Малая пресса — большие возможности. СПбГУ провел VIII Фестиваль малой прессы

В Доме журналиста прошел VIII Фестиваль малой прессы, организатором которого выступает СПбГУ. В рамках мероприятия состоялся круглый стол о перспективах развития отрасли, а также награждение победителей традиционного конкурса районных, муниципальных и корпоративных СМИ. Всего было подано 128 заявок от 50 организаций из Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Смотреть фотоотчет

В этом году фестиваль прошел при поддержке Санкт-Петербургского отделения Союза журналистов России, Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга, Комитета по печати Ленинградской области и Центра управления регионом (ЦУР) Ленинградской области.

На круглом столе, участие в котором приняли ведущие эксперты отрасли и преподаватели Университета, обсуждались вопросы трансформации ландшафта социальных сетей, «миграции» аудитории и инструменты ее вовлечения, а также основные итоги прошедшего года и прогнозы. Как отметил председатель Комитета по печати Ленинградской области Константин Визирякин, локальная пресса столкнулась с множеством вызовов — в частности, связанных с финансовой сферой. Это привело в том числе к оптимизации объема печатных изданий и использованию QR-кодов, ведущих на электронные версии публикаций и мультимедийные материалы по теме статьи.

Год был непростой не только с экономической точки зрения, но и с той, что нам впервые за десятилетия пришлось работать в условиях проведения специальной военной операции. Муниципальная и районная пресса как никогда много работала по этой тематике.
Председатель Комитета по печати Ленинградской области Константин Визирякин

Руководитель ЦУР Ленинградской области Тимур Зайнуллин обратил внимание и на новые перспективы, которые для медиа открыл прошлый год. «Опыт 2022 года, сложного, турбулентного, показал, что малая пресса открывает большие возможности, — сказал он. — Многие из наших коллег вышли из зоны своего комфорта: для этого они стали более открыты для диалога с молодыми сотрудниками и практикантами, легче отзывались на новые идеи и во многом выиграли от этого». Он отметил, что у аудитории сформировался запрос на «лицо» автора: люди стремятся доверять конкретному журналисту. Кроме того, он упомянул 8-ФЗ — так называемый закон о госпабликах: этот шаг, подразумевающий обязательное присутствие государственных органов в соцсетях, направлен на повышение открытости и доступности власти для населения. По словам Тимура Зайнуллина, новшество является точкой роста для сфер PR и GR. С этим согласилась модератор заседания, заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций СПбГУ профессор Камилла Нигматуллина. Она отметила, что, по данным исследований, благодаря 8-ФЗ люди начали чаще обращаться к власти, также увеличилась динамика вовлеченности аудитории в официальных аккаунтах госструктур.

Председатель Санкт-Петербургского отделения Союза журналистов России, главный редактор газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Дмитрий Шерих поделился мнением о том, что фактически кризис начался с пандемии, когда медиа пришлось работать в условиях новой реальности. «Интерес вырос не только к соцсетям, но и к СМИ: ощущался дефицит достоверных данных о том, что происходит. Этот опыт нам очень помог и сегодня. Спустя три года мы с коллегами смотрим на будущее малой прессы даже более оптимистично, чем тогда», — сообщил он, добавив, что за пандемический период многие СМИ успешно адаптировались к новым условиям посредством внутренней реорганизации и оптимизации, а также выхода на новые площадки. Актуальной задачей становится повышение экспертного уровня как всего СМИ, так и его сотрудников, считает Дмитрий Юрьевич.

Директор института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ профессор Анатолий Пую пригласил представителей медиа к сотрудничеству с Университетом: СПбГУ имеет обширный опыт организации практик как в локальных, так и в корпоративных медиа. Тему привлечения молодых специалистов поддержал руководитель SMM-отдела издания «Деловой Петербург» Искандер Нуруллин: по его словам, сегодня ощущается дефицит квалифицированных кадров в области работы с соцсетями. В этом смысле большие надежды «Деловой Петербург» возлагает на Санкт-Петербургский университет как на одну из ведущих школ России по подготовке медиаспециалистов.

У малой прессы есть дополнительная миссия: формирование и поддержание атмосферы социального оптимизма.
Директор института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ профессор Анатолий Пую

О тенденции к глокализации (усилению локального, регионального компонента) в контексте конкурсных заявок упомянула и старший преподаватель СПбГУ Анастасия Максим (кафедра телерадиожурналистики). «Преимущество сильных работ заключалось в том, что корреспонденты эмоционально связаны с местом, о котором они рассказывают. Такой рассказ "с душой" подкупал», — прокомментировала Анастасия Андреевна. Также комментарии жюри конкурса обобщила доцент СПбГУ Наталья Павлушкина (кафедра цифровых медиакоммуникаций). Она подчеркнула, что авторы часто не только обращаются к традициям классической публицистики, но и активно внедряют использование новых технологий (например, съемки через коптеры).

Список победителей

Кроме того, состоялась презентация проекта «Новая редакция "Вестника ЛАЭС"». Участие в ней приняли студенты СПбГУ, присоединившие в рамках практики к совместному проекту Ленинградской атомной электростанции (АО «Концерн Росэнергоатом») и Клиники коммуникационных проектов СПбГУ. Они поделились опытом работы студенческой редакции над номером «Вестника ЛАЭС»: стажерам предстояло подготовить выпуск полностью — от разработки концепции и написания текстов до верстки. «Семья» стала центральной темой номера. «Сложность задачи заключалась в том, что в этом году Ленинградская атомная электростанция, крупнейшая в России, отмечает 50 лет с момента основания. Перед ребятами стояла задача так начать, чтобы мы на этом настроении провели весь юбилейный год», — поделилась куратор проекта, заместитель начальника Управления информации и общественных связей ЛАЭС Татьяна Корнышева, высоко оценив результаты работы.

В завершение фестиваля прошла церемония награждения победителей конкурса районных, муниципальных и корпоративных СМИ по четырем номинациям: «Лучший тематический спецпроект», «Лучшее видео в социальных сетях», «Регион диалога. За лучшее освещение реализации национальных проектов в Ленинградской области (на территории района)» (специальная номинация ЦУР ЛО) и «Ленинградский волонтер. Лучший материал/сюжет о неравнодушных, активных, инициативных людях Ленинградской области» (специальная номинация Комитета по печати ЛО).

Материал также опубликован на главном сайте СПбГУ

24 февраля 2023

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.