Петербургский авангард: Егор Королёв о пяти лучших выставках о революциях 1917 года
Петербургский авангард: Егор Королёв о пяти лучших выставках о революциях 1917 года
21 декабря 2017 года
Петербургские музейщики в уходящем году сделали все, чтобы события столетней давности стали ближе и понятнее. Обозреватель «Петербургского авангарда» Егор Королев выбрал лучшие, на его взгляд, выставки, посвященные юбилею революций 1917-го. Одни уже закрылись, а другие будут просвещать посетителей и в 2018 году.
Государственный Эрмитаж
Зимний дворец – гений места 1917 года. Эрмитаж был в эпицентре Революции и выстоял, поэтому не мог не рассказать о том, что с ним произошло сто лет назад, в октябре. Музей открыл одну из самых современных и интерактивных выставок, причем — в непривычной для себя стилистике. Ее придумали специалисты из нидерландского дизайн-бюро.
В амстердамском Эрмитаже уже не первый год пользуются популярностью экспозиции, выстроенные по принципу театрального действа. Вот и «головной офис» решился на кровавый красный свет софитов, иногда вспыхивающих в Николаевском зале. Кроме самих экспонатов интерес представляет их сочетаемость друг с другом. На стене висит огромная фотография цесаревича Алексея и Николая II, а на полу стоит огромный экран с хроникой голода и нищеты: император и его сын в красивой одежде смотрят сверху на оборванных детей Империи.
Экспозиция наполнена драматургией. Посетителям до 4 февраля будущего года предлагается пройти весь путь революционеров по Зимнему дворцу к главной цели – комнате, где заседали члены Временного правительства. Маршрут обозначен красными революционными плакатами и растяжками с лозунгами 1917 года. Посетителя не покидает ощущение изменения времени и пространства — кажется, что здесь и сейчас решается судьба России и ее будущего, только ничего уже не изменить.
Центральный выставочный зал «Манеж»
Там 21 ноября открылась, пожалуй, самая содержательная экспозиция года — межмузейная историко-документальная выставка «Петроград 1917. Хроника событий революционного года». Такого огромного количества текстового материала, кажется, не обработал ни один музей.
Весь второй этаж Манежа заняли огромные стенды, посвященные всем месяцам 1917 года: фотографии, хроника событий, вырезки из газет, цитаты. Именно здесь можно было узнать, что именно случилось в дни Октябрьской революции, кто куда побежал, кто кого захватил.
Манеж угодил внимательному и неторопливому посетителю. Это была выставка, к которой хотелось возвращаться, поскольку за одно посещение невозможно было все осилить. Но к сожалению, Манеж свернул экспозицию уже 6 декабря и даже не выпустил каталог — огромное количество текстов, документов и фотографий так и просилось под обложку.
Может быть, впервые после открытия обновленного Манежа идеально была оформлена входная зона: там появилась инсталляция народного художника России Бориса Мессерера, посвященная Революции. Жалко, что это грандиозная декорация простояла только две недели.
Музейно-выставочный центр Росфото
Росфото отчитался сразу двумя выставками. На «Пункт назначения – коммунизм!» была представлена большая коллекция не только фотографий вековой давности, но и живописи, графики и политического плаката из собрания Росфото и Музея политической истории России. В последнем, к слову, нужно посетить постоянную выставку о Революции. Это профильная тема для музея политической истории, поэтому его и нет в этом обзоре.
В Росфото только оттолкнулись от 1917 года и посмотрели на тему шире, чем другие музеи, охватили весь советский период, не забыли про лозунги Никиты Хрущева и плакаты с космонавтами. Выставка закрылась 19 ноября.
«Наследие и Революция» тоже уже завершилась — 3 декабря. Комитет по охране памятников достал из своих архивов фотографии 1920-х и первой половины 1930-х годов прошлого столетия. Это был настоящий квест для петербуржцев: они узнавали и не узнавали родные для себя места, улицы и кварталы. Причем снимки были настолько редкие и неизбитые, не растиражированные в интернете, что в итоге выставка вышла за пределы своей темы и стала просто интересным событием для тех, кто интересуется историей архитектуры Санкт-Петербурга. У пытливых исследователей было менее трех недель, чтобы посетить экспозицию.
Особняк Румянцева (Музей истории Санкт-Петербурга)
Изменению облика города на Неве посвящена выставка в особняке Румянцева на Английской набережной «Вдохновение в красных тонах. Искусство, рожденное Революцией». Там мы советуем не пропустить 17-минутый фильм о первых памятниках после 1917 года. Большинство из них не сохранилось, но любопытно посмотреть на то, как иначе выглядели площади перед Гостиным двором, Казанским собором или Петербургским университетом.
Музей истории города вытащил из своих запасников целые сокровища, посвященные Революции и ее осмыслению, более 130 произведений советского официального искусства 1920-1980-х годов. Отдельные залы были отведены главному виновнику гибели Империи — Ленину — и лениниане. Впервые за несколько десятилетий демонстрируются монументальные полотна, созданные для украшения советских учреждений, располагавшихся в Мариинском дворце и Смольном.
Вниманию посетителей представлены ковры с ликом вождя Революции, стеклянные и фарфоровые вазы, декоративные блюда, изготовленные в единственном экземпляре для партийной элиты. Не забыты и другие большевики: самый экзотичный экспонат – портрет Сергея Кирова, выполненный из птичьих перьев на Ленинградской фабрике пера и пуха Союзптицепродукта. Выставка открыта до 4 июня.
Государственный Русский музей
В Корпусе Бенуа соседствовали две экспозиции: «Искусство в жизнь. 1918-1925» (советское агитационное искусство) и «Мечты о мировом расцвете». На последней Русский музей представил свое богатое собрание – от Петрова-Водкина до Малевича.
Обычно архаичное Михайловского дворца неожиданно и удачно обновили инсталляцией, посвященной самой революционной поэме Александра Блока. Зрителям предложили прослушать и прочувствовать «Двенадцать».
В Мраморном дворце тоже были две выставки: «Плакат эпохи революции» и «Дети страны советов». Они не пользовались такой популярностью, как две предыдущие, но из-за своей узкой, казалось бы, темы стали одними из лучших в городе.
На события той эпохи сотрудники Русского музея посмотрели через детство. Произведения, созданные в 1920-1980-е годы, с задором, энтузиазмом, а иногда и с грустью показали жизнь маленьких граждан Советского Союза. И герои этих произведений немного снизили общий пафос темы 100-летия Революции.