Интервью с Игорем Маслениковым

Интервью с Игорем Маслениковым, кинорежиссером, выпускником факультета 1954 года, брала Люблинская Наталия, студентка I курса

"В кино работать я не собирался..." // "Невское зеркало". №4. Март 2006 года.

Весной – в начале лета 2006 года один из старейших факультетов журналистики нашей страны – журфак Санкт-Петербургского государственного университета – будет отмечать свой 60-летний юбилей. Это далеко не узковедомственный праздник: роль нашего журфака в культурной, научной и общественно-политической жизни всей страны очень велика! Существует расхожее мнение, будто журфак готовит преимущественно газетчиков, чуть ли не одних репортеров, ну еще – радиожурналистов и тележурналистов вдобавок, но уже в несравнимо меньшем числе... Это – глубочайшее заблуждение! Журфак в разные годы закончили те, кто стали философами, историками, юристами, искусствоведами, общественными и политическими деятелями, видными администраторами, представителями законодательной власти различных уровней. О том, сколько выпускников журфака стало профессиональными литераторами, – особый обстоятельный разговор! А сегодня мы рассказываем о кинорежиссере-постановщике, имя которого знают десятки миллионов зрителей – Игоре МАСЛЕННИКОВЕ. Он – тоже выпускник журфака.

Имя народного артиста России, лауреата многих фестивалей и конкурсов, профессора ВГИКа Игоря Федоровича Масленникова известно многим, прежде всего его знают и.помнят как режиссера-постановщика серии фильмов о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона, немало почитателей (особенно – почитательниц!) у его фильма "Зимняя вишня". Ветераны-телевизионщики назовут имя Масленникова среди пионеров-первопроходцев Ленинградского телевизионного, особенно художественного, литературно-драматического вещания. Но лишь очень немногие знают, что Игорь Федорович имеет прямое отношение к нашему факультету журналистики...

- Игорь Федорович, расскажите, пожалуйста, когда и как Вы поступили на наш факультет.

– В ту пору (а это был 1949 год) факультета журналистики еще не существовало – было отделение журналистики при филфаке. Мы с моими друзьями по литературной студии Дворца пионеров, поступали и поступили именно на отделение журналистики. Правда, мне, по сути дела, надо было бы поступать в Институт имени И.Е. Репина, так как у меня в то время были явные склонности к архитектуре. (Видимо, эти склонности передались как-то по наследству: мой сын стал архитектором). А я струсил и пошел поступать туда, куда сдать экзамены было легче, – на филфак. Приняли нас на дневное отделение, и сразу же мы отправились строить Медведковскую ГЭС. Так что моя студенческая жизнь началась с того, что я копал землю в Ефимовском (был раньше такой) районе Ленинградской области. После окончания первого курса мы также лето проводили на стройках. Кстати говоря, стройки оставили добрый след в памяти. Когда мы, однокурсники, изредка встречаемся (в последний раз это было в 2004 году в связи с 50-летием окончания факультета), то стройки вспоминаем добрыми словами, поем песни, которые тогда были нами написаны.

- Как Вы сейчас, с высоты прожитых лет, оцениваете полученное Вами в те, далекие уже, годы высшее филологическое образование?

– Я и мои однокурсники стали достаточно образованными людьми благодаря нашему филфаку. У нас вели преподавательскую работу замечательные педагоги высшей школы: профессора Евгеньев-Максимов, Пропп, Наумов. Непосредственно журналистское ремесло нам преподавали Хавин и Вяземский, в конце обучения к ним присоединился Бережной, тогда еще аспирант. На филфаке было свое литературное объединение, где моими литературными учителями стали такие известные поэты, как Леонид Хаустов и Глеб Семенов. Интересно подчеркнуть, что в моем дипломе значилось, что я "специалист по русскому языку и литературе, литературный сотрудник газеты".

- А где и как Вы проходили производственные практики?

– Свою первую практику я проходил в многотиражке "Советская Балтика", в газете Ленинградского морского порта. Вторая практика была в Донбассе, в Ворошиловграде. Часто как корреспондент бывал в шахтах, ездил в Краснодон, где брал интервью у матери Олега Кошевого. Третью практику проходил в Чебоксарах, в газете "Советская Чувашия". И все-таки самыми интересными практиками оказались стройки! Все мои друзья – оттуда, из тех времен. Вообще известно, что друзей приобретаешь в молодости, а потом в течение всей жизни их теряешь. Например, я дружил с моим одногруппником Глебом Горышиным, который стал профессиональным писателем, и с Феликсом Нафтульевым, впоследствии – кинодокументалистом.

- Чем Вам, Игорь Федорович, запомнились студенческие годы?

– Я, как уже говорил, очень люблю рисовать. А у нас на филфаке выходила знаменитая на весь университет стенная газета "Филолог". И вот в этой-то газете мы все и практиковались, я – в основном как оформитель, как карикатурист. Еще в те годы были распространены так называемые "молнии". Так вот, я в течение почти всех пяти лет эти "молнии" и оформлял. Даже моя дипломная работа была напрямую связана с изобразительным искусством и называлась: "Первые русские иллюстрированные журналы", а они появились, к слову говоря, в середине XIX века.

- Как сложилась Ваша журналистская судьба после окончания нашего университета?

– Закончил университет я в 1954 году, но уже к тому времени целый год проработал в газете "Ленинградский университет", причем, не корреспондентом, а ответственным секретарем. Когда я был студентом четвертого курса, у меня родился сын, и надо было зарабатывать деньги на семью. Кстати, у меня, студента, студенты практику проходили, а у одной из студенток я даже руководил дипломной работой! Так и продолжал после окончания филфака свою работу, пока меня Ленинградский обком КПСС не направил на Ленинградскую студию телевидения создавать молодежное вещание. На студии на разных должностях я проработал одиннадцать лет.

- Мне рассказывали старшие коллеги, что Вы одно время преподавали у нас на факультете...

– Да, но это было очень недолго. А предмет мой назывался для того времени очень необычно: "Работа редактора на телевидении". Я делился опытом со студентами, но, по-моему, им, газетчикам, это все было не очень-то интересно: ведь телевидение тогда только зарождалось, и его специфика еще никого из студентов особенно не увлекала.

- А что из себя представляла тогда наша студия телевидения?

– Сама студия помещалась на улице Академика Павлова, и вся ее производственная площадь состояла лишь из двух комнат по шестьдесят квадратных метров. Редакция же находилась в Доме радио на улице Ракова. А это далековато от студии! На наших глазах вселишь начиналось. Мы даже не подозревали, что вообще телевидение превратится в такого монстра. Правда, наш главный режиссер Иван Ермаков, уже тогда прогнозировал, что "телевидение сожрет все!". Он оказался прав...

Моя склонность к рисованию пригодилась и на телевидении, где я оформлял телевизионные спектакли, которые ставили такие известные театральные режиссеры, как Товстоногов, Владимиров, Агамирзян. В хрущевские времена постановок было много, и проходили они в эфир довольно свободно, но после снятия Хрущева со всех должностей в 1964 году, стало, что называется, "холодать". Начались бесконечные проверки, выволочки... И я ушел со студии телевидения, поступив в 1965 году на Высшие режиссерские курсы с должности главного редактора литературно-драматического вещания. А вообще на телевидении было сделано немало. О телеспектаклях я уже говорил. Мне довелось быть редактором первого "Голубого огонька" из Ленинграда. Вместе с режиссером Львом Цуцульковским мы оказались зачинателями этой впоследствии популярной программы. Наши спектакли по кабелю передавались в Москву и имели всесоюзный экран. Как главный редактор я пригласил на студию телевидения режиссера Александра Белинского, который и по нынешнее время не теряет с телевидением связь. Под моей редакцией шла работа над его постановками.

- Как же Вы все-таки, работая на телевидении, приблизились к кино?..

– В 1957 году в Москве проводился Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Меня на этот фестиваль командировали как представителя молодежного телевещания от Ленинграда. Вообще, тот год для нашего телевидения был знаменательным: производились закупки новейшего по тем временам телеоборудования, некоторых телевизионщиков посылали на стажировку в Англию. Вот на этом фестивале я впервые взял в руки 16-миллиметровую кинокамеру. Видеокамер тогда не было, все снималось на кинопленку. И мне довелось вместе с молодежными делегациями побывать в Англии и Чехословакии, где я снимал на 16-миллиметровую кинокамеру свои первые репортажи. Вот как произошло мое первое соприкосновение с кинематографом, с кинопленкой. А вообще-то я в кино работать никогда не собирался, никогда не представлял себе, что стану кинематографистом, режиссером-постановщиком игрового кино. Конкурс на высшие режиссерские курсы был очень большой. Козинцев меня в число своих учеников принял. Думаю, что не последнюю роль сыграло то, что я хорошо рисовал. А из кино дороги назад нет... Два с половиной года шло обучение на курсах. Мы прошли школу ассистентуры здесь же, на Ленфильме. Например, вся наша группа присутствовала на съемочных площадках, на которых под руководством Козинцева шла работа над "Королем Лиром". Работали мы и у старейшего мастера детского кинематографа Надежды Кошеваровой. Она в ту пору ставила фильм "Сегодня новый аттракцион". После всех этих практик у нас были дипломные фильмы. Наиболее известными среди нас стали Илья Авербах и сценарист Юрий Клепиков. А потом уже мы получили право на самостоятельные постановки – в то время это не было проблемой!

- Игорь Федорович, а кто еще из наших выпускников связал свою судьбу с кинематографом?

– Я уже упоминал Феликса Нафтульева, который действительно нашел себя в киножурналистике, плодотворно работал на Ленинградской студии документальный фильмов.

- С какими словами Вы бы хотели обратиться к нынешним студентам нашего журфака, к преподавателям, к самому факультету, к своим зрителям?..

– Мир журналистики стал таким пестрым, таким разнообразным!... Я как преподаватель ВГИКа говорю своим студентам, что природный дар художника заключается в том, что он умеет видеть и умеет рисовать. Для музыканта главное – абсолютный слух! Актер и поэт должен быть откровенным и любить слово. А какой природный дар должен иметь режиссер? Думаю, что это – чувство истины, чувство правды, умение слышать фальшь. Вот и я призываю всех вас быть правдивыми, искренними и не фальшивить! Делайте все так, как вы считаете нужным, и тогда то, что вы будете делать, приобретен ваши собственные черты.

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль