Как хайп, фейки и «дзюдо» влияют на коммуникацию XXI века
В Санкт-Петербургском университете состоялась V Международная конференция «Стратегические коммуникации в бизнесе и политике», широко известная в научных и профессиональных кругах под брендом Стратком. Эксперты обсудили возможные сценарии развития коммуникаций на ближайшие десятилетия — от технологических аспектов до трансформации аудитории.
Директор института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ профессор Анатолий Пую поприветствовал исследователей, приехавших в Санкт-Петербург со всей России, а также из-за рубежа. Он особо отметил роль работодателей в проведении конференции.
Директор института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ Анатолий Пую:
Мы признательны вам за то, что сегодня вы помогаете нам постоянно улучшать качество университетского образования и выпускать специалистов, готовых работать в условиях современного медиарынка.
Практика — во главе угла
Спикерами Стратком стали руководители департаментов по коммуникациям ведущих промышленных и обслуживающих компаний, среди которых Ленинградская атомная электростанция, «МегаФон», «БСХ Бытовые Приборы», «Сахалин Энерджи», «ВТБ 24», «Газпром нефть», «БКС» и другие.
PR-директор Северо-Западного филиала ПАО «МегаФон» Кермен Манджиева рассказала о влиянии хайпа и фейков на репутацию компаний. Также спикер отметила, что сегодня возникает новая форма получения прибыли за счет раздувания скандальных новостей — «хайпономика»: резонансные сюжеты, зачастую вырванные из контекста, увеличивают трафик интернет-ресурсов СМИ, а значит — влияют на их доходность.
Руководитель дирекции по маркетингу розничного бизнеса финансовой группы «БКС», выпускник СПбГУ («Реклама и связи с общественностью») Андрей Нестеров посвятил свое выступление нарративам — механизмам обработки информации человеческим мозгом, в результате работы которых события приобретают субъективно обусловленную взаимосвязь. Зная причины и принципы этих искажений, можно манипулировать аудиторией — уверен эксперт.
Руководитель дирекции по маркетингу розничного бизнеса финансовой группы «БКС» Андрей Нестеров:
Люди любят рассказывать истории, и, рассказывая их, они делают выводы. Таким образом происходит сужение окружающей реальности, формируются новые смыслы, которые не всегда являются верными.
Пресс-секретарь Северо-Западного отделения банка «ВТБ 24», выпускник СПбГУ («Журналистика») Иван Макаров поделился своим опытом работы со СМИ. Он сравнил разные способы работы с журналистами с видами боевых искусств — каратэ и дзюдо — с точки зрения инициирования публикации. Если для приверженцев «каратэ» характерен полный контроль пресс-службы компании, то в «дзюдо» инициатива передается в руки сотрудников медиа.
Научный взгляд в будущее коммуникаций
Исполнительный директор Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Юлия Грязнова представила свое видение того, как изменится подход к коммуникациям в перспективе пары десятков лет. «У каждого человека очень сложный внутренний опыт, при этом дифференциация между нами с этой точки зрения все больше и больше нарастает, — поделилась спикер. — С другой стороны, сегодня появляются коллективные субъекты, с которыми раньше мы практически не имели дела. И для коммуникации это большой вызов».
По мнению эксперта, в ближайшее десятилетие перед специалистами по коммуникациям встанет две основные задачи. Во-первых, будущее — за развитием диалога с аудиториями, построенного на эмпатии и стремлении понять опыт собеседника. Во-вторых, необходимо будет организовать такой информационный обмен, который бы помог в создании нового знания, а не просто бы навязывал людям некое представление, выгодное для субъекта коммуникаций.
Почетным гостем мероприятия стал профессор Федерального университета Рио-де-Жанейро, писатель Муниц Содре (Muniz Sodré de Araujo Cabral), который представил доклад о роли медиа в актуализации протофашизма — политических явлений, где признаки фашизма существуют в незавершенной форме.
Его российский коллега — профессор СПбГУ Дмитрий Гавра (кафедра связей с общественностью в бизнесе) — продолжил тему трансформации коммуникационной системы на мировой арене. По мнению ученого, сегодня происходит перезагрузка парадигмы глобальной стратегической коммуникации, и это связано с целым рядом причин. В их числе — изменение геополитической обстановки и смена агентов мирового влияния, переход роли меньшинств в роль большинства, ускорение информационного обмена, появление «информационного фастфуда» и появление феномена «нового национализма». Все это приводит к тому, что сосуществующие сегодня разные общественные уклады пользуются одними инструментами и технологиями. «Это история о детях и спичках, — прокомментировал профессор Гавра. — Сегодня мы говорим о том, что представители самых разных укладов получили в руки одни и те же спички. И думать, что мы пользуемся технологиями лучше других, не стоит».
Экологические проекты как компонент устойчивого развития
Одной из ключевых тем конференции стала экология. Так, при поддержке «ТГК-1» (ООО «Газпром энергохолдинг») состоялась панельная дискуссия «Экологическая коммуникация как инструмент стратегической кооперации», экспертами которой выступили представители крупных ресурсодобывающих компаний («Сахалин Энерджи Инвестмент Дивелопмент», ЛАЭС (Росатом), Росгеология, Polymetal International, Водоканал Санкт-Петербурга), некоммерческих организаций (Институт стратегии устойчивого развития, Ассоциация экологических журналистов Санкт-Петербурга) и СМИ («Комсомольская правда в Санкт-Петербурге», GEO).
Начальник департамента по связям с общественностью ПАО «ТГК-1» Лариса Семенова:
Мне кажется, вполне логично, что именно Университет выступил организатором этого круглого стола. Ведь это мероприятие объединило и специалистов по коммуникациям, и журналистов, и ученых. Судя по активности участников и жаркой дискуссии, тема интересна и востребована, это не может не радовать.
Начальник департамента внешних и корпоративных отношений компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» Андрей Клепиков рассказал о том, как первой в России компании по производству сжиженного природного газа удается удерживать лидирующие позиции в экологических рейтингах и формировать репутацию ответственного бизнеса.
Роли PR-служб атомных предприятий в экологическом просвещении общественности был посвящен доклад начальника отдела управления информации ЛАЭС, выпускницы СПбГУ («Реклама и связи с общественностью») Татьяны Корнышевой. Она рассказала об информационной открытости ЛАЭС, социологических исследованиях общественного мнения и трудностях, с которыми сталкиваются специалисты по коммуникациям в сфере атомной электроэнергии.
Участники дискуссии пришли к выводу о том, что взаимодействие представителей социально ответственного бизнеса, экологических журналистов и сотрудников НКО должно происходить на регулярной основе. По мнению экспертов, лучшей площадкой для подобного диалога может стать Санкт-Петербургский государственный университет.
Для информации
Международная конференция «Стратегические коммуникации в бизнесе и политике» проводится ежегодно с 2013 года и собирает на одной площадке ведущих исследователей массовых коммуникации, представителей профессионального сообщества и студентов. Цель конференции — налаживание диалога российских и зарубежных ученых и практиков в области стратегических коммуникаций, PR и рекламы, GR и территориального маркетинга, дальнейшее развитие коммуникационного образования в России и стимулирование межуниверситетских и международных научных связей.
Участие в мероприятии в этом году приняли представители более трех десятков вузов из России и стран зарубежья, сотрудники корпораций, крупнейших СМИ и коммуникационных агентств. В этом году Стратком был представлен целым рядом мероприятий, посвященных инструментам бизнес-PR, политическим коммуникациям и политической журналистике, стратегическим коммуникациям в сфере досуга, финансовом секторе, коммуникации в глобальном измерении и другим темам. Кроме того, в рамках конференции состоялось заседание Ассоциации преподавателей по связям с общественностью (АПСО).