Первая часть семинара была посвящена истории вопроса. Студенческое самоуправление возникло вместе с первыми университетами средневековой Европы. На протяжении развития образовательной системы термин "университет" имел другое значение, касался только студенческого коллектива и не имел отношения к преподавателям. В дальнейшем, уже в первой половине XIX века, внеучебная общественная деятельность студентов стала неотъемлемым атрибутом политики высших учебных заведений. В Российской Империи студенческие организации появились лишь в конце XIX в. Но уже тогда студенты решали не только учебные вопросы, но и развивали общественные интересы. Такие организации считались одним из ключевых звеньев социально-политической жизни. В СССР единственной влиятельной молодежной организацией был комсомол, который создавал и развивал интернациональные коммунистические традиции КПСС. После распада СССР комсомол утратил свою идеологическую ценность, и студенты были вынуждены искать новую форму объединения для самореализации и полноценного участия в жизни университетов.

Ещё несколько лет назад по инициативе ректора СПбГУ был предложен проект развития студенческого самоуправления в Университете, и первым факультетом, который поддержал эту инициативу стал факультет журналистики.

Анатолий ПУЮ, профессор, директор Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ: «Когда мы обсуждали эту инициативу со студентами, они с радостью откликнулись на идею создания студенческого совета. Студенты СПбГУ всегда очень активно участвуют не только в мероприятиях университета, но и в учебно-методических и научных комиссиях, которые создаются на различных факультетах для реализации общеобразовательных программ. Развитие студенческого самоуправления направленно не только на то, чтобы участвовать в учебном процессе, но и на то, чтобы выявить студентов, заинтересованных в реализации университетских и молодёжных проектов».

По версии избиркома, в России существует три основных уровня молодёжного самоуправления: федеральный, региональный и местный. Основные формы молодёжного самоуправления идентичны на всей территории страны: молодёжные советы функционируют при органах законодательной и исполнительной власти, есть и те, которые существуют как общественные организации. Каждая из таких организаций имеет конкретные установки, цели и принципы.

Валерия ЗОТОВА, руководитель общественной организации «Всероссийское студенческое самоуправление»:

Один из основных признаков ССУ - это автономность управления во всех областях. Студент должен понимать, что он в вузе главный — он заказчик образовательных программ. Если мы всегда будем думать за студента, он никогда не научится самостоятельно решать проблемы. Следующим атрибутом является его открытость. Организовывать какие-то «пати-выезды» и КВНы — это далеко не все полномочия совета. На мой взгляд, совет должен влиять как раз на процесс образования в вузе.

Для любого государства развитие молодёжной политики имеет одно из приоритетных значений, поскольку это устойчивое будущее любой политической системы. Политике неоткуда взять настоящих лидеров, кроме как из школ и университетов.

Ольга Нечаева, председатель Территориальной избирательной комиссии №1:

Только на территории адмиралтейского района в 29 школах, где есть старшие классы созданы различные по формам советы ученического самоуправления, а во всех высших учебных заведениях - молодёжные советы. Создана Молодёжная парламентская Ассамблея при Совете Федерации, Общественная молодёжная палата при Госдуме РФ. Практически во всех субъектах федерации существует молодёжная структура.

Что касается самой молодёжи, то участие в самоуправлении развивает социальную активность молодого поколения, его гражданское самосознание, позволяет реализовать законные интересы и права, приобретать практические навыки работы и взаимодействия с органами государственной власти. По словам Ольги НЕЧАЕВОЙ, большинство опрашиваемых членов муниципальных советов заявили, что на первое место в списке преимуществ занятости в молодёжных структурах молодёжь ставит приобретение дружеских и деловых связей, которые в дальнейшем могут помочь им в карьере.

По итогам встречи собравшиеся сошлись во мнении, что студенческое и школьное самоуправление нужно активно развивать. Остался открытым вопрос, как именно на уровне государства можно приобщить новое поколение россиян к политической жизни. Участники семинара договорились о взаимопомощи в решении данной задачи.

Студент 3 курса ВШЖиМК СПбГУ
Павел ДРУШ

Всего файлов 16
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация