Санкт-Петербургские ведомости: Сергей Ильченко о II фестивале национальных театров России. 14 сентября 2020
Санкт-Петербургские ведомости: Сергей Ильченко о II фестивале национальных театров России
В Крыму завершился II фестиваль национальных театров России «Крымская театральная осень». Его организатором и активным участником выступил петербургский театр-фестиваль «Балтийский дом» во главе с генеральным директором Сергеем Шубом. Форум был посвящен 75-летию Победы.
Дата: 14 сентября 2020
Эту важную для участников и зрителей тему задал спектакль открытия «Победа. Одна на всех» (режиссер Дмитрий Кошмин). В основе постановки – музыкально-поэтическая композиция, которую театр «Балтийский дом» представил виртуально 9 мая. Ялтинский вариант представления дополнили номера коллективов – участников фестиваля. И такой ход лучше слов и лозунгов продемонстрировал объединяющую силу искусства: на одной сцене выступали артисты Татарского театра имени Камала (Казань) и Национального театра Карелии (Петрозаводск), Русского театра имени Вахтангова из Владикавказа и артисты музыкального театра Республики Крым. Здесь танцевали солисты чеченского ансамбля танца «Вайнах» и читали стихи звезды фестиваля Хава Ахмадова и Ольга Кабо.
Полуостров уже во второй раз принимал столь масштабную культурную акцию. Однако период ограничений и карантина добавил фестивалю эмоций и предопределил ту доброжелательную атмосферу, которой были отмечены показы спектаклей в Ялте, Симферополе и Керчи. Всего зрители увидели постановки из 9 регионов России – от Республики Тыва до Петрозаводска. Фестиваль поддержали Министерство культуры и Союз театральных деятелей России, министерство культуры Республики Крым. Свою лепту внес и комитет по культуре нашего города.
Петербургский акцент был весьма силен в программе фестиваля. Многие артисты и режиссеры, приехавшие на «Крымскую театральную осень», учились в театральном вузе на Моховой. Кроме того, специалисты по вокалу и сценической речи из «Балтийского дома» давали мастер-классы. А автор этих строк участвовал в обсуждении показанных спектаклей, чему артисты из Чебоксар, Уфы, Грозного были рады. Полные залы в финале всегда приветствовали артистов стоя и громкими аплодисментами. Для всех театров-участников выступление на фестивале стало фактическим открытием нового сезона.
Колорита фестивалю добавило и «присутствие» Чехова: в ялтинском музее писателя артисты «Балтийского дома» дважды устроили театрализованную читку пьесы Любови Лебединой «С тобой и без тебя», посвященной последним годам жизни писателя, прошедшим на крымской земле.
Чувство сопряжения национальных традиций и современного театрального языка – вот то, что отличало «Крымскую театральную осень». Единая тема послужила стимулом к поискам и вариациям.
Именно об этом шла дискуссия на «круглом столе» «Национальные театры и культурная самобытность народов России», в которой участвовали все руководители фестивальных коллективов. Это была эмоциональная дискуссия, которая длилась даже дольше отведенных ей трех часов. Разговор шел и о том, как укреплять с помощью фестивалей и гастролей культурные связи между регионами, и о том, как сохранять национальные традиции и родной язык на театральной сцене, и о том, как могут традиции и нравы региона влиять на восприятие театрального искусства.
Об этом эмоционально рассказывала Хава Ахмадова, художественный руководитель – директор Чеченского драматического театра имени Нурадилова (Грозный). Горские обычаи не позволяют смотреть на то, как мужчина обнимает женщину, хотя бы и на сцене. И вечером того же дня в спектакле «В горы за тобой», сыгранном чеченским коллективом на пределе эмоций, зрители увидели, как главный дуэт артистов – Ольги Кабо и Сулеймана Ахмадова – застыл в напряженной финальной мизансцене, так и не преодолев положенный традициями барьер сдержанности. Впрочем, страстей, эмоций и чувств на театральных подмостках хватало и без этого.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 164 (6762) от 14.09.2020 под заголовком «Фестиваль. Один на всех».