Петербургский дневник: Сергей Ильченко о возвращении хорошо забытых старых телевизионных передач. 6 марта 2020 года
Петербургский дневник: Сергей Ильченко о возвращении хорошо забытых старых телевизионных передач. 6 марта 2020 года
Дата: 6 марта 2020 года
Сразу два некогда популярных развлекательных телепроекта вернулись в федеральный эфир. На канале «Мир» мы вновь наблюдаем за тем, как участники пытаются заработать немного денег в программе «Слабое звено». А Первый канал вновь и вновь призывает: «Угадай мелодию».
В отечественном телебизнесе в отличие от древней Греции все-таки существует возможность входить дважды (а то и трижды) в одну и ту же реку, под названием эфирный контент. Что недавно продемонстрировали Александр Гарриевич и Ксения Анатольевна. Нынче нас пытаются развлекать с помощью нашей же эрудиции. Для этого вновь из полузабытья вызвали Марию Киселеву, обладательницу негласного титула лучшей исполнительницы роли ведущей-стервы. И она, такая же стильная, как и прежде, играет строгую учительницу с легким налетом психологического доминирования по отношению к участникам программы «Слабое звено».
За годы отсутствия в эфире ведущая явно повзрослела вместе со своей самооценкой. И, быть может, поэтому стала более разговорчивой во время пауз между розыгрышами и более чванливо-жесткой в том, как она задает каверзные риторические вопросы вроде «Кто купил себе диплом в подземном переходе?». Вопросы же реальные в принципе не относятся к области заоблачных знаний. На них (если не торопится), сидя у телевизора, ответит любой старшеклассник. Например, столицей какого государства является София? Но в том-то все и дело, что в стрессовой ситуации съемок в павильоне (знаю по собственному опыту участия в подобных проектах) вся эрудиция куда-то странным образом испаряется.
Однако с точки зрения справедливости жесткость лицензионного телепродукта «Слабое звено» мне кажется более искренней в отличие аналогичных ветеранов-викторин вроде «Что? Где? Когда?» или «Своей игры», которые являются закрытыми клубами для допущенных c плохо скрываемой игрой в поддавки для своих.
Подобный вариант праздничного развлечения предлагает и программа «Угадай мелодию», формат которой четверть века назад расторопный обаяшка Влад Листьев, не стесняясь позаимствовал у зарубежного телевидения, никому об этом, понятным образом, не сообщив. Бесконечные блуждания проекта по эфирной сетке, злоключения с ведущим, то закрытие проекта, то его возобновление, - все это создает программе определенную репутацию очередного эфирного развлечения для «звезд», что явно выводит проект за рамки массовой любви простых телезрителей. А так как звезд у нас не так много (не наберется даже на какой-нибудь элитный коттеджный поселок), то и приходится бедняге ведущему и авторам проекта приглашать одних и тех же персон. И от этого бесконечного круговорота на экране одних и тех же лиц возникает эффект, схожий с поведением организма человека во время полета на самолете в зоне турбулентности.
Однако даже мало изменившийся формат проекта «Угадай мелодию» раздражает не так сильно, так как его преподносят зрителям исключительно по праздникам. В отличие от других музыкальных соревнований и проектов. И вправду, в консервативной стабильности нашего родного ТВ есть нечто духоподъемное. Только вот зачем в «Слабом звене», после финального монолога Мария Киселева стала почему-то подмигивать ЛЕВЫМ глазом. Тогда как полтора десятка лет назад она пускала в ход свое правое око….
Что бы это значило? У нас с вами есть время подумать и понаблюдать, так как возрожденная жизнь «Слабого звена» в эфире еще только начинается.