Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Экологический PR в нефтегазовой отрасли
January 23, 2017, 4:01 pm

Преподаватель: Шаркова Екатерина Андреевна, кандидат политических наук

Кафедра связей с общественностью в бизнесе

Цель – сформировать у студентов представление о становлении и развитии экологического PR в бизнесе в современном мире, о роли экологической коммуникации в формировании и поддержании экономических и политических отношений в системе «общество – природа».

Спецсеминар направлен на овладение студентами комплексом теоретических знаний направления «экологический PR», «корпоративная экологическая ответственность», «корпоративная экологическая политика» и «экологическая коммуникация», а также на приобретение практических навыков подготовки и реализации PR-кампаний экологической направленности в бизнес-среде.

Работая на спецсеминаре, студенты получат системное представление об истории развития и современном состоянии направления экологического PR в России и за рубежом; научатся работать с источниками экологической информации; анализировать опыт отечественных и зарубежных компаний; а также на практике применять приемы и техники планирования, подготовки и реализации экологически ориентированной PR-деятельности от лица бизнес-субъекта.

Материалы спецсеминара опираются на практические примеры PR-кампаний, успешно реализованных транснациональными нефтегазовыми корпорациями. В рамках данного курса студенты узнают: что такое экологический PR и как он связан с корпоративной социальной ответственностью; каковы особенности сырьевого бизнеса и транснациональных корпораций; каким международным правилам следует бизнес, чтобы выйти на мировой рынок; как организовать PR-подразделение, ориентированное на работу в экологической сфере; в каких направлениях ведется экологическая PR-деятельность; какой инструментарий использовать в работе с различными целевыми группами общественности (от коренных малочисленных народов до «зеленых» активистов); каким образом вести коммуникацию в условиях экологического риска.

В результате освоения курса студенты овладеют понятийным аппаратом экологического PR, узнают основные тенденции, научатся практически использовать полученные знания для выработки и осуществления успешных PR-стратегий экологической направленности.

Об авторе

Екатерина Андреевна Шаркова - старший преподаватель, кандидат политических наук, руководитель Учебно-образовательного пресс-центра Института "Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций" СПбГУ.

В 2008 году окончила факультет журналистики СПбГУ по специальности «Связи с общественностью». В 2012 году защитила кандидатскую диссертацию «Экологическая журналистика в региональных политических процессах (на примере Архангельской области)». Имеет опыт работы в журналистике, в политическом и бизнес-PR.

Победитель конкурса Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга на предоставление субсидий молодым ученым, молодым кандидатам наук вузов, отраслевых и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга с проектом «Исследование методов и механизмов включения студентов вузов Санкт-Петербурга в экологическую коммуникацию ( на примере проекта ECO COM DAY)" (Санкт-Петербург, 2015).

Международный опыт: стажировка в University of Tampare, School of Communication, Media and Theatre в рамках диссертационного исследования (Финляндия, 2011 г.); Media Travel Grant для журналистов от The Norwegian Barents Secretariat с проектом "Environmental culture in Northern Norway" (Норвегия, 2012 г.); выступление с докладом "Promotion of Education for Journalists in Russia" на международном воркшопе "Promotion of Education for Journalists" (6-9.07.2016, Свободный университет Берлина, Германия).

Член жюри Международного конкурса студенческих проектов в области коммуникаций "Масс-Медиа Перспектива", член жюри конкурса по экологической журналистике, фестиваль "Зеленый Петербург".

Авторские публикации по теме спецсеминара

• Шаркова Е.А. Конструирование и продвижение имиджа российского региона: методологические проблемы и практический опыт // Имидж государства / региона в современном информационном пространстве: материалы симпозиума 23–24 мар-та 2009 г. / Отв. ред. А.Д. Кривоносов. СПб.: Роза мира, 2009.

• Шаркова Е.А. Коммуникация в условиях экологического риска // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия «Филология. Востоковедение. Журналистика». – СПб., 2011. – №4. – С. 237 – 246.

• Шаркова Е.А. Экологическая журналистика: арктический регион // Экологическая журналистика / Сборник статей по итогам международной научно-практической конференции для научных исследователей и журналистов / под ред. А.В. Давыдовой, А.С. Смоляровой. - СПб., 2011. – С. 71-82.

• Шаркова Е.А. СМИ и деятельность «зелёных» партий в странах Северной Европы // Средства массовой информации в современном мире: молодые исследователи. Материалы XI международной конференции студентов и аспирантов / под ред. Б.Я. Мисонжникова; сост. О.А. Никитина. - СПб., 2011. - С. 348 – 350.

• Шаркова Е.А. Экологическая политика как имиджевый ресурс // Актуальные проблемы журналистики и массовых коммуникаций. Взгляд молодых исследователей / Межвузовский сборник научных работ студентов и аспирантов. Вып. 11/ сост. О.А. Никитина; под редакцией Б.Я. Мисонжникова. - СПб., 2011. - С. 229 – 238.

• Шаркова Е.А. Экологическая журналистика: учебно-методический комплекс для студентов факультетов журналистики. – СПб., 2011.

• Шаркова Е.А. Экологическая журналистика в регионе риска // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Филология. Журналистика». – Воронеж, 2012. – № 1. – С. 264 – 270.

• Шаркова Е.А. Экологическая журналистика в России: этапы становления // Актуальные проблемы журналистики и массовых коммуникаций. Взгляд молодых исследователей / Межвузовский сборник научных работ студентов и аспирантов. Вып. 12. - СПб., 2012.

• Шаркова Е.А. Экологическая журналистика России: этапы становления // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Филология. Журналистика». – Воронеж, 2012. – № 2. – С. 235 – 239.

• Шаркова Е.А. СМИ в региональных экополитических процессах // СМИ в современном мире. Петербургские чтения. Материалы 51-й Международной научно-практической конференции. - СПб. 2012. – - URL:http://rusjfspburu/conference/2197html.

• Шаркова Е.А. Формирование имиджа территории: экологическое направление // PR и реклама в системе территориального маркетинга. Материалы международной научно-практической конференции (29-30 ноября 2012 г.) / отв. ред.-сост. Д.П. Гавра. – СПб.: Филол.ф-т СПбГУ, 2012. – С. 66 – 72.

• Шаркова Е.А. Экологическая журналистика: природа источников экологической информации // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки . 2014. № 2. Режим доступа: apriori-journal.ru/seria1/2-2014/Sh...14/Sharkova.pdf

• Шаркова Е.А. Социальная миссия экологически ориентированного PR: опыт Архангельской области //Социальная журналистика как общественная деятельность: опыт и научные исследования в России, США и странах Северной Европы: мат. межд. семинара (17-18 марта 2014). СПбГУ. СПб., 2014. С. 95-98.

• Шаркова Е.А. Проблемы и перспективы включения экологического компонента в образовательные программы по журналистике вузов США // Средства массовый информации в современном мире. Петербургские чтения: материалы 53-й межд. научно-практ. конф. (23-25 апреля 2014). СПбГУ. СПб., 2014. С. 216-221.

• Шаркова Е.А. Экологическая коммуникация как информационно-коммуникативная составляющая экополитического процесса // Власть. № 7. М., 2014. С. 43-48. Доступ: www.isras.ru/files/File/Vlast/2014/...07/Sharkova.pdf

• Шаркова Е.А. Коммуникация в условиях экологического риска // Стратегическое коммуникации в бизнесе и политике: материалы межд. науч. конф. (23 апреля 2014). СПбГУ. СПб., 2014. С. 60-64.

• Шаркова Е.А. Становление экологической журналистики в России: исторические аспекты // Век информации. Медиа в современном мире - Петербургские чтения: матер. 54-го междунар. форума (22-24 апреля 2015 г.) / ред.-сост. С.Г. Корконосенко, Д.П. Гавра. 2015. №3 (S4). - СПб.: Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2015. - 306 с. С. 153 - 156.

• Шаркова Е.А. Продвижение территории с историко-культурным потенциалом (на примере Соловецких островов) // Век информации. Медиа в современном мире - Петербургские чтения: матер. 54-го междунар. форума (22-24 апреля 2015 г.) / ред.-сост. С.Г. Корконосенко, Д.П. Гавра. 2015. №3 (S4). - СПб.: Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2015. - 306 с. С. 283 - 288.

• Шаркова Е.А. СМИ и деятельность "зеленых": финский и российский опыт / Журналистика сообществ: опыт и научные исследования в России, США, Северной Европе: матер. междунар. семинара (10 марта 2015 года) / под ред. С.Г. Корконосенко. - С.- Петерб. гос. ун-т, Филологический ф-т, 2015. С. 105 - 111.

• Шаркова Е.А. Экологический PR в бизнесе: работа с внешними стейкхолдерами // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. Матер. межд. науч.-практ. конф. (25-26 нояб. 2015). СПб, СПбГУ, 2015. С. 70-74.

• Шаркова Е.А. Экологическая журналистика: регионы риска // Век информации. СМИ к востоку от Гринвича: сб. науч. Ст. В26 N4(S1) / Ред.-сост. Е.С. Георгиева, Р.В. Бекуров, Н.С. Лабуш, С.Б. Никонов. – СПб., : СПбГУ, 2015. С.188-193.

• Шаркова Е.А. Экологическая журналистика: типоформирующие признаки / Современная наука: тенденции развития. № 12. Краснодар, 2016. С. 42-48. Режим доступа: elibrary.ru/download/99692056.pdf

• Sharkova E.A., Petrova M.S., Gurushkin P.Y., Grishanina A.N., Puiy A.S. Influence of Social Ecology Movement on the Development of Environmental Journalism in Russia // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemocal Sciences - Volume 7, Issue 4. India, 2016 (July - August). - P. 1560 - 1567. (Scopus) 202 в списке www.rjpbcs.com/2016_7.4.html

Sharkova E.A. Gavra D.P., Shishkin D.P., Pankova G.K., Glinternik E.M. Transnational Companies and Local Communities: Aspects Informational Interaction // Man in India – Volume 96, Issue 10. India, 2016. 3797-3807 p. Scopus serialsjournals.com/serialjournalmanager/pdf/1478173386.pdf

План лекционных занятий

Занятие 1. Подходы к рассмотрению триады «общество – экономика – природа».

Концепция устойчивого развития. Транснациональные корпорации и их влияние на окружающую среду. Экологическая политика и её место в системе экологического менеджмента на уровне компаний. Инструменты регулирования отношений «природа – общество – бизнес». Экологическая составляющая в конкурентной борьбе на мировом рынке: стандарты; «зелёный» имидж; социальная, экологическая и этическая ответственность бизнеса (2 ч.)

План семинарских занятий

Занятие 1. Экологический PR: понятийный аппарат. Отечественные и зарубежные подходы к определению категории. Направления, инструментарий, целевые группы общественности. Кейсы.

Занятие 2. Создание специализированного PR-подразделения: организационная структура, иерархия, штат, функционал. Кейсы. Анализ стратегий, успешных кампаний.

Занятие 3. Экологическая информация: работа с источниками: практика написания специализированных PR-текстов.

Занятие 4. Экологический PR: аудиторная специфика. Подготовка сценариев работы с целевыми группами общественности для решения различных задач.

Занятие 5. Сценарное планирование PR-кампании по преодолению кризисной ситуации, связанной с экологическим риском.

Занятие 6. Мастер-классы с практикующими экожурналистами, специалистами пресс-служб ТНК, PR-специалистами экологических организаций.

Занятие 7. Посещение экспертных организаций.

Занятие 8-14. После окончания первой части курса, занятия проводятся в интерактивной форме. Каждый студент готовит презентацию-доклад, содержание которой должно соответствовать выбранной теме курсовой работы. В рамках занятий проходит обсуждение темы с развернутыми комментариями преподавателя. В результате знакомства с содержанием всех докладов и участия в обсуждении основных тем курсов студенты получают развернутое представление о содержании изучаемой дисциплины. Освоение практических навыков происходит в тренингов и мастер-классов предусмотренных программой.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 1 - 9. Индивидуальное консультирование студентов по предложенному преподавателем графику.

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ

1. Экологический PR в нефтегазовом секторе США.

2. Экологический PR в нефтегазовом секторе Норвегии.

3. Экологический PR в нефтегазовом секторе Франции.

4. Экологический PR в нефтегазовом секторе России.

5. Экологический имидж нефтегазовой компании.

6. КСО как элемент экологической политики нефтегазовой корпорации.

7. Экологически ориентированная коммуникация компании нефтегазового сектора с коренными малочисленными народами.

8. Экологически ориентированная коммуникация компании нефтегазового сектора с экологическими организациями.

9. Экологически ориентированная коммуникация компании нефтегазового сектора с локальной общественностью.

10. Экологически ориентированная коммуникация компании нефтегазового сектора с местным населением.

11. Фонды и гранты как инструмент экологического PR в коммуникации нефтегазовой компании с локальной общественностью.

12. Роль научного и экспертного сообщества в экологически ориентированных PR-проектах нефтегазовых корпораций.

Текущий контроль (зачет)

От студентов требуется посещение не менее 80% занятий. В случае пропуска более 20% занятий или же опозданий более чем на 15 минут два раза и более, студентам необходимо при сдаче текущего контроля ответить на дополнительные вопросы преподавателя по темам, которые обсуждались на пропущенных занятиях. Курсовые работы готовятся по материалам развернутых докладов. Тексты докладов представляются на занятиях в период с 7 по 9 занятие.

Нарушение сроков сдачи работ, выступления с докладом или низкий уровень вовлеченности в работу на занятиях являются основанием для снижения оценки.

Текущий контроль (курсовая работа)

Студент, не соблюдавший порядок подготовки курсовой работы (согласование темы, этапы работы над содержанием), не может претендовать на высокую положительную оценку.

Выбор темы курсовой работы студент спецсеминара согласовывает с преподавателем не позднее, чем на первом практическом занятии.

Ко второму практическому занятию студенту после консультаций с преподавателем следует представить ему на утверждение план курсового сочинения, список теоретических источников, порядок написания работы.

Основное содержание работы должны быть представлены преподавателю и другим студентами на практическом занятии в форме доклада продолжительностью не менее 20 минут.

По результатам консультаций с преподавателем и обсуждения на занятиях, не позднее, чем к 14-му практическому занятию, работа в целом доводится до требуемой кондиции.

Оформление курсовой работы должно соответствовать стандартным критериям оформления курсовых работ. Сдача работ, окончательная проверка и выставление оценок проводится на последних двух практических занятиях.

Критерии оценки (зачет)

Основой для выставления итоговой оценки (зачет) по курсу являются:

- написание и своевременная сдача курсовой работы (40%)

- подготовка и успешная презентация доклада по теме (40%)

- участие в дискуссиях и вовлеченность в работу на занятиях (30%)

Максимальное количество баллов, которое может получить слушатель за изученный курс, составляет 100 баллов.

Критерии оценки (курсовая работа)

Оценка «Отлично» ставится, если тема полностью раскрыта, использовано оптимальное количество источников и литературы, автор продемонстрировал высокий уровень владения материалом. Работа правильно оформлена.

Оценка «Хорошо» ставится, если тема в целом раскрыта, однако работа имеет недостатки в деталях. Есть недочеты в оформлении работы.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если число источников, статей и книг, к которым обратился автор, явно недостаточно для качественного раскрытия темы. Допущены нарушения графика представления работы, оформление работы сделано не по стандарту.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если тема не раскрыта, источниковедческая база слабая, установлен факт прямого плагиата.

Список обязательной литературы

1. Шаркова Е.А. Коммуникация в условиях экологического риска // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия «Филология. Востоковедение. Журналистика». – СПб., 2011. – №4. – С. 237 – 246.

2. Шаркова Е.А. Экологическая политика как имиджевый ресурс // Актуальные проблемы журналистики и массовых коммуникаций. Взгляд молодых исследователей / Межвузовский сборник научных работ студентов и аспирантов. Вып. 11/ сост. О.А. Никитина; под редакцией Б.Я. Мисонжникова. - СПб., 2011. - С. 229 – 238.

3. Главинская Л.Т. Корпоративный экологический менеджмент: стратегический аспект: дисс. канд. эконом. наук. СПб.: СПбГУ, 2004. – 330 с.

4. Захарова О.А. Природа и культура: Экологическая коммуникация в социокультурном пространстве. М.: Лесная страна, 2008. – 150 с.

5. Молчанова Я.П. Связи организаций с общественностью: экономические, социальные, экологические аспекты: учеб. пособие. М.: Издательство РХТУ, 2002. – 234 с.

6. Худоренко Е.А. PR технологии российских корпораций ТЭК. М.: Издательство «МГИМО-Университет», 2005. – 270 с.

7. Ачкасова В.А., Володина Л.В. (ред.) Связи с общественностью как социальная инженерия. СПб, 2005.

8. Бодуан Ж. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство. М., 2001.

9. Булатова А.С., Транснациональные корпорации в мировом хозяйстве // Экономист №5 – 2007 г.

10. Василенко А.Б. Пиар крупных российских корпораций. М., 2002.

Список дополнительной литературы

1. Василенко Е. Социальная ответственность бизнеса: мировой опыт и российские реалии // Власть -2006 - №1.

2. Васильев С., Организация общественной экологической экспертизы. // Экология производства -2006- №9.

3. Герасимчук И. Экологическая практика транснациональных корпораций. М., 2007.

4. Калиберда Е.Г. Связи с общественностью в сфере экономики. М, 2008.

5. Комаровский В.С., Волгина Н.А. Социальная ответственность бизнеса в условиях современной России: теория и практика. М, 2006.

6. Коханова Л.А. Экологическая журналистика, PR и реклама. М, 2007.

7. Крупина Н.Н. Власть и бизнес: экологическая проекция социальной ответственности. Пятигорск, 2008.

8. Орлова Т.М. Коммуникационный менеджмент в управлении экономическими системами. М., 2002.

9. Cox Robert J. The environmental communication and the public sphere. Sage Publishing, Inc., Washongton, 2010. – 385 p.

10. Flor, Alexander G. Environmental Communication. Diliman, Quezon City, Phollipines: University of the Phillipines. 2003. 23

Перечень иных информационных источников

Экологические библиотеки и порталы

1. www.seu.ru - Библиотека по экологической журналистике Международного Социально-Экологического Союза

2. ecoportal.ru – ЭКО Портал

3. www.unep-wcmc.org - Всемирный центр мониторинга охраны окружающей среды

4. www.ecoline.ru - Методический центр "Эколайн"

5. unep.org – сайт ЮНЕП (экологическое подразделение ООН)

Сайты, посвященные устойчивым технологиям

6. www.eco-web.com – глобальная директория «Зеленые страницы» - информация о возобновляемых источниках энергии, энергоэффективности, пассивному отоплению и т. п.

7. www.altshuller.ru/rtv/sf-register-11.asp - сайт Альтшуллера, неординарный взгляд на проблемы экологии и пути их решения

8. isjaee.hydrogen.ru - Международный научный журнал Альтернативная энергетика и экология

Электронные периодические издания по экологии

9. www.ecolife.ru - Дискуссионный экологический клуб журнала Экология и жизнь

10. bellona.ru - Журнал «Экология и право»

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация