Первый национальный: Сергей Никонов о российской науке. 19 декабря 2019 года

Сергей Никонов: «Наука в России сильна, руководство – намного слабее»

Дата: 19 декабря 2019 года

Источник

Интервью с главным редактором журнала «Век информации» Сергеем Борисовичем Никоновым, кандидатом политических наук, доцентом кафедры международной журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.

– Журнал «Век информации» (сетевое издание) – образец умного поведения журналиста в научной информационной среде. Какие возможности дает сегодня медийная среда для распространения научного контента?

– Спасибо большое, за комплимент об умном поведении журналиста, но сразу скажу – это не обо мне. Во-первых, я не состою в договорных (платных) отношениях с журналом, а во-вторых я, отношу людей, не имеющих журналистского образования, но называющие себя журналистами, к категории «лжежурналистов». Я понимаю, что в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (Закон о СМИ), журналист может не иметь специального образования, и если он состоит с изданием в договорных отношениях по подбору, обработке и созданию медиапродукта, то он журналист. Врач в России должен иметь медицинское образование, судья или адвокат обязаны иметь юридическое образование, а журналист – это кто угодно. Как мне известно, называющий себя журналистом филолог Дмитрий Киселев, называет себя именно так. Владимир Соловьев в 1986 году окончил физико-химический факультет Московского института стали и сплавов с красным дипломом и так же называет себя журналистом. Возможно, они прошли переподготовку по специальности журналистика, но мне это не известно. Я преподаю предмет «Внешнеполитическая пропаганда» и, оценивая работу указанных выше лиц, я бы поставил им зачет, но попросил бы исправить некоторые слова в их риторике.

Говоря о медийной среде для распространения научного контента, я хотел бы сказать, что к этому нас подвигла, ситуация при которой Высшая Аттестационная Комиссия РФ (ВАК РФ) «сдалась» под натиском коммерческих проектов «SCOPUS» и «Web of Science». Вопреки расхожему мнению, что молодежь не занимается научными изысканиями, мы имеем другие данные, и пытаемся найти науку среди мыслей молодежи, которые они формируют в своих статьях. Молодые люди, с учетом их ментальности (нежелания глубоко вникать в проблему, если она им не интересна), хотят результата здесь и сейчас. И журнал «Век информации» (сетевое издание) именно то, что нужно нашим студентам. Свои работы они видят здесь и сейчас! Сетевые издания – это требование времени и мы пытаемся ему соответствовать.

– Кто придумал название журнала «Век информации»? Оно звучит как определение или приговор нашему времени? Расскажите об истории создания, сложностях, источниках финансирования, кто ваша команда? Кто помогает с технической стороны? Как издание соотносится с одноименным изданием Института «Высшая школа журналистики или массовых коммуникаций» ФГБОУВПО «Санкт-Петербургский университет».

– Журнал «Век информации» был создан профессором Санкт-Петербургского государственного университета Сергеем Анатольевичем Михайловым еще в далеком 1996 году. Но, как и многие научные журналы университетов, они нигде не были зарегистрированы. Мы проводили научные конференции, к нам приезжали ученые, и мы (в то время «Факультет журналистики» СПбГУ) издавали «самсобойчик». Эти сборники помогали нам рассказывать студентам о новых идеях и веяниях, которые привозили со всей страны наши ученые.

Что касаемо приговора, то напомню, что одна из моих специальностей – юрист. А меня учили, что приговор выносит только суд. До этого момента действует презумпция невиновности. У меня нет претензий к настоящему, тем более к прошлому. Для меня прошлое – элемент манипуляции. Для журналистов, которых мы готовим, прошлое – это кейс аргументации. Прошлое это интерпретация, которую надо использовать для формирования сознания тех, кто еще не родился или родился в эти дни. Мы учим, что нет факта. Есть интерпретация факта. Следовательно, «Век информации» – это ХХ век, а сегодня, скорее, «Век дезинформации».

Журнал «Век информации» был создан как печатный журнал, успел получить свой ISSN. Это то, что мы успели сделать. После этого решением научной комиссии, он был передан под управление и редактуру известному ученому. К сожалению, этот журнал не прошел регистрацию, печатные экземпляры никто не создает, обязательной рассылки, как это требует законодательство, не осуществляются, но учитывая, что в РИНЦ это журнал попал, то он там и остался. Редакционная политика того «печатного» издания была следующая: «Публикуем статьи ведущих ученых». Редакционная политика издания «Век информации» (сетевое издание) заключается в следующем: «Если ты студент, и у тебя есть интересные мысли в области медиа и сопряженной с ней темой – пиши»

По сути, наши партнеры, которые зарегистрировали в «Роскомнадзоре» журнал, передали его под управление Институту «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ. У нас есть договоренность, что в случае включения журнала в ядро РИНЦ, журнал перейдет под эгиду университета

– У журнала очень представительная редколлегия, которая состоит из научных сотрудников, в основном кафедры международной журналистики СПБГУ. Как это помогает в работе?

– Кафедра международной журналистики» СПбГУ – это единый организм. Но в первую очередь, мы все же не научные сотрудники. Мы преподаватели, которые формируют у студентов компетенции по сбору и обработке информации в области политики и международных отношений. Мы готовим людей способных критически подходить к находящейся в сети информации. Учим готовить материалы, направленные на внешнюю аудиторию.

Одновременно, мы изучаем материалы иностранных студентов, которые публикуют свои статьи в журнале «Век информации». Вот, например, что думают представители дружественного Китая о Владивостоке – «Около года назад в СМИ просочилось сообщение о передачи КНР в аренду на 75 лет половины Владивостока, чтобы за счёт арендной платы решать проблемы другой половины города. Вскоре эти домыслы были опровергнуты властями Китая и России, но в самом китайском обществе эти сообщения привлекли всеобщее внимание и комментарии в печати: «Снова задет болевой нерв во взаимоотношениях Китая и России»».

В Китае Владивосток именуют Хайшэньвэем, и само это название вызывает у китайского народа особые чувства, потому при появлении данного сообщения в СМИ «так всколыхнулись сердца миллионов людей» в КНР. Древнее название города в переводе с китайского романтично означает «рыбацкая деревушка на берегу моря». В Китае до сих пор считают, что исконные китайские земли несправедливо оказались в чужих руках». Возникает вопрос – через 50-60 лет Китай захочет забрать из «чужих» рук несправедливо отчужденные земли? (Цзяцзинь Оу Образ китайского мигранта в российских СМИ // Век информации (сетевое издание), Т.2 № 1(2), 2018 21(2)2018005).

Если внимательно посмотреть на состав редакции, то практически все являются специалистами в области политических наук. Мы не политологи. В нашей работе журнал — это площадка, куда стекается информация по медиакоммуникациям, но не обывательская (для этого есть радио, телевидение, интернет), а специализированная.

– С момента регистрации сетевого издания прошло чуть больше двух лет, что сделано за время работы?

– Два года – маленький срок для того, чтобы оценивать результаты. Единственное – проверка Роскомнадзора уже была. Все нормально, без замечаний. Самое приятное, что издание замечено в Китае. И мы имеем китайские публикации. Сегодня ведем переговоры с университетом в Италии, с предложением, чтобы публиковать выпускные работы итальянских студентов в «Веке информации» (сетевое издание). Журнал все же для молодых ученых, но мы публикуем так же работы ученых СПбГУ. Студенты используют его в качестве шаблона, как подготовить выпускную квалификационную работу. Каждая статья имеет DOI. Заключили с компанией «Crossref» договор. Входим в РИНЦ, но пока не в ядро. По критериям еще три года работы, а потом Российская наука узнает выпускников СПБГУ и о их работах. Но это произойдет, если войдем в ядро РИНЦ.

– Сейчас многие уже считают, что газетная версия СМИ не уходит в прошлое, а является удобной и сетевой вариант её дополняет. Как вы считаете, технологические перемены, изменяющие на наших глазах научный издательское дело, усложняют доступ к качественной информации или расширяют возможности поиска?

– Здесь вы обратились по адресу. Первое и самое главное – печатные СМИ не должны исчезнуть. Это элемент деятельности государства, практически, теория государственного управления. Как будут оценивать прошлое студенты через 20 лет. Интернет перейдет в другую форму. Технологии квантовой физики уже подходят. Сегодня наши студенты идут в библиотеку и держат в руках бумажный вариант газеты, а потом приходят в аудиторию и рассказывают мне, например, что такое «лихие» девяностые. Их сознание формируется на информации из газет. Но, ведь там уже интерпретация, созданная журналистом. Что написано пером – не вырубишь топором. Сетевые издания — это платформа в сети интернет, где идет борьба за формирование сознания молодого поколения. В своей практической работе мы стараемся избегать словосочетание «качественные издания». Это был пиар ход этих изданий. Назовите, хоть одно «качественное издание» и мы найдем в ней материалы присущие «желтой прессе». Информация не может быть качественной или некачественной. Она – информация. Я помню мультфильм «Золотая антилопа». Там злой раджа говорит антилопе, что золота не может быть много. Антилопа ему ответила, что как только он скажет слово – «хватит», то золото превратиться в черепки. Когда раджу завалили золотом, то он не выдержал и крикнул – «Довольно!». И золото превратилось в черепки. Так же и с информацией. Она идет отовсюду. И, чем больше мы создадим информации, тем быстрее обыватель крикнет – довольно! Он уйдет из сетей, но жить без информации невозможно и есть шанс вернуть обывателя к бумаге. А там будут «правильные» и выверенные слова.

Наши статьи читают, так как тематика касается медиа, а это необходимо для студенческой работы.

– Как вы определяете качество контента и принимаете решение по его публикации? Какова роль вашего журнала в популяризации научных знаний?

– У нас статьи рецензируются. И эти рецензии размещаются и в журнале, и в РИНЦ в открытом доступе. Каждый рецензент, сказавший, что статья достойна публикации, может быть подвергнут критике со стороны коллег. Мы доверяем ученым. Если они рекомендуют статью к печати, значит там есть либо новизна, либо эмпирика, которую можно использовать в своих исследованиях.

– Журнал создан только для распространения научных знаний? Есть ли коммерческая отдача, способен ли научный журнал привлечь спонсоров, рекламодателей?

– Статьи публикуются бесплатно. Платной рекламы нет. Нам спонсоры не нужны. Но говорить, что журнал — это только распространение знаний, наверное, неверно. Обращу ваше внимание, что все же мы близки к пропагандистам, и журнал, скорее, практическая площадка для молодежи, чтобы высказать свое мнение, научно его обосновывая. По воле случая, мнение наших студентов о государственной политике России, например, совпадает с мнением преподавателей! А то, что наше подразделение, где-то на западе, связывают, то с «фабрикой Троллей», или приписываю нам участие в выборах президентов других стран, то это издержки понимания, какую задачу нам поставило при обучении молодых людей, государство.

– Сегодня много шума вокруг адекватности поисковых систем – они являются монополистами. Они диктуют новые законы информационного поведения? Как это сказывается на научной информации? Как продвигаете свой контент с учетом требований поисковиков?

– Свой контент, мы продвигаем в ручном режиме. Посещая научные конференции в других странах, мы практически, в любой презентации или тексте доклада ссылаемся на «Век информации» (сетевое издание). Мы знаем секреты продвижения в поисковиках, но пока в ядро РИНЦ не войдем, продвигать не будем. Всему свое время. Поисковые системы – это бизнес проекты. Они зарабатывают деньги. Честно и законно. Я не против. У нас свой читатель и мы регулируем истребование информации из журнала в особом порядке.

– Какие интересные темы и тенденции вы бы отметили в содержании публикаций? Появились ли в этом году новые тренды? Что сегодня больше всего волнует авторов?

– О волнении авторов я от коллег не слышал. В основном, публикации в журнале – результаты научных исследований, которые приняты государственной комиссией. Наши авторы не должны навязывать свое мнение. Исключительно наука. Тенденция в области медиа – это изучение и формирование информационной стратегии, называемой Ноополитика, и журнал часть формирования такой стратегии.

– Что волнует вас самого как журналиста в состоянии современной российской журналистики? Легко ли быть сегодня редактором и издателем? (Входите ли вы в какое-то профессиональное объединение, например, Гильдия издателей и т.п. отраслевое сообщество?) У российских научных журналов и иностранных есть схожие проблемы? Как видите будущее научных медиа в РФ?

– Уже говорил, что в состоянии современной российской журналистики меня волнует, что журналисты, в большинстве своем, журналистского образования не имеют. А редактором быть легко и приятно. Издателем тоже. Не такие уж большие затраты необходимо для создания журнала. Меня устраивает, как сегодня работает РИНЦ. И полагаю, если ВАК не вернет себе своих позиций,то научными публикациями пусть занимается научная электронная библиотека. Надеюсь, что ВУЗы России откажутся от издания «левых» и нигде не зарегистрированных журналов, проведут процедуру, установленную Роскомнадзором, и тогда будем обмениваться мнениями на страницах «своих» изданий. Привозя их на конференциях в подарок коллегам. Наука в России сильна, руководство – намного слабее.

Вопросы задавала Виктория Соцкова
Фото из архива Сергея Никонова
Российское информационное агентство «Национальный альянс»

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.