Петербургский дневник: Егор Королёв о Петербурге Ильи Репина. 26 февраля 2020 года
Петербургский дневник: Егор Королёв о Петербурге Ильи Репина
Дата: 26 февраля 2020 года
Колумнист «ПД», преподаватель СПбГУ – о выставке в Русском музее, которая продлится до 9 марта
В Русском музее до 9 марта можно увидеть картины Ильи Репина в честь 175-летия со дня его рождения. Эта большая выставка знакомых нам всем с детства полотен, кроме всего прочего, вводит Репина в пространство Петербурга и ненавязчиво напоминает, что мы живем в городе, в котором его имя носят улица, площадь и Академия художеств.
Если Пушкин – «наше всё» в поэзии, а Чайковский – в музыке, то Репин – в живописи. Рейтинги и ранги для классиков – суета, но в Корпусе Бенуа как никогда понимаешь, почему Илья Ефимович – наш главный художник. Выражения «не ждали» и «как бурлаки на Волге» давно вошли в пространство русского языка и существуют уже даже без оглядки на автора. На выставке поражает количество известных образов – от «Царевны Софьи» до «Запорожцев».
Сын военного поселянина из заштатного Чугуева приехал покорять столицу и первую ночь провел в гостинице трактира «Золотой олень» на углу Большого проспекта Васильевского острова и 7-й линии. Потом он снял комнату в доме № 8 по Малому проспекту. У петербуржцев замылился глаз, и мы уже не замечаем, что одна из уютнейших наших улочек названа в честь Репина. Весь Васильевский остров – это его адреса.
Выставка в Русском музее – хороший повод прочитать воспоминания художника «Далекое близкое». Там то и дело всплывает топонимика Петербурга XIX века. Репин ходит в гости к Крамскому сначала на 6-ю линию, потом на 17-ю и в Биржевой переулок. На Смоленском поле (сегодня там трамвайный парк на Среднем проспекте) он наблюдал за казнью Каракозова, а после искал его могилу на острове Голодай (остров Декабристов).
Петербург – это город Пушкина, Достоевского, Блока, Ахматовой и, может быть, неожиданно – Репина. Экспозиция в Русском музее актуализирует и имя художника, и его значение. Не пропустите, а то там до сих пор толпы. Даже альбомов выставки на русском языке уже не осталось.