Санкт-Петербургские ведомости: Сергей Ильченко о сериале «Зорге». 18 апреля 2019 года

Дата: 18 апреля 2019 года

Источник

Впервые имя советского разведчика Рихарда Зорге стало широко известно 55 лет назад. Именно тогда первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев увидел франко-итальянский фильм «Кто вы, доктор Зорге?» режиссера Ива Чампи. Советский лидер был настолько потрясен деяниями нашего резидента в Японии и его трагической гибелью, что дал указание соответствующим органам «разобраться и доложить» относительно правдивости изложенных в зарубежной картине фактов. Разобрались, доложили: правда. Был такой разведчик, немец по национальности, коммунист по убеждениям, журналист по профессии. Работал на Коминтерн. Был внедрен в немецкие медийные круги, где и трудился на благо новой родины СССР в качестве руководителя резидентуры в Китае и Японии. Так герой фильма (точнее, его реальный прототип) стал (посмертно) Героем Советского Союза. Была даже выпущена специальная марка с его портретом.

Все это вспомнилось в связи с просмотром нового сериала, в котором роль Зорге сыграл Александр Домогаров. Это не первое появление легендарного разведчика в нашем кино. В эпопее «Битва за Москву» эту роль играл Юозас Будрайтис. А если учесть, что были и кинопопытки в других странах снять кино про нашего резидента, то можно рассуждать о некой традиции изображения человека, которого недаром называли одним из лучших отечественных разведчиков ХХ века. Если прибавить к этому киноисторию подвигов наших бойцов невидимого фронта, начиная с «Подвига разведчика», станет ясно, что сериал про Зорге возник отнюдь не на пустом месте. Это обстоятельство отчетливо понимали и авторы нового сериала, пытаясь всеми силами избежать привычных клише и штампов в изображении того, как наши разведчики трудились в тылу потенциального врага.

Здесь «на помощь» им пришли гендерные аспекты деятельности любого шпиона, который оказывается не на своей территории. В ряде случаев увлечение противоположным полом становится обязательной нормой для работников секретных служб. Пример Джеймса Бонда в данном случае наиболее показателен. Наш Рихард Зорге в новом сериале эту особенность поведения секретного агента перенял в полной мере. Любовная драма Зорге, мечущегося между двумя дамами, в буквальном смысле мешает ему заниматься своим прямым «шпионским» делом. Детектив деликатно уступает место мелодраме. Но и это не беда, так как у героя есть целая группа агентов, двое из которых явно обременены присутствием прекрасных дам (по сюжету - своих жен). Это обстоятельство было вполне реально в работе разведывательных служб. Однако то, с какой долей дамской непосредственности ведут себя жены мужей-разведчиков, порождает удивление в отношении ненаблюдательности японской контрразведки и правоохранительных органов, представители которых до поры до времени игнорируют странное поведение европейских женщин в Токио.

Еще более странным выглядит любовный треугольник между Зорге, его приятелем - германским послом в Японии (Андрей Руденский) и его супругой (Виктория Исакова), как на грех оказавшейся подругой разведчика в юности. Тени Ремарка и Хемингуэя постоянно витают в любовных эпизодах, которые, по сюжету, занимают в сериале никак не меньше места, чем собственно деятельность Зорге по получению важной разведывательной информации. В том числе и такой ключевой, как планы Японии относительно Советского Союза.

Авторы сериала честно пытаются излагать все хитросплетения международной политики в канун Второй мировой войны и в ее начальный период. Активно используются весьма редкие кадры хроники того времени. Однако они так и остаются «кадрами в себе». Драматизм нагнетается в фабульном изложении событий не только за счет постоянного рассказа о том, что происходило тогда в мире и вокруг СССР, но и за счет сюжетной линии о противостоянии двух спецслужб в нашей стране. Его перипетии разработаны подробно и обстоятельно, временами кажется, что их руководителей волнует не столько вопрос о ценности и достоверности информации, добываемой Рихардом Зорге с огромным риском и трудом, сколько проблема лояльности разведчика и его группы своим московским начальникам.

Как оно все было на самом деле 80 лет назад, зрителям не дано знать. Да, наверное, и нет в этом особой нужды, потому что они смотрят игровой телесериал, где элементы фантазии и художественного вымысла весьма сильны. Однако хотелось бы все же понять: в чем же, собственно, состоял подвиг Рихарда Зорге? И, наверное, самое главное: в чем же состояла реальная причина его личного провала, за который он поплатился жизнью? Только ли в том, что японцы были упрямо последовательны в разработке группы Рамзая (псевдоним Зорге) и настойчивы в пеленгации его радиограмм? Может быть, причиной была и его манера вести дела, игнорируя конспирацию и принятые нормы поведения в немецких кругах за пределами Германии. О подлинных обстоятельствах трагедии, случившейся с разведчиком, быть может, никогда не станет известно, как и о его реальных ошибках. Секретные службы подобными сведениями никогда не делятся с любопытными. Зато в сериале есть процесс совершения экранных ошибок советского резидента, которые в реальности и привели его к провалу.

Фильм начинается с трагического финала жизни Рамзая, и потому хотелось бы узнать этого отважного человека поближе. Как могли, его показывали на экране в течение 12 серий. А зрители могут с таким вариантом соглашаться. Или нет. Во всяком случае сериал пробудил конкретное желание: узнать о Рихарде Зорге чуть больше. Увы! Продолжения этой яркой истории, как легко догадаться, не будет. Жизнь Героя Советского Союза Рихарда Зорге оборвалась 7 ноября 1944 года во дворе токийской тюрьмы.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация