Новую цифровую реальность и место журналиста в ней обсудили на форуме «Медиа в современном мире»
Санкт-Петербургский университет проводит форум «Медиа в современном мире. 62-е Петербургские чтения». Масштабное мероприятие включило в свою программу две крупные международные конференции: «Язык в координатах массмедиа» и «Стратегические коммуникации в политике и бизнесе».
Открыл форум директор института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ профессор Анатолий Пую. «Когда-то журналистике в Университете учились 700 человек, а сегодня их порядка двух тысяч. У нас 17 программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры и очень высокий конкурс на поступление. Многие иностранцы стремятся учиться у нас. Все это говорит о том, что интерес к медиа сегодня огромный», — рассказал он, добавив, что конференция проводится совместно с Союзом журналистов России и МГУ имени М. В. Ломоносова.
На церемонии открытия были названы имена лауреатов международной Невской премии СПбГУ в области изучения журналистики и массовых коммуникаций 2023 года. В номинации «Теория» ее обладателем стала профессор СПбГУ Светлана Бодрунова (кафедра менеджмента массовых коммуникаций) за серию статей о разработке теории кумулятивной делиберации. Доцент Томского государственного университета Наталия Жилякова удостоена Невской премии в номинации «Просвещение» за цикл работ о специфике журналистики Томской губернии в дореволюционный период. Награду за признание получил председатель Санкт-Петербургского отделения Союза журналистов России Дмитрий Шерих.
Пленарное заседание форума включило в себя выступления не только практиков медиаиндустрии и представителей медиаобразования, но и философские доклады, призванные раскрыть фундаментальные основы глобальной трансформации информационной среды. Так, и. о. заведующего кафедрой истории философии СПбГУ доцент Александр Львов в своем выступлении на тему «В сетях паутины памяти: медиареальность как вызов историческому сознанию» отметил, что проблема отношения медийной сферы и исторического сознания затрагивает каждого. «В современной медиасреде ценности зачастую выполняют функцию инструмента для достижения конкретных целей, — отметил он. — Жан Бодрийяр наглядно продемонстрировал это в своих работах "Войны в Заливе не было" и "Симулякры и симуляция". Современная реальность, включая пространство политических возможностей, — это та реальность, в которой симулякры, то есть чистый означающий без означаемого, могут существовать и влиять на принятие решений». Он добавил, что разница между ценностями и средствами разрушается: ценности сегодня выполняют инструментальную, а не аксиологическую функцию. Александр Александрович заключил, что изменения на личностном, коллективном и мировоззренческом уровнях сделали эффективность мерилом бытия, а медиареальность получила власть направлять историческое сознание в нужное русло.
Взглядом практика поделился главный редактор Ленинградской областной телекомпании Олег Черных. Он рассказал о трансформации общественного сознания на примере когнитивных войн, связанных с конфликтом на Украине, а также о роли журналистики и новых медиа в этом процессе. По его словам, информационная война не равна когнитивной: если первая представляет собой работу с информационными инструментами, то вторая связана с погружением аудитории в неустойчивое эмоциональное состояние «взрослых подростков», готовых к преодолению барьера насилия. Олег Викторович выделил четыре медиаконтура современного человека, выстроенных по уровню доверия: первый составляют родные и близкие, второй — коллектив, далее следуют новые медиа, к которым относятся лидеры общественного мнения, и завершают его СМИ. При этом, по словам главреда «ЛенТВ24», именно новые медиа становятся площадками, на которых сегодня преимущественно разворачиваются когнитивные войны.
К разговору о ценностях присоединился и директор Русской экспертной школы, преподаватель МГИМО МИД России Василий Щипков. Он представил доклад, посвященный функционированию медиа в период религиозного ренессанса. «Мы наблюдаем, как в последние годы растет востребованность религиозной интерпретации происходящих событий. Мы можем точно сказать, что нечто похожее происходило столетие назад, в эпоху Серебряного века», — обратил внимание он. Василий Щипков отметил, что сегодня единственно эффективным способом коммуникации становится построение дискуссии вокруг осуждения ценностей и актуализации теологического элемента в медиадискурсе. Развитие постсекулярной культуры, по мнению спикера, будет делать разговор о ценностях более востребованным.
Итоговым докладчиком открытия форума стала декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова, которая рассказала о новой архитектуре медиакоммуникаций и обобщила выводы заседания. «Сегодня мир настолько быстро меняется, что мы даже не можем определить, как называется современное общество: посткризис, посткапитализм... Мы живем в индивидуальных экосистемах. Мы живем на разломах, которые связаны, как мы сейчас понимаем, с коллективной исторической памятью. Мы живем в условиях цифрового неравенства. Этот мир бросает вызовы не только нам — тем, кто готовит специалистов для медиасреды, но и абсолютно всем. Мы понимаем, что в этом мире мы, исследователи медиа, должны сформулировать свою позицию», — начала профессор Елена Вартанова. Для СМИ сложнейшим вызовом стало появление новых сегментов экономики, порожденных цифровизацией: платформы приходят на смену корпорациям, что меняет не только бизнес-модели, но и принципы коммуникации. Сегодня, по словам эксперта, очевидна полисубъектность медиадискурса: помимо институционализированных, традиционных СМИ на общество влияют «новые профессионалы», нормативный статус которых пока не до конца определен, а также искусственный интеллект, который определяет повестку дня, отнимая «хлеб» у журналиста. «Профессия журналиста становится уязвимой, — заключила Елена Леонидовна. — Наши научные выводы должны выразиться в адаптации и развитии учебных планов, в новых курсах и программах».
Также в первый день работы форума начала работу Международная научная конференция «Язык в координатах массмедиа». С пленарными докладами выступили профессор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Мария Конюшкевич (Республика Беларусь), профессор СПбГУ Владимир Коньков (кафедра медиалингвистики), директор Института языка Казанского федерального университета доцент Татьяна Иванова, профессор Института славистики Университета в Граце Тошович Бранко (Австрия) и профессор Государственного университета Бергамо Перси Уго (Италия). Модератором заседания выступила заведующая кафедрой медиалингвистики СПбГУ профессор Лилия Дускаева.
Фотографии с пленарного заседания конференции «Язык в координатах массмедиа»
Во второй день форума стартовала конференция «Стратегические коммуникации в политике и бизнесе» («Стратком»). Первым стал доклад на тему «Индустрии 4.0. Стратегические коммуникации и плывущая нормальность. Как это совместить. И возможно ли», который представил почетный профессор СПбГУ, президент Ассоциации преподавателей по связям с общественностью, заведующий кафедрой связей с общественностью в бизнесе СПбГУ Дмитрий Гавра. О саморегулировании в российской рекламе рассказал председатель правления саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии "Рекламный совет"» Сергей Пилатов. Эксперт по стратегическим коммуникациям, писатель и сценарист Александр Цыпкин в своем выступлении ответил на вопрос, почему все люди сегодня являются брендами. Доклад «Коммуникационные стратегии. От пессимизма к реализму» представила профессор МГИМО Лилия Раицкая. В завершение пленарного заседания заместитель генерального директора по производству тематических программ и специальных проектов телеканала «Санкт-Петербург» Ольга Разина выступила на тему «Телевидение как триггер креативных коммуникационных стратегий, генератор связей и противоядие "отмен"».
Фотографии с пленарного заседания «Страткома»
Форум «Медиа в современном мире. 62-е Петербургские чтения» продлится с 28 июня по 1 июля. В этом году мероприятия объединили сразу три площадки: институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ, Дом журналиста и конгресс-холл Mendeleev.