Нынче Грибоедова назвали бы карьеристом
Нынче Грибоедова назвали бы карьеристом
Канал «Россия» показал премьеру экранизации романа Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара». Сергей Ильченко, заведующий кафедрой радио и телевидения факультета журналистики СПбГУ
Режиссер Сергей Винокуров затратил на экранизацию романа десять серий, осторожно указав, что его творение создано по мотивам знаменитой книги. Тынянов создавал свой текст в 1927–1928 годах, что вполне наложило отпечаток на то, каким предстала в нем одна из самых загадочных фигур отечественной истории и культуры первой трети позапрошлого века.
Автор одной комедии, сочинитель одного вальса, государственный деятель и дипломат, светский щеголь и скептичный интеллектуал – все это о нем, об Александре Грибоедове. Литературоведы до сих пор спорят о точном годе его рождения – не то 1790-й, не то 1795-й. Привыкнув со школьной скамьи считать Александра Сергеевича классиком, благо его «Горе от ума» надо обязательно «пройти», во взрослой жизни Грибоедов вроде бы так и не становится культовой фигурой для образованного сословия и людей просвещенного ума. И тем не менее...
Недаром такой известный прагматик отечественного кино, как Никита Михалков, несколько лет мучительно пытался запустить свой исторический фильм о Грибоедове. Предполагалось, что его сыграет Олег Меньшиков. Не случилось. Теперь в сериале «Смерть Вазир-Мухтара» главную роль исполнил доселе не засвеченный на экранах Михаил Елисеев. Правда, его высокая фигура не совсем соответствует реальному среднему росту автора «Горя от ума».
Но судить фильм-экранизацию с точки зрения соответствия действительным фактам, документам, свидетельствам очевидцев – занятие бессмысленное. Перед нами – версия последнего года жизни выдающегося человека. Версия с двойной оптикой – точкой зрения Тынянова из далеких двадцатых и современной интерпретацией в духе прагматичного времени.
Сам Тынянов в образно-точном предисловии к «Смерти Вазир-Мухтара» назвал Грибоедова «уксусным брожением» эпохи после 14 декабря 1825 года. Скепсис, конечно, присутствует и в экранном, новом облике Александра Сергеевича. Он умен и честолюбив, жаждет основать некую торговую компанию на Кавказе, в необходимости создания которой и пытается убедить сановных вельмож. Но им неохота заниматься «прожектами» со столь неявными перспективами, тем более когда император требует взыскания полной контрибуции от Персии в соответствии с тем самым Туркменчайским мирным трактатом, который и привез в столицу Грибоедов.
Противостояние героя и Николая Первого (Андрей Зибров) выглядит излишне нарочитым и не до конца мотивирующим столь независимое и дерзкое поведение Грибоедова.
В духе современной моды известная личность на экране в образе Михаила Елисеева не лишена фобий и саморефлексии, обретающей форму мучительных воспоминаний (более всего в связи с «делом о 14 декабря»). Грибоедов «служить бы рад», да прислуживать ему тошно. Вот так и приходит в голову мысль об отъезде на Кавказ, и далее – в действующую армию, поближе к Персии. В романе Тынянова сей главный поворот в судьбе блистательного русского денди описан как бегство от самого себя и от удушающей столичной атмосферы интриг и непонимания. В сериале Грибоедов отправляется на беспокойную южную окраину империи, дабы там на месте «пробить» свой проект.
Нынче подобное поведение можно было бы назвать «карьеристским» или «бизнес-ориентированным». И это едва ли не самое интересное как в сериале, так и в том образе легендарной личности, который нам явлен. Отсюда – постоянно увеличивающееся число внутренних монологов, озвучиваемых за кадром. Отсюда и все более скептические резкие складки на лице зрелого мужчины и государственного деятеля в ранге министра. Зрители становятся очевидцами того, как рождаются планы и мысли об устройстве выгоды для России. «Следовать мыслям великого человека есть наука самая занимательная», – писал двойной тезка и современник Грибоедова Пушкин. Остальные сферы личного бытия героя сериала, быть может, и не кажутся таким уж важными и увлекательными. Ни светская жизнь в кругу литераторов, ни богемные закулисные связи, ни отношения с Пушкиным (Сергей Алимпиев), ни контакты с декабристами, ни бурная романтическая страсть к будущей супруге Нине (Мария Абрамишвили) – ничто не смотрится в новом сериале с таким интересом, как его поступки и деяния на посту чиновника высокого ранга. Просвещенный и наблюдательный зритель достаточно скоро раскусит интригу, давшую название и роману и фильму. Цинизм большой игры англичан на Востоке, вдоль границ Российской империи, в сочетании с почти патологической ненавистью покоренных мусульман обернулись теми обстоятельствами, которые и привели к трагической развязке в Тегеране в январе 1829 года. Эти эпизоды – кульминация всего сериала, апофеоз того трагического напряжения, которое наполняло последний год жизни Грибоедова. Страшные кадры гибели русской миссии – своего рода кровавый аргумент в продолжающемся вот уже не одно столетие споре-конфликте двух цивилизаций – христианской и исламской. Хотя само поведение Грибоедова в сериале выглядит как намеренная демонстрация силы его как министра и той державы, которая стояла за его спиной.
Последствия кровавой расправы над послом России в сериале сводятся к излишне банальным словам Николая Первого о том, что, мол, он недооценил желание героя служить империи. А уж финальный титр о судьбе Нины Чавчавадзе, кажется, итожит его судьбу как частного лица. Только вот на память приходит куда как более символический финал романа Тынянова: встреча Пушкина и конвоя, везущего тело убиенного Грибоедова...
24. 03.2010, « Невское время»