Санкт-Петербургские ведомости: Сергей Ильченко о фильме Глеба Панфилова с Инной Чуриковой. 15 октября 2020 года

Санкт-Петербургские ведомости: Сергей Ильченко о фильме Глеба Панфилова с Инной Чуриковой
Чурикова в двух главных ролях. 50 лет назад на экраны вышел фильм «Начало»

50 лет назад, в октябре 1970 года, на экраны советских кинотеатров вышел новый фильм Глеба Панфилова с Инной Чуриковой сразу в двух главных ролях. И хотя за их плечами уже была одна совместная работа, именно «Начало» стало началом нового этапа в их творческой и личной жизни.

Дата: 15 октября 2020

Источник

Предыдущую ленту – режиссерский полнометражный дебют «В огне брода нет» – Панфилов поставил тремя годами раньше, в 1967 году, к 50-летию Великого Октября. В ней Инна Чурикова и сыграла свою первую главную роль – талантливой художницы-самоучки Тани Теткиной, погибшей в сжигающем все и всех пламени Гражданской войны. Картину хорошо принимали в профессиональной среде, но большого проката она не имела. Однако репутацию режиссера существенно укрепило присуждение картине «Гран-при» – «Золотого леопарда» – на международном кинофестивале в Локарно. Было в истории с этим фильмом по крайней мере три обстоятельства, которые предопределили движение Глеба Панфилова и его музы к будущему фильму и его успеху.

Это, конечно, феномен Инны Чуриковой, сыгравшей так, что, увидев ее однажды в этой роли, забыть невозможно. Соавтором сценария начинающего режиссера стал классик советского сценарного дела Евгений Габрилович. Их творческое партнерство повторилось и в работе над «Началом». И, наконец, снимая основные сцены для фильма про Гражданскую войну на железнодорожной станции города Мурома, Панфилов, по словам его оператора Дмитрия Долинина, уже присматривался к натуре для следующего фильма. Им должна была стать эпопея о Жанне д,Арк.

История кино умалчивает о том, кому пришла в голову идея соединить судьбу героини французского народа и жизнь простой фабричной девчонки в едином сюжете. Но этот ход подарил нашему кино двух совершенно разных экранных героинь, которые удивительным образом соединились в пространстве одной картины. И обеих этих героинь в фильме сыграла Инна Чурикова.

Ее героиня Паша Строганова была «поселена» в рабочем общежитии в Муроме. В лесах под этим городом во Владимирской области снимали большинство эпизодов из фильма о Жанне, которую и предстояло сыграть Паше. Эпизоды кинематографического быта разыгрывались в интерьерах «Ленфильма», а триумфальную премьеру картины с Пашей в главной роли сняли в БКЗ «Октябрьский».

«Начало» – удивительное кино, в котором быт и жизнь простого человека «из народа» напрямую стыкуются с деяниями той, которая спасла Францию много веков назад. И эта сюжетная рифма через столетия порождает в картине Панфилова тот объем смысла, когда зрители понимают, что и жизнь обыкновенного человека может быть полна страстей и чувств самого высокого накала. Блистательный дуэт Инны Чуриковой с Леонидом Куравлевым, сыгравшим ее возлюбленного Аркадия, – романтическая история любви, в которой наши чувства трепетно колеблются от иронии до ужаса.

Здесь кино, рассказывая о себе, все-таки сохраняет для зрителей некую магию заэкранья. Великолепен эпизод съемок монолога Жанны-Паши, которой постоянно «мешают ее руки». Здесь Панфилов оставил вместо себя сценариста Юрия Клепикова, который очень похож внешне на самого Глеба Анатольевича и которому пришлось сыграть Режиссера в «Начале». А вот оператора Дмитрия Долинина Панфилов оставил в кадре, доверив ему роль... оператора, который и снимает фильм про Жанну.

В картине блистательно играют одни из лучших своих ролей Валентина Теличкина, Татьяна Бедова и Михаил Кононов, сумевший тоже сыграть две роли: друга Паши и бесноватого в сцене сожжения Жанны. Их персонажи настолько естественны, насколько и узнаваемы. Сегодня, полвека спустя, встречаешь их на экране, как старых знакомых.

Картина собрала в прокате почти 21 миллион зрителей. Инна Чурикова стала лауреатом премии Ленинградского комсомола и была признана лучшей актрисой года по результатам опроса журнала «Советский экран». Картина имела успех на международных кинофестивалях, заодно возродив зрительский интерес к предыдущей картине «В огне брода нет». Но именно после «Начала» началась и другая линия жизни Панфилова и Чуриковой. Режиссер предложил проект фильма о Жанне д,Арк, естественно, подразумевая, что главную роль должна была сыграть Чурикова. Начались идеологические и цензурные мытарства, которые ничем в результате и не закончились. Замысел «лег» на полку, как позднее ляжет на полку фильм Панфилова «Тема». А сам режиссер покинет Ленинград и осядет в Москве.

Но в 1970-м все казалось радостным и светлым, как улыбка Паши в роли Жанны на огромном панно-плакате, вывешенном на углу Суворовского проспекта и Староневского в эпилоге ленты. Титр с названием «Начало» появлялся не в начале, а в конце, так же и все остальные титры. Такой прием нарушал все правила и традиции. Но именно так и творится искусство. К нашему счастью, у этого начала было не менее яркое продолжение.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (6785) от 15.10.2020 под заголовком «Все началось с «Начала»».

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.