Санкт-Петербургский дневник: Камилла Нигматуллина об учебе в вузе. 17 сентября 2019 года
Санкт-Петербургский дневник: Камилла Нигматуллина об учебе в вузе
Дата: 17 сентября 2019 года
Для тех, кто поступил в вузы в 2019-м, время учебы пробежит намного быстрее, чем 2 или 4 года, и быстрее, чем у тех, кто учился 10-15 лет назад. Не потому, что вселенная сжимается, просто успеть надо намного больше.
Учеба в вузе сегодня – это индивидуальный маршрут, состоящий из выбранных дисциплин, дополнительных занятий, онлайн-курсов, множества мероприятий, волонтерства, конкурсов проектов, стипендий и стажировок. Никто не сможет решить за студента, как этот конструктор будет выглядеть. Сколько в нем будет классических пар в аудитории, сколько часов дополнительного видео и прочитанной литературы, сколько языков в совершенстве и на уровне «спасибо, пожалуйста», сколько контактов в записной книжке телефона появится после профессиональных мероприятий и конкурсов. Кстати, к качеству высшего образования обычно придираются те, кому было лень доехать на пару к 9 часам утра.
Рынок, на который придет юный специалист, за 2-4 года сильно изменится. Одних фундаментальных знаний точно не хватит для того, чтобы уловить суть изменений. Так что во время учебы придется постоянно держать руку на пульсе – если не стажироваться, то общаться с профессионалами, посещать профильные мероприятия, следить за достижениями в индустрии. И практически в любой из них, индустрий, неизбежны кардинальные цифровые трансформации. Понимание устройства цифрового мира в любом случае будет в плюс.
Всегда нужно иметь план Б на случай, если ваша специальность уйдет с рынка, вы в ней разочаруетесь, грянет экономический кризис. На базе фундаментального образования важно нарисовать несколько маршрутов развития hard или soft skills (навыков, которые напрямую относятся к специальности, или более универсальных): из журналистов в продюсеры вертикального видео или из преподавателей в авторы тренингов и вебинаров. Для этого нужно уметь ловить тренды почти из воздуха, чувствовать малейшее дуновение профессионального ветерка.
На этом пути единственная опора для студента – он сам. Родители вряд ли понимают устройство современного образования, преподаватели «закопаны» в научные показатели собственной эффективности, а работодатели хотят сразу готового и всезнающего киборга. Вот так и выходит, что современному поколению приходится все главные прорывы в жизни совершать до 30. Потому что за ними придут те, кому надо успеть все до 25.