16 марта 2018 года

Родион Скрябин

Директор по развитию издания «Лайфхакер» принял участие в работе секции «Бизнес-модели в печатных и онлайн СМИ» кафедры цифровых медиакоммуникаций СПбГУ.

Три девушки и один Родион

16 марта в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ на международной студенческой конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» прошла секция «Бизнес-модели в печатных и онлайн СМИ». Экспертами выступили экс-главный редактор северо-западного бюро газеты «Ведомости», старший преподаватель СПбГУ Анна Щербакова и директор по развитию издания «Лайфхакер» Родион Скрябин. Существует ли «китайская стена» между рекламой и прессой? Выживет ли печатная продукция? И каких журналистов не хватает «Лайфхакеру»? Ответы узнали участники сессии.

Кто ломает «стены»?

По мнению Анны Щербаковой, концепция «китайской стены» между рекламными отделами и редакцией является актуальной на современном рынке. Источники дохода влияют не на то, что пишут издания, а на то, печатаются они или нет. Когда денег не хватает, медиа закрывается или сокращается.

– Я считаю, что «китайская стена» не совсем работает в России, – говорит Родион. – Вчера я был в Ульяновске и по обыкновению включил местные «Вести». Было пять сюжетов: открылась какая-то школа, ярмарка шубы, православная выставка мёда и что-то ещё. И вот там явно нет «стены». Они однажды её сломали.

А пресса жить будет?

В своём дипломном проекте о стратегии и адаптации медиаконтента в Telegram на примере самых популярных СМИ студентка СПбГУ Валерия Парфёнова объяснила, зачем нужно осваивать мессенджер. По её мнению, цель присутствия медиа на платформе – это способность завлечь платёжеспособную молодую аудиторию от 18 до 30 лет.

Аспирантка факультета журналистики МГУ Тамара Ермошкина в своей работе «Современный антикризиный менеджмент» разбиралась в том, как выживают печатные издания в настоящее время. Она рассмотрела три медиапредприятия: издательский дом «Комсомольская правда», холдинг Hearst Shkulev Media и группу изданий «Cosmopolitan». В ходе интервью с экспертами выяснилось, что все рассматриваемые СМИ имеют сходства в мерах борьбе с кризисом:

1.    поиск новых моделей монетизации;

2.    оптимизация расходов. Снижение бюджета на рекламу и маркетинг;

3.    сокращение сотрудников и объединение редакций, работающих в интернете и оффлайн;

4.    развитие digital-технологий.

Студентка СПбГУ Мария Орехова в исследовании «Мультимедийные стратегии конвергентных СМИ» выяснила, что издание «Glamour» продаётся лучше в печатном виде. Не смотря на широкое распространение в соцсетях, читатель предпочитают держать глянец в руках.

Лайфхак для журналистов

– Сегодня создавать «Лайфхакер» было бы неправильно, – уверен Родион Скрябин. – В этом году нам исполнится 11 лет. В то время делать подобное издание было максимально эффективным решением, потому что рынок digital-медиа ещё не расширялся. Чем больший кусок мы тогда отхватили, тем больший кусок у нас сегодня есть.

В настоящее время на сайте несколько сотен статей. Огромное количество трафика идёт из поисковых систем. В день может выйти до 25 статей на совершенно разные темы: от спорта до обсуждения способов стать счастливым. Но и та и другая попадёт в топ Google.

– Когда у меня возникают бытовые вопросы, я ищу ответы в интернете и чаще всего натыкаюсь на собственное издание. А если нет, то иду в редакцию и говорю: «Ребят, у нас почему про это ещё нет статьи?».

По мнению Родиона, новости – это не интересно. То, что было актуально вчера, никто не будет читать сегодня. Поэтому сайт помогает людям информацией, которая будет полезна в любое время.

– Мы первые в России объяснили, как установить PokemonGo и собрали за две недели полтора миллионов просмотров, – хвастается Родион. – Человек, который написал статью, получил очень хороший бонус. Но видимо не настолько большой, чтобы никогда не работать.

У «Лайфхакера» есть свой YouTube канал (https://www.youtube.com/user/lifehackertv). В нём сложно выпускать видео на разные темы, потому что аудитория подписывается ради определённого контента. Инфографика о ядерном взрыве не может стоять рядом с описанием, как правильно есть сыр. Поэтому сейчас на канале существует только две рубрики: «Помогаем» и «Просвещаем» (лайфхаки и интересные факты). Самое популярное видео называется «Что происходит, когда кто-то умирает в самолёте?».

Директор по развитию «Лайфхакера» объяснил, как получить работу в издании. Для начала нужно написать Родиону в Telegram (@RDSLV) и получить тестовое задание. Если предложенные идеи и текст будут интересными, вам предложат работать на сайте. «Лайфхакер» постоянно расширяется – в месяц в редакции прибавляется примерно по три человека. Сейчас им не хватает журналистов, пишущих на темы автомобилей, женских проблем, секса, феминизма, строительства, компьютерных игр и бизнеса.

Анастасия Голикова,
Дарья Попова (фото)

19 марта 2018

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль