«Папины дети» остались без наград

«Папины дети» остались без наград

В Москве прошла церемония награждения национальной кинематографической премией «Ника»

Сергей Ильченко, заведующий кафедрой

радио и телевидения факультета журналистики СПбГУ

Организаторы и творцы премии «Ника» сегодня гордо именуют ее «старейшей отечественной кинематографической премией». Правда, при этом они делают вид, что не существует никаких иных премий, кроме их собственной. Тем не менее очередные результаты голосования членов данной академии по итогам года продемонстрировали, что подсознательное желание отличаться от премии «Золотой орел», пестуемой Никитой Михалковым, все же существует.

Итак, лучшим игровым фильмом года названа экспериментальная лента Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину», повествующая о детских и юношеских годах лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского. Режиссер в дуэте с Юрием Арабовым получил также «Нику» за лучший сценарий. Кроме того, Андрей Хржановский был удостоен персональной золотой статуэтки за лучшую режиссуру. Заметим, что и в остальных номинациях, как правило, были отмечены те работы 2009 года, которые оставил без внимания «Золотой орел». И наоборот.

Так, ни в одной из номинаций не присутствуют ни «Стиляги» Валерия Тодоровского, ни «Обитаемый остров» Федора Бондарчука. Таким образом, «папины дети» остались без наград. Практически не было никаких шансов у «Тараса Бульбы» Владимира Бортко (только одна номинация). Зато на первый план в списке награжденных вышли совсем иные работы: «Волчок» (лучшая операторская работа), «Фонограмма страсти» (лучшая работа звукооператора), «Петя по дороге в Царствие Небесное» (лучшая музыка к фильму). По одной, «утешительной», «Нике» получили: так и не вышедшая в широкий прокат «Анна Каренина» Сергея Соловьева (лучшая работа художника по костюмам) и «Царь» Павла Лунгина (лучшая работа художника). Обе академии примирил весьма спорный с точки зрения этики фильм «Рерберг и Тарковский: обратная сторона «Сталкера», получивший и «Нику» (а прежде – «Золотого орла») в номинации «Лучший неигровой фильм».

Как всегда, очередной мрачный шедевр тоскливого подсознания Киры Муратовой («Мелодия для шарманки») был признан лучшей картиной на территории стран СНГ и Балтии. Фильм представлял Украину. А в номинации «Лучший анимационный фильм» победил «Очумелов» Алексея Демина. Пожалуй, первый парадокс всей церемонии возник в номинации «Открытие года», когда «Никой» отметили явно провокационный и во многом вторичный фильм Павла Бардина «Россия 88». Здесь папин сын, как видим, все же отличился.

А вот среди актеров-мужчин случилась полная неразбериха, заставляющая сомневаться в чистоте итогов голосования и независимости волеизъявления членов Российской академии кинематографических искусств. Зачем было объявлять заранее двух (?!) победителей в номинации «Лучшая мужская роль»? Очевидно, что Олег Янковский, который покинул нас в прошлом году, на голову выше всех в двух своих последних работах («Царь» и «Анна Каренина»). Ему уже безразлично, сколько «Ник» и «орлов» он получит. Вообще, подобное сравнение с ныне живущими актерами ставит последних в весьма неловкое положение. В каковом и оказался здравствующий Владимир Ильин, который тоже в очередной раз был отмечен «Никой» за свою актерскую работу в «Палате № 6». Об остальных претендентах Академия вообще решила не распространять информацию.

Тем более что в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» случилось невероятное: все три претендента набрали равное количество голосов и были удостоены по одной «Нике». Счастливцами оказались: Сергей Дрейден («Сумасшедшая помощь»), Роман Мадянов («Петя по дороге в Царствие Небесное») и Максим Суханов («Человек, который знал все»). Честь и хвала мудрым академикам, так удачно разрешившим щекотливую наградную коллизию.

В номинации «Лучшая женская роль второго плана» победу вновь праздновало кинематографическое дитя. На сей раз это была Мария Шукшина («Похороните меня за плинтусом»). А вот награда ее старшей партнерше по фильму Светлане Крючковой как исполнительнице лучшей женской роли выглядит абсолютно справедливой и заслуженной. Играть, как играет Крючкова в драме Сергея Снежкина «Похороните меня за плинтусом», может только актриса такого масштаба, таланта и уверенности в себе и в своих силах.

Обладательницей «Ники» в номинации «Честь и достоинство» стала актриса Людмила Гурченко, а статуэтку «За выдающийся вклад в российский кинематограф» получил гуру анимации Юрий Норштейн. Оба лауреата ничего, кроме признательности и восхищения, не вызывают. Как писали в советских газетах, по труду и честь! А вот спецприз академии Олегу Дорману и Вадиму Юсову за телефильм «Подстрочник» мне кажется наградой с этаким общественно-политическим подтекстом: вот, мол, мы какие справедливые, смелые и объективные! На самом деле этот проект мне кажется в некоторой степени конъюнктурным, и я не нахожу в нем особых кинематографических достоинств. Скорее, все обаяние «Подстрочника» существует как раз помимо магии экрана. Оно – в личности Лилианы Лунгиной, сумевшей просто и безыскусно рассказать о своей нелегкой жизни. А сколько еще живет в нашей стране людей с не менее драматичными биографиями! Посему исключительность, конечно, выигрышный козырь авторов проекта, но не более того. Хотя прекрасно понимаю, что подобными словами рискую навлечь на себя раздражение и критику некоторой части поклонников мемуарных исповедей ушедшей от нас эпохи.

Еще одним парадоксом нынешней «Ники» явилось то, что большинство из фильмов-лауреатов и фильмов-номинантов не демонстрировалось в широком российском прокате. То есть они так и остались «вещами в себе», не ставшими доступными для широких зрительских масс. А поэтому и сама «Ника» в очередной раз продемонстрировала некоторую снобистскую отгороженность от того, что реально смотрит массовый российский зритель. Жаль, что эту пропасть мы никак не можем преодолеть.

2 апреля, 2010 года, «Невское время»

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.