5 углов: Камилла Нигматуллина о трендах в журналистике и о том, как, зная их, построить свою карьеру? 11 января 2024 года

Массовой аудитории нет, а нейросети и клипы VK – рулят

О журналистских трендах 2024 года узнали у заведующей кафедрой цифровых медиакоммуникаций СПбГУ

Источник

Дата: 11 января 2024 года

2023 год успел внести сильные изменения во многие сферы. Пожалуй, не было ни одного специалиста, который бы не думал, о том, как Искусственный интеллект проникнет в его сферу, не заменит ли он его? И какие навыки нужно развивать, чтобы по-прежнему оставаться востребованным.

Все это коснулось и журналистики. Поэтому мы узнали у заведующей кафедрой цифровых медиакоммуникаций Камиллы Ренатовной Нигматуллиной о том, какие тренды в журналистике перешли в 2024 год и как, зная их, построить свою карьеру?

МАССОВОЙ АУДИТОРИИ БОЛЬШЕ НЕТ, а контент теперь в VK И Telegram

После начала СВО массовая аудитория раскололась. Русскоязычные пользователи стали совсем по-разному относиться к политике, а в одном пространстве людям с разными взглядами существовать сложно – так что нет смысла ориентироваться на единого массового зрителя.

Лучше чётко понимать, для кого вы пишете – так называемую целевую аудиторию – и работать именно с ними.

Чуть позже началась так называемая миграция между соцсетями: Instagram* и TikTok ушли из России, и люди потянулись в Telegram и VK. В 2023 году этот процесс полностью завершился – и теперь ежедневная аудитория ВКонтакте выросла на 3.6 млн., а «Телеги» – больше чем в полтора раза! При этом в последней соцсети больше любят новости и короткие тексты, а в первой – видео. Это пока единственное, что известно точно – хорошей стратегии работы в VK и Telegram пока нет.

*организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ

Самый действенный способ лучше понимать целевую аудиторию и грамотно с ней работать предельно прост – нужно читать комментарии и периодически опрашивать реальных читателей, как они воспринимают контент издания. Ни в коем случае не игнорируйте обратную связь!
Камилла Нигматуллина

ВСЕ ОБОЖАЮТ НЕЙРОСЕТИ!

И не только потому что с ними можно писать курсовые или дипломы. Если в журналистском материале есть фраза, что текст создан ChatGPT, а иллюстрации – «Шедеврумом», он наберёт в разы больше просмотров. Так что суммарно примерно в 40% случаев нейросети используются, чтобы сгенерировать текст или изображение.

Например, обложку к этому материалу тоже нарисовал «Шедеврум».

На деле всё гораздо серьёзнее: согласно The BYTE, к 2026 году 90% контента будет создаваться с помощью ИИ, а сами нейросети развиваются с огромной скоростью. К примеру, у той же ChatGPT был миллион пользователей всего через пять дней после запуска. Так что работать с нейросетями будущим журналистам надо уметь – просто чтобы не потерять работу. Кстати, в диджитал-производстве – сфере автоматизации электронных процессов – сейчас нехватка кадров.

Выдающихся примеров использования нейросетей я пока не знаю. СМИ сегодня извлекают из них самое рабочее и типовое - ищут и проверяют информацию, генерируют несложные тексты и картинки, обрабатывают фото и видео, расшифровывают и пересказывают видео. Все остальное пока баловство - ведущая прогноза погоды Снежана Туманова или интервью с ИИ на страницах газеты...
Камилла Нигматуллина

ВИДЕО - СНОВА САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ ФОРМАТ, а люди нуждаются в поддержке и объяснениях

Кто-то думает, что снимать вертикальные видео в соцсетях – глупо или неудобно, но по статистике это совсем не так. Только во ВКонтакте клипы смотрят 30 млн. человек ежедневно – и, кажется, в следующем году это число только вырастет. Так что пришло время вооружаться штативом и телефоном с хорошей камерой!

Мало снять красивое видео – нужно наполнить его содержанием. В 2023 году из-за раскола аудитории в медиа развернулась целая битва между негативным остросоциальным контентом и позитивными успокаивающими материалами: растёт спрос на истории про благотворительность, культуру и психологическую поддержку, но при этом, например, почти половина видео про пожилых людей в Тиктоке – с негативным подтекстом.

Однако были и явления, которые наблюдались везде – например, любовь к интересным историям.

В социальной повестке сторителлинг точно попадает в интересы и потребности людей, заставляет читателя примерить ситуацию на себя, что-то поменять в образе мышления или поведении. Развлекательный сторителлинг в соцсетях работает на эмоции: чем они сильнее, тем выше вирусность контента. Наконец, рекламный сторителлинг ведёт к росту продаж. То есть, если подводить итог, хорошая история должен конвертироваться в действия и эмоции.
Камилла Нигматуллина

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.