Прочтение: Егор Королёв о книге Чулпан Хаматовой и Катерины Гордеевой

Прочтение: Егор Королёв о книге Чулпан Хаматовой и Катерины Гордеевой

Источник

Дата: 13 декабря 2018

Текст: Егор Королев

Их пример ― другим наука

Катерина Гордеева, Чулпан Хаматова. Время колоть лед. ― М.: АСТ, 2019. ― 523 с.

Журналист Катерина Гордеева берет интервью у актрисы Чулпан Хаматовой. Хаматова — у Гордеевой. Они отказываются от своих привычных ролей и профессий. Их объединяет одно дело ― благотворительный фонд «Подари жизнь». Каждая из них объясняет, почему этот фонд и его подопечные становятся главным в их жизни. Книга, объясняющая этот выбор, превращается почти в роман воспитания. Дети перестройки в свои сорок оглядываются вокруг и продолжают тащить на себе тяжелый и столь нужный им камень.

В устоявшемся мифе о «лихих 90-х» не хватает живых свидетельств о том времени. А очевидцы не только живы, они еще молоды, но их существование еще не означает, что они осмысляют ту странную эпоху. Видимо, не настало пока время рефлексии по тому десятилетию. Слишком оно пока близко. Хаматова с Гордеевой чуть ли не первые, кто предпринимает попытку понять 90-е, копнуть глубже банального эпитета «лихие». Актриса и журналист вспоминают, как приехали из своих Казани и Ростова-на-Дону покорять столицу. И так как рассказывают они про свою молодость, то страницы эти светлые и веселые. Роман воспитания переплетается с романом плутовским. Будущая народная артистка России не может начинать карьеру иначе, как с должности дворника.

Обе подруги попутно доказывают, что не бывает плохих профессий ― бывают хорошие люди. Гордеева и Хаматова не сидят в коконе своего предназначения и откровенно разворачивают перед читателем грустную картину его потери. Хаматова объясняет, почему ушла из «Современника», почему не хочет играть сегодня в театре и сниматься в кино, а Гордеева ― почему многие журналисты бросили свое дело.

Сюжетные линии их жизней вообще параллельны. Приезд в Москву, становление в профессии, благотворительный фонд, уход из профессии... Их многое роднит ― и читатель понимает, почему диалог ведут именно эти два человека. Почти одногодки, две женщины пытаются понять, о чем мечтали они и их сверстники, к чему пришло их поколение, куда ему идти дальше. Очевидно, что нынешние сорокалетние ― это люди, которые умеют и хотят менять жизнь окружающих к лучшему. К сожалению, у них не всегда есть возможность что-то переиначить, многие сходят с дистанции.

Отчасти со своей намеченной тропы сошли и героини книги, но не потому, что не состоялись профессионально (как раз наоборот, обе были успешны и на сцене, и на ТВ, но успех ― последнее, что их интересует). Они просто случайно набрели на другую дорогу, широкую, без конца. Актриса и журналист видят свое главное предназначение в помощи больным детям. Они без пафоса и сентиментальности, конкретно объясняют свой тяжелый выбор, которому сопутствует не только счастье от выздоровления одного ребенка, но и горе от смерти другого, плюс походы по коридорам власти с протянутой рукой, лоббирование интересов врачей и благотворителей.

Хаматова: Я иду как ледокол, к намеченной цели, и меня не слишком волнуют причины «несделания»; я теряю женственную сущность, внимание к собеседнику, но приобретаю нечто, что можно назвать «железными яйцами». Но нужны ли они мне? Разумеется, я хотела делать дело, но хотела остаться собой. Я хорошо помню, как, придя в ужас от этих перемен, которые происходили со мной, я спросила Галю : «Что делать? Можно ли этого избежать?» И Галина Анатольевна Новичкова тихо ответила: «К сожалению, это неизбежно». Потом, помолчав: «Ну, если, конечно, ты и вправду хочешь что-то менять».

Хаматова и Гордеева ввязались в это дело, совершенно не умея организовать работу, не зная основ менеджмента, фандрайзинга и прочих штук, которым не учат актеров и журналистов. Они не стесняются вспоминать свои проколы и ошибки. Потому что в итоге набили шишки, и начали менять неповоротливую систему. Хаматова знает себе цену, но не говорит об этом вслух ― Гордеева дает понять, кто в стране начал делать что-то, чтобы дети в России не умирали от рака. Мы уже привыкли связывать имена Раппопорт и Хабенского с благотворительностью, но только из «Время колоть лед» узнаем, благодаря кому у нас стало принято помогать больным детям.

Хаматова: Я бы не переоценивала свой вклад в эту историю, Кать. Я счастлива быть свидетелем того, как после нас, за нами, но много интенсивнее и лучше нас сработают молодые ребята. Люди, общество наше, оно же растет, развивается. И вот уже появляется привычка жертвовать средства или время, если речь идет о волонтерах. Теперь это перестали воспринимать как нечто из ряда вон выходящее: ах, вы волонтерите в больнице, да вы святая! Нет. Так теперь живут все нормальные люди.

Но книга написана не ради славы, а чтобы осознать свой выбор и заодно чтобы подтолкнуть читателя. «Время колоть лед» очень вдохновляет. В ней объясняется, какой человек может после работы спешить в больницу, чтобы посидеть с детьми и их родителями. И даже в нынешней политической и бюрократической обстановке таких людей становится все больше. Тех, кто неравнодушен к волонтерству, проблеме донорства костного мозга, спасению животных, процессу благоустройства городов... Мы все чаще и чаще видим приметы зарождающегося гражданского общества. Которому тяжело, которому часто ставят палки в колеса. Авторы книги подробно останавливаются на аресте Кирилла Серебренникова. Им страшно, но они работают дальше. У них нет времени на митинги, они не могут не сотрудничать с властью, они спрашивают с неё и даже получают ответы. Они ― мамы ― проводят со своими детьми не так много дней и часов, как с подопечными фонда. Чулпан Хаматова откровенно признается, почему вынуждена меньше времени уделять своим дочкам, как она их воспитывает и объясняет им, почему пять миллионов своей государственной премии тратит не на семью, а на фонд.

Уже в названии «Время колоть лед» они настаивают, что время пришло. Льда — много, лом ― тяжелый, и руки быстро устают, но если лом этот не поднимать, то лед может сковать весь двор, все будут падать и нельзя будет встать на ноги. Чулпан Хаматова и Катерина Гордеева своим примером убеждают нас: нет ничего важнее в жизни, чем помощь тем, кто в ней нуждается. И если театр или журналистика ничем помочь не могут ― то нужно переквалифицироваться в «дворники». «Иначе жизнь потеряет смысл».

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль