«Фотография – возможность посмотреть на мир непредвзято»: в Университете прошёл Фотодень

6 апреля в рамках Дней кафедры медиадизайна и информационных технологий СПбГУ состоялся Фотодень. Приглашённые эксперты обсудили особенности арт-документальной фотографии, студенты узнали секреты репортажной съемки на мастер-классе победителя международных фотоконкурсов, сотрудника Associated Press Елены Игнатьевой, а также попробовали силы на фотокроссе.

Модератором круглого стола на тему «Арт-док фотография: журналистика или искусство» выступила старший преподаватель СПбГУ Лолита Крылова. В дискуссии о визуальной медиапрактике приняли участие известный петербургский фотограф-пинхолист (мастер безлинзовой фотографии) Игорь Брякилев; фотохудожник, организатор фотопроекта «Соль» Сергей Щербаков; фотограф-документалист, автор «Огонька», «Русского репортёра», “Spiegel” Юлия Лисняк; специалист по истории и теории фотографии, старший преподаватель СПбГУ Мария Гурьева.

«Термин "арт-док" не имеет чётких границ. Этот вид фотографии – конвергентный жанр, художественная интерпретация реальности», – прокомментировала тему дискуссии Мария Гурьева. По словам Марии, истоки жанра лежат в гуманистической фотографии, ярким представителем которого стала легенда фотожурналистики француз Анри Картье-Брессон. Репортажная фотография, по мнению Марии, отличается от «арт-дока» «объективным и понятным» изображением реальности, когда как «арт-док» может «фантастически интерпретировать пространство».

Практики фотографии выразили разное понимание современной арт-документальной фотографии. Юлия Лисняк обозначила арт-док «сочетанием документалистики и художественных приёмов». Фотограф продемонстрировала авторскую серию про жизнь субкультур десятилетней давности – пример арт-документального жанра.

Пинхолист Игорь Брякилев утверждает, что «идеальный фотограф – на Марсе, потому что он показывает зрителю то, что человек не может увидеть». Игорь убеждён, что фотография позволяет смотреть на мир непредвзято, в этом заключена её документальная сущность.

Участники дискуссии согласились понимать «фотографа» прежде всего как исследователя. «Однако часто бывает, что в редакции не хватает временных, финансовых или иных возможностей заниматься глубоким исследованием», – прокомментировал Сергей Щербаков. В этом случае безразлично средство съемки: среди способов мобилография, пинхол-фотография, съемка на профессиональную технику – всё позволяет убедительно интерпретировать реальность, уверены эксперты.

После круглого стола студентам объявили темы фотокросса: «Уличная мода, весеннее обострение», «Остров как концепт», «Внезапная встреча». Площадкой для состязания традиционно стал Васильевский остров. Работы участников прокомментировала и оценила фотограф Associated Press Елена Игнатьева. Елена рекомендовала студентам тщательно изучать свою фототехнику, в этом случае «не придётся редактировать кадры часами: управлять изображением можно уже на стадии его создания, фотоаппарат может многое». Также, по мнению Елены, важно не забывать, что в каждом кадре видно его создателя.

Окончанием Фотодня стало награждение победителей фотокросса. Гран-при получила студентка третьего курса СПбГУ Анастасия Арашкевичуте (фотография опубликована в материале).

Анонс

Фотоотчет

15 апреля 2018

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль