ПАВЛУШКИНА Наталья Анатольевна
Доцент, кандидат филологических наук
n.pavlushkina@spbu.ru
Публикационная активность в системе Pure
Научная степень, научное звание
Кандидат филологических наук по специальности 10.01.10 "Журналистика"
В 2010 году защитила в Санкт-Петербургском государственном университете диссертацию «Редакция массовой газеты и аудитория как продуценты информационного дискурса» на соискание степени кандидата филологических наук.
Область научных и профессиональных интересов
цифровая журналистика и новые медиа, соцмедиа (контент, сетевые дискуссии, госпаблики), бренд-медиа, медиапотребление и медиапривычки аудитории, управление вниманием в цифровой среде, медийный капитал, читатель/пользователь как субъект творчества СМИ, социальная журналистика, этика массовых коммуникаций, научно-популярная журналистика
Образование
Аспирантура факультета журналистики СПбГУ (2010).
Факультет журналистики Оренбургского государственного университета (2007).
Академический опыт
Руководитель Лаборатории медиатекста (www.mediatextlab.ru). Член союза журналистов России, сертифицированный аналитик компании Brand Analytics, журналист, медиаисследователь и медиаэксперт
С 2019 г. – научный руководитель образовательной программы магистратуры "Медиатекст в массовых коммуникациях"
с 2018 г. - доцент кафедры цифровых медиакоммуникаций
С 2016 г. по 2018 гг. - преподаватель курсов для абитуриентов ВШЖиМК, преподаватель "Малого журфака"
2015–2018 гг. - преподаватель профильного журналистского класса ВШЖиМК.
С 2012 г. по 2018 г. - старший преподаватель кафедры периодической печати СПбГУ.
В 2010 году защитила кандидатскую диссертацию на факультете журналистики СПбГУ.
С 2007 г. по 2011 г. - преподаватель кафедры периодической печати.
Профессиональная карьера
С 2024 г. – редактор подкаста "Социологическая кухня"
С 2024 г. – куратор научно-популярного соцмедиа "Чайник Рассела"
С 2022 г. – куратор и редактор соцмедиа Digital Panda
2022 г. – автор текстов и ведущая интервью-стримов в телеграм-медиа "Вечерний Телеграмъ" (ауд. 500 тыс.-1 млн. подписчиков).
2021 г. – эксперт конкурса "Золотой фонд прессы 2.0" медиагруппы "Журналист". Функционал – аудит медиа.
С 2017 г. - обозреватель журнала "Журналист".
2014–2016 гг. - спецкорр интернет-газеты "Фонтанка.ру", в 2014-2015 гг. дважды лауреат конкурса инновационной журналистики Tech in media в номинации "Популяризация науки" (онлайн-СМИ)
2011-2013 гг. - спецкорр отдела социальных проблем газеты "Санкт-Петербургские ведомости"
В 2007-2008 гг. – корреспондент журнала «Инновационная среда в классическом университете» (СПб).
В 2007 г. – журнал «Шаг за шагом к красоте», обозреватель.
В 2006 -2007 гг. – ВГТРК «Россия-Оренбург», «Радио России», ведущая и корреспондент редакции молодежных программ, автор сюжетов для канала «Вести-24».
В 2003-2006 гг. – ВГТРК «Россия-Оренбург», «ТНТ-Оренбург», корреспондент молодежной ТВ-программы.
В 2002-2003 гг. – «Радио России-Оренбург», корреспондент новостных программ.
Достижения
2024 г. – победитель конкурса на соискание премий Правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности
2024 г. – победа с исследованием «Прагматика контента в бренд-медиа» в научном конкурсе НАММИ в номинации "Статья". Соавторы – К. Нигматуллина и А. Сметанина.
2024 г. – победа в конкурсе грантов Благотворительного фонда Владимира Потанина для преподавателей магистратуры
2023 г. – Лауреат университетской премии "За педагогическое мастерство"
2022 г. – победитель конкурса "Академический десант" Благотворительного фонда Владимира Потанина
2020 г. – победитель конкурса на соискание премий Правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности
2020 г. – победа в конкурсе грантов Благотворительного фонда Владимира Потанина для преподавателей магистратуры
2019 г. – победа во всероссийском конкурсе "Лучшая книга по тематике медиаобразования" в номинации "Учебное пособие"
2015 г. – лауреат конкурса инновационной журналистики Tech in media в номинации "Популяризация науки" (онлайн-СМИ)
2014 г. – лауреат конкурса инновационной журналистики Tech in media в номинации "Популяризация науки" (онлайн-СМИ)
Научные и образовательные проекты
• Лаборатория медиатекста: редизайн проекта менторской поддержки магистрантов (грант Благотворительного фонда В. Потанина, руководитель, 2024-2025 гг.)
• Исследование системы бренд-медиа – совместный проект с креативным агентством "Палиндром" (ключевой исполнитель, период – с 2022-го г. по н. в.)
• Медиатизированная коммуникация и современный делиберативный процесс (грант РНФ, ключевой исполнитель, 2022-2023 гг.)
• Проект менторской поддержки программы магистратуры "Медиатекст в массовых коммуникациях" (грант Благотворительного фонда В. Потанина, руководитель, 2020-2021 гг.)
• Модели медиапотребления среди носителей русского языка за рубежом (Президентский грант для молодых ученых, Министерство науки и высшего образования РФ, исполнитель, 2018-2019 гг.)
• Трансформация зарубежной русскоязычной журналистики в национальных медиасистемах» (НИР СПбГУ, исполнитель, 2014-2015 гг.)
• Эффективные модели функционирования местных СМИ (НИР СПбГУ, исполнитель, 2011 г.)
Основные научные публикации
1. Блохин. И. Н., Павлушкина Н. А., Тепляшина А. Н. Этнографический контент современной детской журналистики // Вопросы теории и практики журналистики. 2024 ; Том 13, № 4. стр. 664-682.
2. Нигматуллина К. Р, Павлушкина Н.А, Сметанина А. М. Прагматика контента в бренд-медиа // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2024 Сент. 2;49(3):144-165. doi.org/10.30547/vestnik.journ
3. Павлушкина Н. А., Мелюхина А. О. Медиа торговых продуктовых сетей как инструмент продвижения брендов // Журналистика в цифровую эпоху: технологии и методология творчества. Минск, 2024. С. 353-358.
4. Павлушкина Н. А. Реакция аудитории на региональную информационную повестку в пространстве локальных медиа и соцсетях // Caucasian Science Bridge. 2023. Том 6, № 3. стр. 36–48.
5. Pavlushkina N. & Teplyashina A., 2023, 'Children’s Magazines in the Media Education System (Content Audit)', Media Education (Mediaobrazovanie), Т. 19, № 1, pp. 139-147.
6. Павлушкина, Н. А. Виртуальные инфлюэнсеры и AI-блогеры: этические нюансы взаимодействия с аудиторией // СМИ и массовые коммуникации–2023. Эпоха неопределенности в современных СМИ и журналистике: вызовы больших данных и искусственного интеллекта.– Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2023. – С. 197-198.
7. Pavlushkina, N. Children's Magazines in the Media Education System (Content Audit) // Media Education. – 2023. – No. 1. – P. 139-147. – DOI 10.13187/me.2023.1.139
8. Pavlushkina, N. Opinion Neutralizers in Online Discussions on Communal Service Issues1 // СМИ и массовые коммуникации–2023. Эпоха неопределенности в современных СМИ и журналистике: вызовы больших данных и искусственного интеллекта.– Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2023. – P. 83-84.
9. Нигматуллина, К. Р. Рынок бренд-медиа в России: определения, классификация, характеристики // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. – 2022. – № 6. – С. 3-27. – DOI 10.30547/vestnik.journ.6.2022.327
10. Павлушкина, Н. А. Управление вниманием в цифровых медиа: преимущества и риски // Мультимедийная журналистика : сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Минск, 01–02 марта 2018 года / Под редакцией В. П. Воробьева. – Минск: Белорусский государственный университет, 2018. – С. 101-105.
11. Павлушкина Н. А. Динамика изменений профессиональных идеалов молодых журналистов в условиях повышения медиаграмотности // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2017. — № 1 (23). — С. 124-132.
12. Тепляшина А. Н., Павлушкина Н. А., Мисонжников Б. Я. Государственная пресса как фактор реализации медиаобразования студентов физкультурных вузов // Теория и практика физической культуры, 2016. — № 10.
13. Teplyashina, A. N. Media criticism as a form of literary journalism: updating theoretical approaches to a meta-genre // World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. – 2017. – No. 7. – P. 283-310.
14. Павлушкина Н. А. «Национальная медиа группа» — самый крупный частный медиахолдинг России // Современный медиахолдинг: формы существования и проблемы институционализации: коллективная монография. «Флинта», 2017. С. 137-142.
15. Павлушкина Н. А. Стратегии развития издательского дома «Коммерсантъ» // Современный медиахолдинг: формы существования и проблемы институционализации: коллективная монография. «Флинта», 2017. С. 198-244.
16. The concept "Lifestyle" in the format of a glossy magazine / A. N. Teplyashina, N. A. Pavlushkina, N. P. Benevolenskaya // Man in India. – 2016. – Vol. 96, No. 10. – P. 3847-3859.
17. Pavlushkina N. Media holding company as a system: genesis, state and prospects of development // Journal of Advanced Research in Law and Economics, 2016. — Vol. 2, — № Issue 2(12) Summer 2015. — P. 328-336 (B. Misonzhnikov, A. Teplyashina,
G. Melnik, K.Nigmatullina).
18. Социальные сети в работе журналиста: pro et contra // Современные проблемы науки и образования. № 6. М., 2014. URL: www.science-education.ru
19. Медиатворчество в современной прессе: влияние аудиторного фактора // Журналист. Социальные коммуникации, 2014. — № 3. — С. 27-42.
20. Релевантность массового периодического издания: роль информационного дискурса // Медиаскоп. № 4. М., 2013. URL: www.mediascope.ru
Учебники и методические пособия
1. Школьные олимпиады СПбГУ. Журналистика: учеб.-метод. пособие / под ред. А. И. Литвиновой. Изд-во СПбГУ, 2024.
2. Проект менторской поддержки в магистерском образовании / Нигматуллина К. Р., Королев Е. А., Литвинова А. И. СПбГУ, Ин-т «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций. СПб., 2021. – 73 с.
3. Школьные олимпиады СПбГУ 2021. Журналистика. Изд-во СПбГУ, 2021.– 126 с.
4. Медиатекст: рабочая тетрадь / под общей ред. Н. А. Павлушкиной и К. Р. Нигматуллиной. СПбГУ, Ин-т «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций». СПб., 2021. – 101 с.
5. 33 урока для будущих журналистов. «Флинта», 2019 (в соавторстве с Е. А. Королевым).
6. Аудиторный фактор развития периодической печати: учебное пособие. Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ. СПб., 2014. — 238 стр. URL: jf.spbu.ru/upload/files/file_1418205891_0543.pdf
Руководство диссертационными и дипломными работами
Под руководством преподавателя подготовлено более 20 магистерских диссертаций и более 30 дипломных работ.
Читаемые курсы и мастер-классы
«Основы творческой деятельности журналиста»
"Технологии интервью"
"Медиапроект"
"Творческие студии (создание произведений культурной тематики)"
"Аудитория в новой цифровой реальности"
"Производственная (педагогическая) практика"
Владение иностранными языками
Немецкий язык, английский язык
Эл. почта
ДАННЫЕ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ИЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКЕ
– Генеративный искусственный интеллект для преподавателя: стратегии, инструменты, этика (Томский государственный университет, 72 ч., 2025 г.)
– Обучение по программе "Искусственный интеллект и трансформация преподавания" ("Юрайт. Академия", 16 ч., 2024 г.)
– Цифровой маркетинг образовательных программ (НИУ ВШЭ, 16 ч., 2022 г.)
– Аналитик социальных медиа: теория, практика, инструменты (Brand Analytics, 120 ч., 2022 г., сертифицированный аналитик Brand Analytics)
– Дата сторителлинг: о чем говорят цифры (ООО "Нетология", 71 ч., 2022 г.)
– Основы управления образовательными экосистемами (Московская школа управления "Сколково", 16 ч., 2022 г.)
– Цифровая стажировка «Методы оценивания в высшем образовании» (НИУ ВШЭ, 2021 г.)
– Научная коммуникация (ИТМО, 2017 г.).
- Повышение квалификации по программе «Разработка модели компетенций» (объем – 32 ч., г. Таллин, Эстония, декабрь 2015)
- Повышение квалификации по программе «Связи с общественностью в органах государственной власти и местного самоуправления» (объем – 72 ч., СПбГУ, удостоверение № 14 0148202, декабрь 2014 г.)
- Повышение квалификации на международном семинаре «Социальная журналистика как общественная деятельность: опыт и научные исследования в России, США и странах Северной Европы» (СПбГУ, март 2014 г.)
- Повышение квалификации на международном семинаре «Этика массовых коммуникаций: опыт и научные исследования в России и Германии» (СПбГУ, октябрь 2013 г.)
- Обучение по программе семинара «Электронные ресурсы для науки и образования в доступе СПбГУ» (СПбГУ, 2013 г.)
- Институт региональной прессы –7-8 сентября 2012 г. – обучение в рамках семинара по медиаэтике (руководитель Ю. В. Казаков).
- Повышение квалификации в рамках семинара «Бренд ученого: как сделать так, чтобы нас цитировали», 19 ноября 2012 г.
- Повышение квалификации в рамках семинаров Thomson Reuters:
1. Программа EndNote Web - базовые возможности (29.03.13) – получен сертификат
2. Web of Science и ResearcherID - базовые возможности (29.03.13) – получен сертификат
3. Journal Citation Reports - базовые возможности (28.03.13) – получен сертификат
4. Платформа Web of Knowledge - базовые возможности (28.03.13) – получен сертификат
- Научно-практический семинар повышения квалификации « Новые технологии работы с научными источниками: поиск, хранение, автоматическое оформление библиографии» (2013 г.)
- повышение квалификации в рамках семинара ИРП и NORDIC JOURNALIST CENTRE «Конвергенция в СМИ», сентябрь 2013 г.
- 18-19 апреля 2008 г. – прошла обучение на семинаре «Язык и стиль массовой коммуникации», получен сертификат (СПбГУ).
11-13 октября 2007 г. – прошла обучение на семинаре по деловой журналистике «Современные деловые издания», получен сертификат (СПбГУ).
Март 2005 г. – пройден курс мастер-классов по журналистике в рамках «Тэфи-регион».
Общий стаж работы
С 2002 г. – журналист
Стаж работы по специальности
С 2007 г. – преподаватель
ПРИЕМНЫЕ ЧАСЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
вторник 12:10 – 13:10