Петербургский дневник: Сергей Ильченко о новых сериалах о войне. 16 мая 2020 года
Петербургский дневник: Сергей Ильченко о новых сериалах о войне
Сергей Ильченко: «Как фильмы обеспечили воинам бессмертие»
15 мая 2020 года
В праздничные майские «победные» дни наши телеканалы предложили зрителям несколько сериальных премьер, так или иначе связанных с темой Великой Отечественной войны. И некоторые из них приятно удивили, считает обозреватель «ПД».
Новая встреча с героями сериала «Диверсант. Крым» ничем особенным воображение публики не поразила. Первый канал использовал свою давнюю традицию: эксплуатировать те экранные проекты, которые однажды уже приносили вещателю успех. Зато прежде незамеченный в эксплуатации военно-патриотической тематики канал НТВ преподнес сюрприз, показав в течение двух праздничных дней два мини-сериала. Каждый из них удивил по-своему. И что еще более удивительно, что фильмы о совершенно разных героях поставил один режиссер – Юрий Попович. Можно сказать, что в дни праздника состоялся его телеэкранный бенефис, который следует признать удачным и заметным.
В основу сериала «Алеша» легла повесть Белорусского писателя Ивана Пташникова «Найдорф», написанная еще в 1975 году и удостоенная Государственной премии Белоруссии. В ней рассказывается о событиях осени 1944 года, когда по освобожденной территории еще бродили недобитые части фашистов и экс-полицаи. А партизаны, оставшиеся уже в тылу советских войск, вели с этими недобитками отчаянную борьбу. В центре сюжета история отношений бывалого мужика Ефрема Жаворонка (Владимир Епифанцев хорош и убедителен в этой непростой роли) и подростка-сироты Алеши (Михаил Сапрыкин).
Сюжетная конструкция, известная в традициях отечественной военной прозы еще со времен Алеся Адамовича и Василя Быкова. Однако в «Алеше» она наполняется неожиданными мотивами и смыслами, которые явно несут в себе гуманистическую традицию славянской культуры в отношении такого жестокого и беспощадного явления, как война. При том, что в сериале очевидно наличие «боевых» сцен и динамики опасных приключений в белорусских лесах и топях, в нем есть главное – яркие характеры героев с драматическими судьбами. За ними следить интересно и по ходу повествования явно проникаешься к ним сочувствием, потому что понимаешь: с приходом Красной Армии война на земле Белоруссии не закончилась.
За «Алешей» последовал на следующий день в эфире мини-сериал «Дед Морозов». Его сюжет и вовсе бы показался фантастичным, если бы не реальная судьба главного героя – революционера Николая Морозова (Аристарх Ливанов). Уникальность его биографии поражает сегодня воображение: в возрасте 87(!) лет Морозов ушел добровольцем на фронт, стал снайпером и получил боевые награды, в том числе медаль «За оборону Ленинграда».
Исключительность личности революционера, который провел в царских тюрьмах 30 лет, явлена на экране со всей полагающейся зрелищностью и убедительностью. Однако главное, что сыграл Аристарх Ливанов – это одержимость желанием защищать Родину во что бы то ни стало. Здесь и смыкаются в своих глобальных смыслах оба сериала Юрия Поповича о Великой Отечественной войне. Фраза «на защиту Отечества поднялся весь народ – от мала до велика» превращается в экранный образ воспринимаемых судеб конкретных людей. Из некоего апокрифа она становится реальным воплощением того, как происходила эта самая «защита».
75 лет прошло с той грозной поры, как завершилась война. Кто-то призывает прекратить вспоминать нашу Победу и переключиться на другие темы. А уж тем более не снимать более фильмов и сериалов про войну. Нынешний непростой юбилей показал, что об этом надо рассказывать и рассказывать, и показывать, показывать фильмы – новые и прежние. Для того, чтобы помнил весь мир: кто одержал эту Победу и какую цену мы за нее заплатили. Говорят, что война не заканчивается до тех пор, пока жив хотя бы один ее солдат. Воинам Великой Отечественной в нашем кино обеспечено в таком случае бессмертие.