Молодым не везде у нас дорога…
Молодым не везде у нас дорога…
Волна кризиса не только нещадно захлестнула всю мировую экономику, но и обнажила социальные проблемы, дремавшие доселе. Так, банкротство предприятий, массовые сокращения персонала и высокая конкуренция на бирже труда показала – что в кризис выживают сильнейшие. Это те, кто имеет хорошее образование, опыт работы, может быть, даже некоторое покровительство и… те, кто не являются вчерашними выпускниками…
Говорят, что перед выпускником открываются новые горизонты и перспективы, но между тем, покидая стены собственной альма-матер молодой человек понимает, что он никому не нужен и средства, вложенные в собственное образование – не могут окупиться даже за несколько лет упорного труда «на дядю». Проблемы трудоустройства беспокоят даже отличников и краснодипломщиков, а не только рядовых выпускников. Почему сложилась такая ситуация? И почему дети эпохи капитализма жалеют о том периоде, когда их мамам и папам после окончания института вменялось в обязанность попрактиковаться и отработать пару лет по направлению ВУЗа? За плату, между прочим…
Примеры на местах?
Как сообщил на итоговой коллегии Министерства образования РБ руководитель ведомства Зиннат Аллаяров, в 2010 году будет продолжена реформа в системе профессионального образования. Министр отметил, что при наборе 2009 года у ряда ВУЗов и ССУЗов возникли трудности с бюджетным и коммерческим приемом в связи с тем, что усилилась миграция выпускников школ в ведущие научно-образовательные центры крупных городов Приволжского и Уральского федеральных округов, доказывая тем самым, что для получения действительно хорошего образования молодёжи не страшно покинуть даже отчий дом. Таким образом, первоочередной задачей высшего профессионального образования в Башкирии теперь будет являться получение статусов федерального и научно-исследовательского университетов ведущими ВУЗами республики. Озабоченность вызывает тот факт, что из более чем 46 тысяч выпускников учреждений профессионального образования дневной формы обучения только более 32 тысяч были реально трудоустроены.
Ажиотажного поступления в ВУЗы в текущем году не наблюдается и в Челябинской области.
- Выпускников общеобразовательных школ в этом году гораздо меньше, чем бюджетных мест на первом курсе обучения, - прокомментировала ситуацию на одной из пресс-конференций Татьяна Калугина, первый заместитель министра образования и науки Челябинской области.
В трудной ситуации находятся выпускники Оренбургской области. В настоящий момент из 9510 безработных, львиную долю составляют выпускники ВУЗов. Служба занятости предлагает всего 159 вакансий для людей с высшим образованием.
И вот, ты выпускник…
Казалось бы, при всех прочих равных условиях именно выпускник с красным дипломом имеет больше шансов трудоустроиться на заветную вакантную должность. Но не тут то было. Эксперты и HR-специалисты утверждают, что у «отличников» и «ботаников» как раз не так много шансов получить работу.
- На рынке труда сложилась ситуация, когда работодатель уверен: красный диплом – это прибежище подлиз и блатных, – говорит Александр Погребняк, экономист и доцент СПбГУ, – люди обожглись и теперь всеми силами защищают свой бизнес от отличников.
Действительно, красный диплом теперь - это жирный минус в резюме молодого специалиста. Рынок труда сформировал портрет отличника: это несамостоятельный человек с поверхностным образованием. Работодатели теперь предпочитают брать себе в компании так называемых «бойцовых» специалистов, сформировавшихся из приезжей молодёжи, которые «потерлись» в «общагах» и научились решать свои проблемы благодаря себе, а не собственным родителям. Такие молодые люди обычно работают и учатся параллельно, жизнь в них бьёт ключом, а самостоятельность зашкаливает.
-Выпускник-отличник – это не гарантия того, что он станет высоким специалистом, – считает Сергей Артемьев, директор башкирской компании по продаже продуктов нефтехимии. – Отличник, который не может найти работу сразу после ВУЗа – он либо хронический зануда, либо неудачник, раз не смог трудоустроиться в той фирме, где проходил практику. На него нет спроса. У него нет креативного мышления, он привык выражаться книжными формулировками и выполнять работу так, как подсказывает ему методичка. Работать оперативно и быстро он не может. Я никогда не возьму на работу человека с биржи труда. По-моему это показатель его не успешности. Грамотный специалист, на мой взгляд, может самостоятельно устроиться.
Так в чем проблема?
А проблема, все чаще заключается в том, что в России есть какая-то странная и подчас порочная практика принимать из других стран все самое ненужное и вредное. С эпохой глобализации настоящим фетишем для россиян стала продукция, привезённая из Соединённых Штатов Америки. Затем для голодных и жадных до зрелищ россиян Америка стала образцом кинематографии. Сегодня мы пожинаем плоды этого: снимаем и, (о боже!) смотрим фильмы при сотрудничестве с компаниями «Дисней», превращая самобытные сказки в массово-поточный конвейер. Например «Книга мастеров» стала настоящим разочарованием для миллиона киноманов. Фильм не спасло даже участие таких актёров как Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Гоша Куценко и т.д.
Даже самобытный регион – Башкирия – не остался в стороне от заманчивого сияния Запада, шокировав местную интеллигенцию названием башкирской фольклорной оперы «Наки» приставкой «мировая премьера».
Следом за обнищанием духовной жизни россиян начались проблемы в системе образования. Настоящих специалистов выходит из ВУЗов немного, да и те, кто выпускаются, потом обычно либо впопыхах переучиваются, либо работают не по профилю. Почему? Да потому что будущие инженеры в наших ВУЗах пыхтят над философией, политологией, социологией, обходя своим вниманием профильные предметы. Вузы хвалятся перевыполнением плана по выдаче красных корочек. Да, российские специалисты ценятся на Западе, но, заметим, только благодаря их врождённой изобретательности и креативности. И когда дело доходит до практического воплощения этой идей – россияне пасуют. Но это очень радует немцев, японцев и американцев – уж они то из идей наших соотечественников вполне способны сконструировать новую машину, собрать её, отрекламировать на международных выставках и в очередной раз прославить именно свою страну, а не нашу. А у нас что?
Вспомним «АвтоВаз» и печально помолчим…
- К сожалению, красный диплом не гарантирует фирме хорошего специалиста. Часто эти оценки – фикция – результат везения, хороших отношений с преподавателем, договорённость с ректором и т.д. А знаний то по профилю у них просто нет. Они пустые, как будто не заправленные ничем – делится опытом Дарья Гимкаева, HR-специалист одной уфимской производственной компании. – Получается, что молодой специалист и по профилю ничего не знает и другие общие предметы тоже плохо усвоил. Именно поэтому работодатель, особенно в кризис, в этот период широкого выбора, старается взять на работу опытных сотрудников «со стажем».
В Европе и Штатах студент сам выбирает, что учить. Высшее образование в США осуществляется на основе принципа академической свободы. Это означает, что студенты могут выбрать те образовательные программы и курсы, которые им интересны. Получая там образование, можно выбирать разные направления и овладевать целенаправленно разными областями знаний: либо гуманитарными, либо техническими, можно посвятить себя изучению компьютерных технологий, а можно достичь высот в высшей математике. В школах там преподают только пять основных предметов (как минимум, математика, история, естествознание, чаще всего – информатика).
Остальные предметы школьник выбирает сам, в зависимости от индивидуальных склонностей. Там – культ самостоятельности. У нас – наоборот. Рынок это понял и отреагировал. Так что теперь выгодно иметь синенькую корочку хорошиста. И чтоб с лихой тройкой по непрофильной философии. Потому что у потенциального босса в дипломе – такая же. Так что реформируя систему образования важно понимать, что именно нам необходимо.
Марина Железная
21. 03. 2010, proural.info