Петербургский дневник: Сергей Ильченко о новых российских сериалах. 29 ноября 2019 года

Петербургский дневник: Сергей Ильченко о новых российских сериалах
«Сериалы как зеркало социальных проектов»

Дата: 29 ноября 2019

Источник

Сразу два подряд сериала показал нам Первый канал, не зная, видимо, чем занять досуг граждан в темнеющие осенние вечера. Первый назывался скромно – «Отчим» и долго дожидался своей очереди в эфир. Второй с претенциозным названием «Ничего не случается дважды» прибыл к нам с Украины и явил искусство «сериаловарения» в братской славянской стране во всей красоте мелодраматических пошлостей и «картинок» в стиле «Клуба кинопушествий».

Однако в своей совокупности и последовательности оба «образца» безмятежного досуга у телеэкрана произвели странное впечатление. Будто не про жизнь и людей рассказывают каждый из них, а реализует исподволь какую-то социальную программу, направленную на укрепление семьи и на борьбу за права обездоленных женщин и запрещение абортов. Все это вылилось на экране в грандиозную демонстрацию бездарности постановочных групп, которые продемонстрировали весьма и весьма приблизительное знание и понимание жизненных реалий как прошлого, так и настоящего.

В первом случае рука умельца «сериаловарения» Сергея Гинзбурга, уже «зарекомендовавшего» себя своим «профессионализмом» при создании сериала «Зорге», видна сразу же, что не может вызвать доверия ни к хорошим актерам, попавшим в сие «мыло» на темы причуд послевоенных семейных отношений в Советском Союзе, ни к тому, что нам пытаются показывать в каждой из 16 серий. За неимением таланта режиссер прибегает к переносу во времени собственных представлений об истории в эпоху, отдаленную от зрителей как минимум половиной столетия. При этом совершенно не ведая сельского быта, он пытается использовать собственные зрительские впечатления юности, полученные во время просмотра советской телеклассики – сериалов «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов».

Не получается. Да и не могло получиться, так как чтобы рассказать о чем-то, надо знать, о чем рассказываешь, а не живописать городскую преступность в СССР, как деятельность гангстерских банд в Чикаго 30-х годов прошлого столетия. Социальная же направленность «Отчима», ориентированная на идею о том, что все люди – братья и сестры, а семья – доминирующий институт в обществе, хотя бы отчасти возвращает сериалу смысл, не более. Константин Львович может быть доволен: две недели народ с упоением внимал столь важной парадигме.

А вот идея о вреде абортов и нежелательности насилия над прекрасным полом в каком бы то ни было формате хорошо «легла» в сериале Оксаны Байрак на профеминистские сюжетные обороты. Конечно, ничего не случается дважды. Но зачем нам рисовать какое-то приблизительное царство-государство в 1990 году? Да еще в формате житья-бытья погранзаставы. Александр Митта в фильме «Граница. Таежный роман» снял все это гораздо интереснее и понятнее. Но нет! Нам рассказывают какой-то «Восточный роман» на границе СССР. А затем и вовсе сериал начинает напоминать украинскую реинкарнацию знакомого всем домохозяйкам «Великолепного века». Только с поправкой на время и страну. Знаком абсолютного бессилия госпожи Оксаны явилось приглашение на одну из ключевых ролей в сериале Наденьки Грановской, известной всем как экс-солистка группы «Виагра».

После ее первого появления в кадре просмотр сериала можно было бы не продолжать. Однако социальный пафос пани Байрак выдерживает до самого финала, настаивая на том, что можно было бы выразить названием другого сериала – из России – «Все мужики сво…». Продолжение фразы вы знаете. Впрочем, не забудьте еще один нравственный посыл того, что никогда и ничего не случается дважды: аборты и насилие над женщинами – это плохо. Очень плохо. Так же плохо, как смотреть упомянутые сериалы целыми вечерами по рабочим дням.

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.