Максим Ничипоренко: «Умение работать с информацией — это главное, чему меня научил Университет»

Пресс-секретарь «Транснефть — Балтики» Максим Ничипоренко — выпускник Санкт-Петербургского университета. В интервью он рассказал о своем профессиональном пути, особенностях работы бывшего журналиста, который теперь освещает работу дочернего предприятия крупнейшей в мире нефтепроводной компании, а также о том, как ему в этом помогают полученные в Университете знания.

Какие воспоминания у вас остались о студенческих годах в СПбГУ? Чему вам удалось научиться за время обучения? Какие навыки оказались особенно полезны?

Я учился на историческом факультете СПбГУ (сегодня — Институт истории). Со школы для многих эта наука ассоциируется с зазубриванием дат и событий. На самом деле в первую очередь она учит думать системно: выстраивать причинно-следственные связи, обращать внимание на детали, с разных сторон смотреть на проблему и анализировать ее комплексно. Пожалуй, умение работать с информацией — это главное, чему меня научил Университет. И не так важно, идет ли речь о прошлом или о настоящем. Такой навык очень важен, даже необходим — как журналисту, так и сотруднику пресс-службы.

Когда я вспоминаю студенческие годы, первое, что приходит в голову, — это люди. С одной стороны — выдающиеся преподаватели, легенды и мифы о которых передавались через поколения истфаковцев. С другой стороны — мои однокурсники. Со многими мы и сейчас поддерживаем дружбу, хорошие товарищеские отношения. Очень интересно смотреть, как сложились их судьбы: кто-то пошел по научному пути, некоторые выбрали учительскую карьеру, есть журналисты, представители многих других профессий.

У вас есть опыт работы в качестве и корреспондента крупнейшего информагентства России ― ТАСС, и пресс-секретаря госкомпании. Это дало возможность побывать «с разных сторон баррикады» этой профессиональной сферы. Как это сегодня помогает вам выстраивать коммуникацию с журналистами?

Даже двух крупнейших информационных агентств. До ТАСС я работал в РИА «Новости». Одна из особенностей таких «гигантов» в том, что в региональных подразделениях менее выражена специализация корреспондента. То есть при необходимости журналист, пишущий про экономику, может быть задействован, например, при освещении судебного процесса, а спортивный отправится на культурное мероприятие. В этом можно найти немало минусов, но однозначный плюс тоже есть: ты постоянно развиваешься и учишься. Мозг живет и тренируется. Такая выработанная в журналистике универсальность помогает в работе службы общественных коммуникаций разносторонне освещать деятельность предприятия нефтетранспортной отрасли: и с экономической, и с технологической, и с научной-внедренческой, и с социальной, и со многих других точек зрения.

Ну а выстраивать отношения с коллегами-журналистами помогает понимание их интересов и задач. Предлагая какую-то идею для освещения, я стараюсь взвесить, насколько она привлекательна для конкретного издания и как ее лучше подать. Нередко совместно с редакциями мы находим темы, которые в этот момент особенно актуальны для них, важны и интересны для нас с точки зрения освещения деятельности ООО «Транснефть — Балтика». Такая синергия дает наилучший результат.

В чем заключается сложность работы пресс-секретаря оператора магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов? Как рассказывать о деятельности компании, не нуждающейся в рекламе, и для чего это необходимо? Какими новостями делиться с аудиторией, далекой от технической области?

Действительно, крупнейшая в мире компания, занимающаяся транспортировкой нефти и нефтепродуктов по системе трубопроводного транспорта, «Транснефть» и ее дочернее предприятие «Транснефть — Балтика» в традиционной «продающей» рекламе услуг не нуждаются. Но рассказывать о ее вкладе в экономику страны, в обеспечение ее энергетической безопасности, в социальное развитие регионов, о масштабных благотворительных программах необходимо и важно. Постоянная работа в информационном поле нужна и для поддержания имиджа технологичной, экологичной компании, привлекательного работодателя.

В первую очередь мы — служба общественных коммуникаций «Транснефть — Балтики» — стремимся рассказать о важности деятельности компании в регионах присутствия, жители которых каждый день сталкиваются с нашими объектами. Другая задача, стоящая сразу перед несколькими подразделениями, — привлечение новых кадров. И здесь у службы общественных коммуникаций тоже есть свой ответственный участок работы.

Так что спектр тем, которые мы стремимся освещать, достаточно объемный. Это и информация о том, что предприятие делает, чтобы, выполняя задачи государственной важности, поддерживать высокую надежность и безопасность производственных процессов, и о внедряемых у нас инновациях. Это рассказ об успехах наших сотрудников, о благотворительной и волонтерской работе и многое-многое другое.

Первая сложность, с которой я столкнулся в начале работы здесь, — обилие технической информации, которой в той или иной степени не избежать и при подготовке пресс-релизов. Спасибо коллегам-инженерам, которые помогают разбираться в ней, вместе находить способы сделать ее понятной всем. Как пример — подача информации о производительности магистрального насосного агрегата. Бывает, в пресс-релизах или статьях мы отходим от исчисления подачи в кубических метрах в час и даем сравнение с количеством железнодорожных цистерн, которые он заменяет. Это гораздо больше говорит широкой аудитории о масштабах нашей деятельности.

Вторая скорее не сложность, а особенность, напрямую связанная с первой, — выстроить внутри предприятия конструктивные коммуникации со многими подразделениями, в первую очередь техническими, объяснить коллегам, зачем нужна работа службы общественных коммуникаций. И, конечно, поддерживать внешние коммуникации. Поддержание постоянной двухсторонней связи с журналистами — одна из главных задач.

Недавно вы принимали на ЛДПС «Невская» студентов-журналистов СПбГУ, которые планируют принять участие в конкурсе журналистского мастерства. Для них знакомство с таким объектом стало своего рода практикой, позволившей получить необходимые навыки подготовки текстов. А как вы считаете, насколько сейчас в журналистике различаются теория и реальная работа? Возможно, когда вы только начинали карьеру, для вас тоже что-то в профессии стало неожиданностью?

В любой деятельности теория и практика различаются очень существенно. Теория — основа, из которой в будущем вырастет профессионал. Но без реального опыта этого точно не произойдет. Множество навыков, скорость и оперативность, то, что называют чутьем и интуицией, приобретаются в каждодневной работе, в том числе через набитые шишки, а также в общении с коллегами и ньюсмейкерами. Кстати, это и было, пожалуй, для меня самым ярким опытом, особенно в начале журналистской работы, — возможность задавать вопросы и общаться с интересными людьми.

Чему важно научить будущих корреспондентов? Как это можно сделать? Какой совет вы могли бы им дать?

Журналистская работа научила меня уважительному отношению к информации. Цена ошибки в информагентстве, новость которого могут подхватывать множество крупнейших СМИ, очень высока. Поэтому фактчекинг — наше все! И развивать коммуникативные способности, посещать как можно больше мероприятий для СМИ, общаться с ньюсмейкерами, представителями пресс-служб. Уметь правильно задать вопрос и добиться ответа, а также понимать, кому его задавать, — ключевые навыки журналиста. И все это надо умножить на оперативность, которая приходит с опытом.

Было ли вам интересно пообщаться с младшими коллегами в ходе экскурсии? Хотелось бы вам и в дальнейшем делиться своими знаниями и накопленным опытом со студентами в таком или других форматах?

Конечно, интересно! Очень приятно внимание студентов-гуманитариев к деятельности «Транснефть — Балтики». Было видно, что пресс-тур для них стал действительно неординарным событием. Считаю, это заслуга коллег — руководства станции, представителей аппарата управления предприятия, которые смогли рассказать просто о сложном. А профессиональные вопросы, которые задавали будущие журналисты, показали, что они, в свою очередь, готовились к поездке и не поленились изучить информацию о нашей деятельности. Думаю, для всех участников мероприятия с обеих сторон этот опыт был полезным. Поэтому работу со студентами, тем более студентами СПбГУ, в этом или ином формате хотелось бы продолжать. Как минимум нас ждет подведение итогов конкурса «Время новых возможностей», и мы желаем успехов его участникам.

Как вы считаете, наличие диплома Университета — это знак качества? Есть ли, на ваш взгляд, качества, которые отличают универсантов от выпускников других высших учебных заведений?

Думаю, даже не диплом, а университетское образование как комплекс знаний, навыков и образ мышления это знак качества. Лично для меня звание выпускника СПбГУ — это гордость и определенный статус, которому надо соответствовать.

Материал также опубликован на главном сайте Университета.

20 ноября 2024

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.