Будущее экологической журналистики

Источник: журнал Журналист

От 26.10.11

Ссылка: journalist-virt.ru

20-22 октября в Высшей школе журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ прошла международная конференция «Экологическая журналистика в России».

На ней освещался широкий спектр вопросов, начиная с экологической обстановки и заканчивая аспектами образования. Но все же ключевым стал вопрос о том, какое будущее у экологической журналистики?

К слову о настоящем

Журналистика сейчас – это, в первую очередь, бизнес. Заголовки газет и журналов все чаще пестрят цитатами политиков, скандалами из жизни звезд, цифрами роста и спада цен на нефть, и все реже современные СМИ обращаются к экологии. Как верно отметила один из организаторов Ангелина Давыдова: «Одной из основных целей проведения конференции является расширение представления об экологии. Нам очень важно показать ее связь с политикой, наукой и гражданским обществом». И действительно, за эти три дня была четко обозначена наметившаяся тенденция: экологическая журналистика в существующих условиях должна работать только в привязке к интересам политики и экономики. Просто-напросто материал, даже будучи удачным экологическим расследованием, если он с отрицательной стороны затрагивает интересы ведущих компаний, политических и бизнес-персон, может быть не принят редакторатом.

Как найти то равновесие, при котором разрешат говорить правду об экологии?

Журналист часто сталкивается с рядом проблем: писать нужно, но не затрагивая многие стороны сложившейся ситуации. Можно, конечно, говорить о том, что существует ряд независимых изданий, которые готовы верой и правдой служить обществу. Но сразу возникает вопрос: где взять деньги на то, чтобы эти независимые издания регулярно выходили с неизменным тиражом. Своим опытом с российскими коллегами на конференции поделился главный редактор немецкого эко-портала Klimaretter.info Ник Раймер, отметивший, что они всегда очень тщательно отбирают рекламодателей и прекращают сотрудничество с компаниями, которые когда-либо были замечены в экологических скандалах. Но вряд ли отечественные СМИ могут постоянно прибегать к подобным мерам, учитывая, что в России социальная ответственность компаний за свои действия резко снижена в сравнении со многими европейскими странами. Вот и выходит, что без проблем писать об экологии можно только при одном условии: если это необходимо и выгодно отражает экономику.

Как писать об экологии?

Заместитель декана по науке журфака МГУ Галина Щепилова, которая выступала на конференции в качестве спикера, отметила: «В «зеленых» СМИ пишут об экологии слишком сложно, а в «общих» СМИ – как попало. В первых работают журналисты, которые не обучены журналистике, а в «обычных» - журналисты, не обученные экологии». Но и современные выпускники не готовы идти в экожурналистику, потому что в этой сфере денег не заработаешь, да и более того, всегда придется бороться за то, чтобы именно твой материал вышел в печать или занял отрезок эфирного времени. И если в печатных СМИ появляются материалы об экологии, то на телевидении подобная тематика чаще всего игнорируется. «Экология – одна из тем, которые не очень любят на телевидении. Главный редактор всегда ищет «челстори». Если нет человека, то эту тему вообще не возьмут, тем более на телевидении», - прокомментировал Юрий Бахнов, представитель телеканала Россия 2. Так и выходит, что журналист должен любую экологическую тему перевести в контекст обыденной человеческой жизни с реальными персоналиями и событиями.

Опять же, обращаясь к опыту иностранных коллег, следует отметить, что во всем мире за экологической журналистикой будущее. Так, журналист Moscow Times и Daily Telegraph Роланд Олифант рассказал, что в Великобритании давно стали серьезно воспринимать экожурналистику, теперь, в экологию вовлечены слишком большие деньги, в связи с этим она рассматривается как неизменная часть одной большой цепи, в которую входит как экономика, так и политика.

По прогнозам экспертов, у экологической журналистики в России есть будущее. Так, во многих ведущих отечественных изданиях появились рубрики, посвященные экологии, среди них «РИА - Новости», «КоммерсантЪ», «Ведомости». Вот уже три года функционирует Ассоциация журналистов – экологов Союза Журналистов. А в ближайшее время Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ начнет совместно с финским Университетом Темпере подготовку молодых журналистов-экологов.

Ирина Денисенко

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация