадокс зрительского восприятия заключается в том, что к концу сериала ты уже не думаешь о вариантах версий, а сочувствуешь молодым ребятам и девчатам, нашедшим свою трагическую судьбу на том самом перевале. А беднягу следователя становится просто жаль: война его так и «не отпустила», связав его боевое прошлое с судьбой его возлюбленной. Костин такой, каким его сделали жизнь и профессия. И у него – свой перевал. Но ответ на вопрос, в какую сторону он с этого перевала спустится, остается за пределами финальных титров сериала.

А нам на память останется редкий в нынешней сериальной культуре коллективный портрет группы уральских студентов, которых теперь медийный мир именует «дятловцами». Так и хочется вспомнить слова известной песни – «когда мы были молодыми». Быть может, на этом и стоило завершить показ сериала. Но зачем-то вдруг возник вслед за финалом фильм о фильме, хотя вряд ли к переживаниям зрителей что-то прибавилось от того, что они узнали о факте съемок Северного Урала на Горном Алтае...

Нам же и так было достаточно восьми показанных серий для размышлений и впечатлений. За фасадом анонса о «самой мистической тайне СССР» можно было разглядеть жизнь простых людей из уже далекой советской эпохи. И пожалеть, что их судьба так нелепо и трагически оборвалась в местах пустынных и таинственных.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (6822) от 08.12.2020 под заголовком «Перевал трагический, он же мистический».

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль