Корпоративные массмедиа: от газеты – до информационного агентства. Пост-релиз

1 декабря 2010 г. на факультете журналистики СПбГУ состоялся организованный кафедрой периодической печати научно-практический семинар «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов (Корпоративные массмедиа)».

Цель семинара – обобщение теории и практики функционирования корпоративных средств массовой информации и, прежде всего, тех, которые созданы на базе высших учебных заведений. Среди обсуждаемых вопросов – вузовские корпоративные издания, профессионально-типологический статус корпоративных массмедиа, особенности функционирования корпоративной печати.

В семинаре приняли участие представители СМИ и научного сообщества, специалисты в области массмедиа, связей с общественностью и рекламы. Спикерами и экспертами на семинаре выступили заведующий кафедрой связей с общественностью факультета журналистики СПбГУ профессор Д. П. Гавра, заведующий кафедрой теории журналистики факультета журналистики СПбГУ профессор М. Н. Ким, доцент кафедры международной журналистики факультета журналистики СПбГУ П. Я. Рыкованов, старший преподаватель кафедры журналистики Института бизнеса и политики (г. Москва) А. А. Демичева; редактор молодежного приложения газеты «Наш университет» объединенной редакции Северо-Восточного федерального университета (г. Якутск) Н. А. Аргылов, редактор газеты Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск) А. А. Глушков, а также профессора и преподаватели факультета журналистики СПбГУ, представители Союза журналистов.

Декан факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета профессор А. С. Пую обратился с приветственным словом к участникам семинара и рассказал о многих проектах, реализация которых началась на факультете, в том числе о проекте создания информационного агентства. «Проблематика корпоративной прессы, безусловно, нуждается в обсуждении, так как корпоративная пресса – не только стратегический партнер предприятия, но и катализатор процессов, влияющих на развитие гражданского общества», – отметил А. С. Пую.

Заведующий кафедрой периодической печати факультета журналистики СПбГУ профессор Б. Я. Мисонжников отметил, что в этом году впервые до проведения семинара вышел в свет сборник материалов по теме, которую предстояло обсудить. Название сборника – «Корпоративные массмедиа (генезис, функционирование, трансформации)». В книгу вошли публикации, отражающие различные стороны функционирования корпоративных средств массовой информации. Сборник объединяет выступления более тридцати авторов. Материалы, представленные в этом коллективном труде, по словам Б. Я. Мисонжникова, должны помочь в идентификации типологических особенностей корпоративных массмедиа, а также в реализации проекта информационного агентства на факультете журналистики и в выработке профессиональных ориентиров.

Дискуссионная часть семинара началась с выступления доцента кафедры международной журналистики факультета журналистики СПбГУ П. Я. Рыкованова, который в качестве эпиграфа к своей речи привел известное выражение: «газет множество, журналистика одна». По словам П. Я. Рыкованова, необходимо принимать во внимание не только «большую» прессу, но и «малую», в том числе корпоративные издания, которые могут являться индикаторами гражданского общества. Также Петр Яковлевич выступил с предложением создать на факультете журналистики информационный центр, который обеспечил бы подготовку медиапродукта для различных целей и лиц (от рекламного проспекта до разработки информационной стратегии).

Заведующий кафедрой связей с общественностью факультета журналистики СПбГУ профессор Д. П. Гавра уточнил типологию корпоративных изданий, выделив в общем поле корпоративных медиа два вида: корпоративные медиа в классическом понимании (обслуживающие интересы той или иной компании) и корпоративные медиа «плюс» (обслуживающие интересы корпорации в широком смысле этого понятия, например военных или пенсионеров). Профессор Д. П. Гавра выделил ряд тенденций, которые, по его словам, определяют современное развитие корпоративных изданий: пересечение функций, конвергенция, социальная медиатизация, диверсификация, мультиформатизация.

Своим мнением по обсуждаемому вопросу поделился также заведующий кафедрой теории журналистики факультета журналистики СПбГУ профессор М. Н. Ким. По его словам, корпоративная пресса не может относиться к журналистике, поскольку лишена познавательной функции, она лишь отражает интересы корпораций. «Корпоративная этика не позволяет критиковать учредителя, отсюда возникает двойственная природа корпоративного издания», – отметил Максим Николаевич. Выступление М. Н. Кима вызвало дискуссию об аксиологических и социологических аспектах функционирования корпоративных медиа.

О специфике содержательно-тематической модели вузовской корпоративной газеты «Технополис» (Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск) рассказали редактор этого издания А. А. Глушков и корреспондент Н. А. Циулина. Специфику некоторых других корпоративных изданий проанализировала старший преподаватель кафедры международной журналистики И. С. Тимченко. Она также рассказала о работе комиссии по корпоративным изданиям, которая создана при Санкт-Петербургском союзе журналистов.

Ярким по своей дискуссионности оказалось вступление доцента кафедры теории коммуникации факультета журналистики СПбГУ Д. П. Шишкина, который отметил, что не видит большого различия между журналистикой в традиционном понимании («большой» журналистикой) и «журналистикой» корпоративных изданий. Дмитрию Павловичу был задан ряд вопросов, касающихся самоцензуры и критической составляющей в материалах корпоративных изданий. В частности, имеют ли их корреспонденты возможность критиковать состояние дел в корпорации, не говоря уже о ее руководстве? А ведь это – главный критерий журналистской профессиональной идентичности. По мнению Д. П. Шишкина, иногда случается так, что общественное мнение оказывается исключительно сильным и способствует критическому высказыванию сотрудников корпоративных изданий, например в немецких корпорациях.

Журналист Г. К. Арефьев подчеркнул, что в широком смысле слова большую часть прессы в стране можно рассматривать как корпоративную, поскольку ее критический потенциал сведен к минимуму.

Подводя итог выступлений в рамках семинара, профессор Б. Я. Мисонжников подчеркнул необходимость диалектического подхода ко всем явлениям, связанным с различными аспектами функционирования корпоративных изданий, особо отметил их активное развитие, исключительно важную социальную роль. Институт корпоративных массмедиа интегрирован в общее медиапространство, и хотя издания подобного рода не относятся по своим целям и задачам к журналистским изданиям, они обязательно должны стать объектом глубокого исследования, в том числе и с использованием инструментария теории журналистики.

Юлия Панина

8 декабря 2010

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль