Дискуссионный клуб «PR стандарт и тренды». 27 ноября 2019 года

Дискуссионный клуб «PR стандарт и тренды». 27 ноября 2019 года

Фото: Юлия Ларичева
Текст: Анжелика Хмелевская

«Мы увидели, как работает Telegram. И это уже живая история»

27 ноября в СПбГУ открылся Дискуссионный клуб «PR стандарт и тренды», генеральным партнером которого выступило Коммуникационное сообщество Санкт-Петербурга #PRSPB.

Тема первой встречи − «Телеграм канал как стратегическая коммуникация в бизнесе и политике. Плюсы-минусы. Долговременность инвестиций». Свои за и против высказали Трофим Татаренков, специалист по стратегическим бизнес-коммуникациям, основатель агентства 2Be.Consulting, автор телеграм-канала «НеСоциальная Сеть» и Игорь Сопов, соучредитель Петербургского GR-клуба, политтехнолог.

Заданный формат и обсуждаемые вопросы оказались интересными и для практикующих специалистов, и для преподавателей высшей школы, и для учащихся. Аудитория была переполнена (в работе клуба приняли участие студенты трех университетов). Страсти кипели, жарко было всем: горячие дискуссии и споры продолжались два часа.

Ведущая Ирина Чернявская, куратор направления по взаимодействию с вузами #PRSPB и соавтор идеи создания клуба, советник директора по связям с общественностью АО «Северо-Западное ПГО» (Холдинг «Росгеология»), отметила, что в синергии практического опыта и академической мысли есть возможность попробовать выяснить и отличить самое главное: хайп от тенденций. «Что это – волна или пена, явление временное, на которое не стоит обращать особое внимание или определенная закономерность, которую нужно изучать, выявлять принципы и законы, возводить в ранг профессионального стандарта коммуникатора?..»

«На кону моя репутация»

«Есть те, кому ты веришь больше и те, кому меньше. Из 250 каналов в моём активном изучении 50. Из них только один не стоит на мьюте (отключение оповещений) – Russia Today – единственные, кому я доверяю с точки зрения оперативного и правильного преподнесения новостей. В нашем мире существуют только две валюты – время и репутация. Если от меня во Всемирную паутину попадёт фейк – пострадает и то, и другое. Поэтому любые данные я проверяю сам лично и пытаюсь создать свою ленту, которую можно было бы почитать людям, доверяющим мне, ведь на кону моя репутация», – рассказывает о своей работе в Telegram Трофим Татаренков.

В силу сложившихся привычек, пользователи рассчитывают на данные, которые оказываются недостоверными. В пример можно привести «НЕЗЫГАРЯ» (250 023 подписчика). Примерно 99 сообщений из 100 – здесь неправда. Само по себе явление фейк-ньюс складывается в совокупности анонимного режима, находиться в котором безопасно большинству пользователей, и в скорости получения информации – главного тренда нашего времени. Если вчерашняя новость появляется сегодня, то она уже устаревшая. Анализировать её становится сложно, а сделать правильные выводы – практически невозможно. Telegram позволяет молниеносно передавать сведения. От момента действия до информирования проходят минуты. По мнению Трофима, для того, чтобы быть эффективным коммуникатором, достаточно качественно вести коммуникацию в одной из социальных сетей.

Игорь Сопов, напротив, утверждает, что добиться максимального отклика целевой аудитории (например, в избирательных кампаниях) можно только через применение комплекса PR-инструментов и каналов. Если при подготовке коммуникационной стратегии ориентироваться лишь на одно средство связи, то возрастает вероятность поражения.

Сегодня на рынке smm правят три крупные «кита» − Facebооk, «ВКонтакте» и «Одноклассники». Все разработки, которые появляются после, так или иначе, поглощаются гигантами. Исходя из своего опыта политтехнолога, Игорь делится интересными наблюдениями: «Аудитория Facebооk исключительно либералы. Здесь вы никого не сагитируете и не мобилизуете, а утонете в рассуждениях и спорах. "ВКонтакте" ориентирован на мегаполисы и жителей регионов от школьников до людей не старше 45 лет. А "Одноклассники" – это канал коммуникации для жителей городов миллионников и регионов старшего возраста, от 40 лет и старше. Telegram больше ориентируется на профессиональные группы. В этой сети много сливов, скандальных историй, компроматов, так как вся деятельность обезличена».

Федеральные каналы VS Интернет: ведущая битва XXI века

Одной из основных тем для полемики стал актуальный для Telegram вопрос авторитетности: накрутки подписчиков и просмотров. Всего двухнедельное перекрытие доступа, осуществляемого не через VPN (виртуальная частная сеть), превращает тридцать пять тысяч просмотров в полторы. Этого достаточно для появления слухов об электронном «мошенничестве» со стороны некомпетентных личностей.

«Мы всегда проверяем каналы, с которыми работаем на наличие ботов. Существуют ресурсы, позволяющие видеть и дату создания, и прирост аудитории, – отмечает Игорь. – В электоральных кампаниях мы должны четко понимать, кому предоставляем информацию и что из этого последует».

Трофим не привык верить сервисам подобного рода. По его мнению, все проверки, так или иначе, проводят люди, они пишут программы. А это значит, что вероятность ошибки крайне высока: «Админы говорят, что у них алгоритмы, под которые мой канал не подходит. Хотя тут множество критериев. Самое элементарное – у кого-то он может быть замьючен. Это значит, что рост с одинаковой вероятностью будет как в начале дня, а спад в конце, так и наоборот». Как работает система проверки, никто не знает, поэтому доверие – дело каждого.

Ещё одним предположением стало сохранение статусности за федеральными СМИ. Они, в свою очередь, также будут модифицироваться и обзаводиться новыми функциями.

Прямые продажи и способы заработка

Спикеры видят несколько возможных путей получения дохода. Игорь предпочитает делать ставку на долгосрочные проекты: «В основном они длятся полгода. И это – комплексная история. Я не считаю количество выложенных в социальных сетях постов и не перевожу их в рубли. Моя задача – получить максимум на выходе от целого ряда инструментов», – делится специалист.

Позиция Трофима Татаренкова основана на размещении рекламных постов на собственном канале, построении смысловых цепочек и раскручивании чужих аккаунтов.

Жаркие споры возникли по поводу межплатформенного взаимодействия. Категорическое нежелание читателей переходить на другие площадки, может стать серьёзной проблемой на пути к повышению продаж. Однако некоторым каналам всё же удалось добиться стабильных переходов на смежные платформы. С протестом по данному вопросу выступила гостья клуба Валентина Головачева, главный исполнительный директор агентства GComms.Agency: «Telegram сегодня – это то, что интересует бренды больше всего. Все хотят напрямую общаться со своей аудиторией. Те же Wow Sale (367 496 подписчиков), собирают перед «чёрными пятницами» все скидки. И что, у них маленькие переходы? Да отличные! Это – прямая продажа».

В ходе долгих обсуждений прийти к единому мнению так и не удалось. Одним из вариантов решения могла бы стать планируемая Павлом Дуровым криптовалюта. Однако, если судить по биткойну, нет никаких гарантий её конкурентоспособности. Но сейчас делать подобные выводы слишком рано, поэтому остаётся лишь следить за эволюцией бизнеса в будущем.

Telegram и его перспективы

Гости пришли к заключению, что в ближайшие пять лет произойдет модификация видов Telegram каналов. К существующим рабочим функциям (донесение информации, мобилизация общественного мнения, мониторинг) добавятся новые возможности. Каналы из анонимных станут авторскими.

Подытожил встречу Дмитрий Гавра: «Мы увидели, как Telegram работает. Это так или иначе живая история, безусловно, имеющая перспективу развития, хотя бы потому, что есть Трофим и Валентина. Но, с моей точки зрения, Telegram канал как стратегическая коммуникация – слишком смелый замах. Более корректно будет сказать, что это инструмент стратегической коммуникации».

Следующая встреча Дискуссионного клуба «PR стандарт и тренды» состоится в середине декабря. Следите за новостями.

Всего страниц 32

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.