К дистанционному обучению — за два дня: Камилла Нигматуллина об опыте перехода к «удаленке»
Пандемия коронавируса COVID-19 заставила российские вузы принять карантинные меры и перейти в формат дистанционного обучения. Одним из первых — уже 14 марта — о старте перехода в онлайн объявил СПбГУ.
Мы побеседовали с руководителем образовательной программы бакалавриата «Журналистика», заведующей кафедрой цифровых медиакоммуникаций Камиллой Нигматуллиной и узнали, как удалось осуществить переход в максимально короткие сроки, как он сказался на преподавателях и студентах и какие образовательные перспективы может открыть карантин.
Карантинные меры были введены достаточно быстро — вероятно, не все преподаватели и студенты их ожидали. Как вы, будучи руководителем образовательной программы, их восприняли?
Ожидание на самом деле было, поэтому уже в воскресенье, 15 марта, я опубликовала материал о возможностях и плюсах «удаленки», готовя морально себя и студентов. Конечно, два-три дня недостаточно, чтобы наладить системный переход из офлайна в онлайн. Однако существуют понятия форс-мажора и обстоятельств непреодолимой силы, когда нужно делать то, что можешь, с тем, что имеешь. К счастью, у нас есть доступ ко всем техническим средствам для этого.
Разумеется, для меня, как для руководителя программы, этот переход был сопряжен с увеличением методической и организационной нагрузки.
А как отнеслись к «дистанционке» обучающиеся?
Некоторые студенты перестали ходить на занятия уже 16 марта, восприняв угрозу достаточно серьезно и не желая подвергать себя риску. И это можно понять. С другой стороны, неформальные опросы студентов показали, что не всегда студенты хотят «посещать» онлайн-занятия: им достаточно получить задания по почте. Это, конечно, неправильный подход — нельзя терять контакт с преподавателем и одногруппниками.
В какой срок произошел переход на дистанционное обучение по вашей программе?
Можно сказать, что за два дня работа наладилась, появился понятный алгоритм. Несмотря на это, мы все еще в процессе адаптации.
За последнюю неделю лично мне не поступало вопросов от студентов по поводу каких-либо трудностей. Более того, я иногда подключаюсь к занятиям коллег, интересуюсь, как идут дела. Пока студенты нашей профилизации по цифровым медиакоммуникациям в рамках основной образовательной программы бакалавриата «Журналистика» отмечают, что дистанционное обучение проходит без проблем.
Какие меры учебно-методического характера были приняты в первую очередь?
В методическом плане мы для начала определили, какие занятия можно сразу переводить в онлайн, а с какими возникнут сложности. Большинство дисциплин можно перевести в формат удаленной работы, но в нашей программе есть творческий компонент, который требует контактной работы: например, занятия по речи или съемки. Здесь пришлось искать отдельное решение для каждой дисциплины и каждого преподавателя.
Главной же мерой я бы назвала налаживание коммуникации между коллегами из других подразделений, преподавателями и студентами. Было важно понять, как теперь строить работу, как за нее отчитываться обеим сторонам, на что обратить внимание. Именно поэтому уже 18 марта мы предоставили студентам подробную инструкцию о принципах взаимодействия в рамках дистанционного обучения.
Расскажите об основных принципах и правилах взаимодействия со студентами, которых вы придерживаетесь при дистанционном обучении?
Среди основных правил, которые мы определили, было несколько пунктов. Использование только корпоративной почты как студентами, так и преподавателями — одно из них. Именно это позволит контролировать руководителю программы и Университету текущий учебный процесс.
Кроме того, мы условились, что все занятие должны проходить по расписанию, а задания выполняться в установленный срок. При этом мы оставили за преподавателями возможность выбора формата занятий: прямая трансляция, видео-конференц-связь, публикация методических материалов или онлайн-курсы на открытых платформах.
Мы также условились, что коммуникацию с преподавателем курса лучше вести через «старосту» группы: это поможет экономить время и силы преподавателя и сделает общение более структурированным. В любом случае мы советуем студентам пробовать найти решение своих проблем сначала с помощью однокурсников, а затем обращаться к преподавателю. Если же проблему решить не удалось, то ребята всегда могут писать на мою корпоративную почту.
Есть ли у вас и ваших коллег опыт дистанционного преподавания?
В разной степени такой опыт есть. Лично я веду вебинары уже несколько лет и привыкла к тому, что реакция аудитории сосредоточена в чате и не видно человеческих глаз. Также многие преподаватели давно поддерживают дистанционную связь со студентами за пределами университетских аудиторий. Так, выпуск учебного медиа координируется в группе в социальных сетях, я создаю telegram-каналы с материалами к своим лекционным курсам (к слову, обнаружила, что читателей в них обычно в пару раз больше, чем студентов на курсе), нередко мы подключаем к занятиям в аудиториях экспертов и практиков из других городов (в основном из Москвы). Например, несколько лет подряд лекционный курс читали специалисты Mail.ru через платформу Youtube. Помимо этого, мы развиваем сетевые сообщества преподавателей в области новых медиа, где делимся полезными ресурсами и методиками.
Какие ресурсы используются преподавателями и студентами?
Большинство коммерческих сервисов на время пандемии сняли все ограничения и позволили пользоваться видеоконференциями и другими возможностями бесплатно и неограниченное время. Основной канал — это корпоративная почта, в которой ведется учет занятий и выполненных заданий. Те курсы, которые были размещены в Blackboard, уже были адаптированы, преподаватели поэтапно будут перемещать работу в эту систему.
На сайте Университета был опубликован список электронных баз, которые сняли ограничения доступа к своим коллекциям. Университет открыл свои онлайн-курсы для всех желающих. Со своей стороны, 17 марта я промониторила все известные платформы и отправила коллегам список курсов для возможной замены тех дисциплин, где преподаватель не имеет технической возможности обеспечить курс.
Как вы считаете, сможет ли открыть какие-то перспективы та вынужденная ситуация, которая сейчас сложилась? Может быть, она выявила какие-то проблемы, над которыми предстоит работать, или точки роста, которые можно развивать?
Во-первых, мы начнем чаще мыть руки и перестанем ходить на работу и учебу во время болезни. Это главный плюс и основная привычка, которая, надеюсь, надолго останется с нами. Лично я стала несколько раз в день дезинфицировать свой смартфон и очень этому рада.
Если говорить о проблемах, то перечислю их тезисно:
Мы поняли, что по отдельным дисциплинам давно можно было ввести дистанционную форму или записать онлайн-курс, а мы все еще собирали для них людей в аудитории.
Мы плохо представляем себе возможности форматов «самостоятельная работа в присутствии преподавателя» и «самостоятельная работа по методическим материалам», а ведь этих часов даже больше в учебном плане, чем аудиторных. Это проблема не только преподавателей, которые не знают, как занять студентов без контакта с ними, но и обучающихся, которые просто не привыкли работать самостоятельно.
В скором будущем коллективы всех институтов и факультетов нашего университета должны быть готовы моментально перевести в дистанционную форму практически любую дисциплину (например, в случае болезни преподавателя или иного форс-мажора).
Я слышала отдельные мнения о том, что преподавателям не хочется делать онлайн то, что они делают в аудитории. Во-первых, авторские интерпретации могут быть скопированы без надлежащей ссылки. Во-вторых, разговор со студентами по душам не всегда может быть публичным. Я понимаю этих коллег и их тревоги, но, к счастью или сожалению, образование будущего будет максимально публичным и доступным, а эксклюзивное обучение в малых группах наподобие греческой академии будет очень дорогим.
Возможностей и перспектив, конечно, больше.
Нам выпал отличный шанс сделать заготовку для будущего онлайн-курса и обновить методическое пособие по дисциплине. Можно подготовить два варианта ведения курса — онлайн и офлайн, обозначив нюансы для каждого.
Мы опробовали новые методики и сможем пользоваться ими и дальше.
Порефлексировали на тему организации самостоятельной работы и путем проб и ошибок нашли для себя работающие варианты.
Многие преподаватели освоили новые платформы и сервисы.
Мы наладили контакт со студентами, которые пропускали аудиторные занятия, но с удовольствием и регулярно подключаются дистанционно.
А еще преподаватели могут потратить немного времени (хотя, честно говоря, его стало даже меньше) на собственное онлайн-обучение, пройти интересный курс (необязательно по своим дисциплинам) — посмотреть на механики онлайн-образования и научиться чему-то новому.
Фото обложки: Дмитрий Фуфаев, «Петербургский дневник»