28 ноября 2017 года

Андрей Дорожный

Дата-журналист (Деловой Петербург, Агентство дата-журналистики Mediagun)

От холерной карты к дата-журналистике

В СПбГУ прошёл мастер-класс по журналистике данных.

О том, как работает дата-журналистика, сколько нецензурной лексики в песнях Шнурова и что знает Джон Сноу, студентам рассказал журналист «Делового Петербурга» и агентства дата-журналистики Mediagun Андрей Дорожный.

ДЖОН СНОУ ЧТО-ТО ЗНАЕТ

– Опишите, пожалуйста, этот кабинет. Что он из себя представляет?

– Длинный, с большим количеством столов, шестью окнами…

– Сейчас вы рассказали данные об этой комнате, то есть какие-то объективные измеряемые величины, которые мы можем получить и использовать. Журналистика данных – это как раз та область журналистики, которая занимается сбором, обработкой и визуализацией информации, – поясняет Андрей.

Одним из первых сборщиков данных стал британский доктор Джон Сноу. В середине XIX века в Лондоне разразилась эпидемия холеры, погибло около 500 человек. Тогда Сноу начал своё расследование – он ходил по городу и узнавал, в какой местности болеет больше всего человек. Доктор отметил точками зараженные дома и составил своеобразную инфографику, которая помогла найти очаг распространения болезни – колонку. Власти немедленно закрыли источник. Кстати, попы в церкви неподалеку от холеры не пострадали, потому что пили одно пиво.

ДВЕ СТОРОНЫ ДАТА-ЖУРНАЛИСТИКИ

Андрей утверждает, что в дата-журналистике есть два подхода к созданию контента: «Вы можете взять какой-то набор данных. Допустим, правительство опубликовало карту преступлений в России с детализацией вплоть до улицы. Либо у вас возникает идея, для которой нужно провести исследование самому. Например, я захотел узнать правда ли, что половина петербуржцев родились не в этом городе: иду в службу миграции, смотрю статистику и проверяю свою гипотезу».

К плюсам дата-журналистики можно отнести:

новые уникальные сюжеты. Журналистика данных создаёт «тихие сенсации». Например, под шумок с передачей Исаакиевского собора РПЦ Андрей проанализировал доходы музеев Петербурга. Он взял информацию о бюджетах петербургских музеев с сайта bus.gov.ru и данные министерства культуры. Выяснилось, что единственным прибыльным учреждением стал именно Исаакиевский собор. Известная история приобрела новый оттенок:

детализацию (данные позволяют нам сделать более детальный анализ вплоть до района);

экономию времени

автоматизацию. «Имея базовые навыки работы в Exel, мы можем сэкономить себе несколько недель», – говорит Андрей;

визуальный контент. Газета The New York Times доказала, что визуальные публикации не только лучше усваиваются – ими чаще делятся в социальных сетях «Недавно я делал работу о том, чем различаются Москва и Петербург. Проанализировал их статистику, расположил на одной линии по разным параметрам: балл трезвости, количество влюбленных девушек на 1000 пользователей, и сделал это визуально понятным, чтобы можно было смотреть даже в метро».

Андрей не забыл сказать и про минусы дата-журналистики:

– потребуются дополнительные навыки. Дата-журналистика – это не просто написание текста, это ещё и сбор нужных данных с нужных сайтов, их анализ и визуализация. Нужно понимать, как люди смотрят на предоставляемую информацию и как считывают её;

– время подготовки материала больше обычного. Во всех редакциях есть правило: «Один день – один материал». Но для некоторых исследований нужно несколько суток изучать источники и объяснить это редактору – довольно сложная задача.

ПРОЦЕНТ «ЛЮБВИ» И «БАБ»

Бывает время, когда официальных новых данных не появляется, а интересную историю сделать нужно. Тогда начинает работать воображение:

– Ещё со времен школы я помнил, что в песнях Сергея Шнурова очень много нецензурной лексики, – рассказывает Андрей историю одной успешной инфографики, – поэтому у меня возникла идея посмотреть, сколько процентов нецензурных слов в каждом из его альбомов. Этой информации нигде не было, поэтому я просто стал копировать тексты в один документ, а потом перевёл количество слов в проценты. Альбомами с наибольшим содержанием нецензурных выражений стали “Мат без электричества” (1999) и “Фарш” (2014). В материале «Какие слова чаще всего встречаются в текстах группы “Ленинград”», по статистике, исключающей нецензурную брань, .лидирующими оказались слова “баба” и “любить” Однако инфографика собрала мало просмотров на сайте. На следующее утро оказалось, что Сергей Шнуров запостил её себе в соцсети, и она сразу получила большой охват. Ещё через полгода материал показали в «Вечернем Урганте». Этот ролик набрал несколько сотен тысяч просмотров. Такие работы, которые не связаны напрямую с темой бизнеса, получают хороший отклик.

Несколько советов от Андрея Дорожного, «как сделать норм историю»:

1.    О чём это в двух словах? При проектировании материала задавайте себе вопрос, а что в нём будет и как он повлияет на людей?

2.    Вторгайтесь на территорию эмоций. Апеллируйте к ностальгии и чувствам читателя. Информацию люди получат всегда, а эмоции в редких случаях.

3.    Опровергните убеждение. Работайте с инсайтами. Узнайте о каких-то стереотипах и попытайтесь развеять их своей работой.

4.    Украдите идею, это нормально. Читайте больше западных СМИ, смотрите их интересные инфографики. Эти работы можно адаптировать к России и получится классный материал.

В Институте могут появиться занятия по дата-журналистике. «Это будет краткосрочный формат: не дисциплина на семестр, а дополнительный курс для желающих. Думаю, будет входной тест с проверкой способностей: насколько быстро человек сориентируется в данных и сможет придумать повод из имеющегося набора. Слушатели курса сделают проекты для агентства “Mediagun”», – говорит о планах Камилла Нигматуллина, и. о. заведующего кафедрой периодической печати.

Ссылки от Андрея Дорожного:

Агентство журналистики данных «Mediagun»

Собрание источников с открытыми данными

Конкурс визуализаторов данных «Один раз увидеть»

Анастасия Голикова, Марина Царева | 1 декабря 2017

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.