Семинар «Потребности медиарынка и профессиональная подготовка журналистов». 25 сентября 2012 года

На повестку дня были вынесены проблемы подготовки Санкт-Петербургским университетом профессионалов медийной сферы. Тон разговора задал ректор Санкт-Петербургского университета Николай Кропачев, который достаточно остро осветил проблемы подготовки специалистов медийных профессий: «Последние годы образование в СПбГУ и других вузах страны было и есть замкнуто само на себя. Преподаватели определяют, чему нужно учить, какие навыки нужно прививать студентам. Однако нужно учитывать потребности рынка. А сформулировать профессиональные компетенции будущих выпускников отрасли могут только представители этой самой отрасли. Задавая стандарты программы подготовки, Вы, уважаемые гости, будете уверены в получаемом на выходе продукте. И тогда наше сотрудничество будет взаимовыгодным и результативным». Таким образом, из уст ректора прозвучало предложение создания экспертного совета на базе СПбГУ, в функциональной нагрузке которого была бы формулировка требований к выпускникам и образовательным программам, а также помощь при тестировании знаний и навыков, полученных учащимися на выходе из Университета.

В ходе разговора члены Санкт-Петербургской лиги журналистов обозначили потребности российского медиарынка и отметили, что выпускники, которые проработали у них уже 3–-4 года, только сейчас начинают адаптироваться к требованиям профессии. И это также является следствием замкнутости вуза и его оторванности от профессионального сообщества. В ходе дискуссии были подняты проблемы профильной сферы, в частности – снижения качества общегуманитарной подготовки будущих специалистов. «Студенты, которые приходят к нам на практику, очень мало читают, совершенно не разбираются в истории, – говорит директор Агентства журналистских расследований Андрей Константинов. – И это не вопрос образовательной программы университета, скорее это вопрос современных условий жизни студента, которому приходится совмещать работу с учёбой и личной жизнью, где, естественно, не находится времени для чтения серьёзной литературы, изучения иностранных языков. В итоге мы получаем «кастрированного» в гуманитарном смысле специалиста, который не способен работать в серьёзной аналитической журналистике, в журналистике международной».

В том же ключе рассматривалась злободневная социальная проблема общей деградации семейного и школьного воспитания. Так, по словам руководителя Петербургского регионального центра ИТАР-ТАСС Бориса Петрова, качество конфигурации знаний не всегда является главной проблемой выпускников при приёме на работу. Главная проблема – это вопросы воспитания, морали и культуры в широком смысле. «Мы часто сталкиваемся с инфантильным мировоззрением. Человек должен знать не только некий набор профессиональных инструментов, но и понимать ситуацию в своей стране и за её пределами, понимать людей, знать медиарынок. И в этом молодёжь должен ориентировать не столько вуз, сколько семья и школа».

В развитии темы был затронут вопрос личностных характеристик молодых журналистов, а именно – практически полное отсутствие у них мотивации и профессиональной заинтересованности. По словам директора ОАО «Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное телевидение» Юрия Третьякова, практиканты требует от редакции конкретных заданий. А когда редакторы просят их включить фантазию и предложить свои темы, теряются. У ребят крайне узкий подход к работе, мало творчества, идей, любопытства к жизни. И здесь возникает вопрос отбора соответствующих абитуриентов – людей изначально заинтересованных в профессии и профильном трудоустройстве». В беседе представители СПбГУ не раз отмечали, что будут благодарны за помощь в разработке единого стандарта требований для студентов, в разработке профессионального портрета выпускника.

В качестве выхода из сложившейся ситуации ректор СПбГУ Николай Кропачев видит значительное повышение нижнего предела ЕГЭ, который позволяет абитуриенту подать документы для поступления в Университет. Это может привести к проблеме с конкурсом, но на порядок повысит качественные характеристики, тех, кто преодолеет высокую планку и станет студентом СПбГУ.

Безусловно, за последние годы для повышения качества подготовки будущих специалистов медийной сферы в Университете сделано немало. С учётом пожеланий профессионального сообщества чуть более года назад была создана Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, которая объединила два самостоятельных факультета: факультет журналистики и факультет прикладных коммуникаций. «Мы создали структуру, которая позволяет реализовать концепцию постоянного непрерывного образования, от школьников до уже состоявшихся профессионалов, – говорит директор ВШЖиМК, профессор Анатолий Пую. – Помимо высшего образования на базе ВШЖиМК существуют профильные курсы для школьников, колледж технических специальностей, Институт повышения квалификации. Студенты имеют возможность освоить профессию на собственных учебных платформах: телерадиокомплексе, учебной газете и в редакции информационно-образовательного портала. Нам удалось объединить в единую структуру разные направления – журналистику, PR и рекламу. И это дало нам возможность создания единой коммуникационной среды. Как и во всех начинаниях перед нами встают те или иные проблемы, однако наши специалисты делают всё, чтобы обеспечивать потребности современного рынка».

Всего страниц 17

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.