Петербургский дневник: Камилла Нигматуллина о KPI, или «ключевых показателях эффективности». 26 ноября 2019 года
Петербургский дневник: Камилла Нигматуллина о KPI, или «ключевых показателях эффективности»
Дата: 26 ноября 2019 года
KPI, или «ключевые показатели эффективности», преследуют почти любого человека, который учится или работает
Студенты получают оценки и осваивают компетенции, преподаватели формируют эти компетенции и фонды оценочных средств к ним, а сами «выращивают» индексы Хирша… Кто работает в системе высшего образования, тот поймет эти скорбные словосочетания. В двух словах – все это показатели результативности. И все чаще их хотят измерить количественно, поэтому что это понятно и наглядно.
Моему и старшим поколениям пришлось адаптироваться к новой системе, а вот молодежь впитывает KPI со школьной скамьи. Баллы, рейтинги, просмотры, счетчики, бонусы или, наоборот, штрафы. Цифры преследуют везде, но что они конкретно показывают? Многое, но точно не соразмерность затраченных ресурсов полученному результату или реальный вклад отдельного человека в конечный продукт.
Разве можно измерить хорошую идею в страницах, ячейках Excel или презентациях PowerPoint? Чтобы хорошая идея отлежалась в голове, нужно туда, во-первых, что-то загрузить, во-вторых, дать мозгу время на обработку. А на деле от нас все время требуют «креатива по расписанию»: хорошие идеи почему-то должны мгновенно приходить в голову именно во время совещания в 9 утра или когда на почту упало письмо с пометкой «срочно вчера». В итоге выиграет тот, кто сумеет оперативно ответить так, чтобы работа казалась выполненной в срок. А хорошая идея в это время даже не успеет добежать до финиша, то есть прийти в голову.
Если мы хотим рождать гениальных ученых или прорывные технологии, надо уметь создавать комфортную среду для замедления. Не измерять идеи в цифрах и проектах, а мотивировать людей тем, что, закончив проект, он получит удовольствие от достигнутого результата, а не только новогодний бонус.
Легко сказать, но как вы себе это представляете, резонно спросит меня читатель. Я бы начала с того, что, помимо оценок и прочих количественных показателей, приучила начинающих специалистов постоянно терзаться вопросами: «что следует из моей идеи», «кому она нужна», «можно ли ее усовершенствовать». Затем – терзать профессионалов просьбами дать обратную связь и, желательно, критическую. Наконец, получать удовольствие от сделанного, а это самое сложное. Ведь если результат не принес простого эмоционального удовлетворения, значит, работа сделана плохо, то есть не на совесть.