Про гендер Матвиенко и теракт в метро: кто и как двигает науку по «Фонтанке»

12 августа 2019 года

Источник

Когда «Фонтанка» писала про импортозамещение технологий из стран НАТО или делала интервью с лидером группы «Аквариум», то и не думала, что за ней наблюдают и препарируют букву за буквой. Рассказываем, какие наши публикации попали в исследования учёных и как помогли им найти работу.


Как уверяет заведующий кафедрой теории журналистики и массовых коммуникаций Высшей школы журналистики СПбГУ Сергей Корконосенко, опыты с выявлением образа выдающегося или рядового современника через прессу ученые проделывали давно: например, пытались понять, каким современники Льва Толстого представляли при чтении газет.

Именно под руководством профессора в 2007 году аспирант Олег Курдыбановский защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата политических наук с темой «Политические мнения в современной российской журналистике (по материалам СМИ Санкт-Петербурга)». Корконосенко помог определить направление, а ученик проанализировал публикации основных петербургских изданий, в том числе и архив «Фонтанки» за 2004 — 2006 год. Выяснял, что такое «политическое мнение» и как оно отражается в прессе, «продолжил традиции кафедры и стал одним из первопроходцев». Как вспоминает его научный руководитель, «степень по политическим наукам по специальности "журналистика" стала присуждаться относительно недавно», а когда начинал работать Олег, «всё это в значительной степени было экспериментом».

То, что в дипломах студентов-медийщиков много внимания уделяется социологии, экономике или же политике, в целом неудивительно. После анализа 3065 тем выпускных квалификационных работ студентов Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ оказалось, что этими направлениями выпускники и интересуются. Порядка 8% всех тем выпускники бакалавриата посвящают вопросу формирования медиаобразов и имиджа политиков, оппозиционеров, «главы государства» и петербургских компаний. Проблемы отражения в СМИ политических событий, предвыборной гонки или же агитации интересуют 1,24% бакалавров, гендерный вопрос — 0,95%.

Сама «Фонтанка», как и «АЖУР-медиа», редко становится основной темой исследования, но работа журналистов в отдельных ситуациях — зачастую. Так, выпускница СПбГУ 2017 года Дарья Емельянова, которая озаглавила титульник диплома «Работа с пресс-релизами в новостных СМИ», по минутам сопоставляла, как освещали теракт в петербургском метро 3 апреля 2017 года основные городские издания: РИА Новости, «Фонтанка», «Росбалт», «Мой район», и сделала вывод, что для «СМИ с более насыщенной новостной лентой, сотрудники которых постоянно отслеживают сайты государственных органов» новостью становились любая подтвержённая информация, пресс-релизы и всё, что помогало объяснить происходящее.

Как рассказала Емельянова, за работу она взялась из интереса и потому как на тот момент рассчитывала на должность пресс-секретаря и хотела понять, кто и как взаимодействует с прессой.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация