- ЗАПИСЬ НА СПЕЦДИСИПЛИНЫ 2017
- Бакалавриат. Журналистика. Очная форма обучения
- Бакалавриат. Международная журналистика. Очная форма обучения
- Бакалавриат. Журналистика. Очно-заочная форма обучения
- Бакалавриат. Реклама и СО. Очная форма обучения
- Бакалавриат. Реклама и СО. Очно-заочная форма обучения
- Магистратура. Журналистика
- Магистратура. Реклама и связи с общественностью
- Master Program Global Communication and International Journalism
- Аспирантура. Журналистика
- Аспирантура. Реклама и связи с общественностью
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!
Преподаватель: Глинтерник Элеонора Михайловна, доктор искусствоведения, профессор
Кафедра рекламы
Спецсеминар предполагает формирование объективного представления о специфике визуальной (печатной) рекламной коммуникации, ее тесной взаимосвязи с графическим (коммуникативным) дизайном, особенностях визуализации рекламного сообщения, технологического воспроизведения (тиражирования) массовой рекламной продукции.
В наши дни значение образной визуализации неуклонно возрастает, чему способствует интенсивность и насыщенность информационного поля и потребность эффективно донести актуальное визуальное обращение. В современном информационном обществе сменились приоритеты, изменилось и отношение к визуальным характеристикам окружения. Получили новое развитие визуальные формы коммуникаций в городском пространстве, выстраивается визуализация в сетевых коммуникациях, повсеместно переживает подъем инфографика.
Одним из ведущих коммуникационных каналов визуального характера, начиная с эпохи средневековья и до наших дней, была печатная рекламная продукция, развитие которой, в качестве профессиональной деятельности, происходило одновременно с развитием технологий массового воспроизводства информации. Материалы семинара содержат информацию об основных историко-культурных этапах развития визуально-графической коммуникации в контексте социальных и экономических условий того или иного конкретного исторического периода. Прослеживается тесная взаимосвязь рекламного сообщения с коммуникативным (графическим) дизайном, деятельностью дизайнера (визуального коммуникатора), уделяется внимание особенностям технологического воспроизведения печатной рекламы как коммуникативного продукта в зависимости от способов технологического продуцирования.
Процесс визуализации печатно-графической продукции имеет большее влияние на общие процессы развития визуальной культуры. Коммуникативным каналом в данном случае является продукт деятельности дизайнера-графика, который в той или иной мере определяет формирование визуальных стереотипов. Одна из задач графического дизайна - создание “визуального текста” любой сложности, предназначенного для массового воспроизводства (т. е. тиража), независимо от техники исполнения и историко- художественного контекста.
Задачи спецсеминара:
выявление специфики и значения визуально-графической коммуникации в рекламе;
знакомство с особенностями и этапами развития зарубежной и отечественной визуально-графической коммуникации на конкретном историческом материале (XV - XX вв.), с мировым художественным наследием и технологическими особенностями воспроизводства визуальной информации графического характера.
развитие навыков разработки визуально-графической продукции, как самостоятельного направления, необходимого в практике современной рекламной деятельности.
Полученные знания будут востребованы при эффективной подготовке рекламных материалов с целью продвижения различных фирм и организаций, в многообразных современных областях приложения рекламной деятельности, таких как event–маркетинг, конгрессно-выставочная деятельность и пр.
В результате обучающийся должен познакомиться с основами специальной терминологии в пределах программы, основными жанрами печатной рекламы и ведущими стилевыми эпохами в истории ее развития, основными видами современного технологического воспроизведения печатной продукции, особенностями формообразования печатной рекламной продукции (от журнальной рекламы до упаковки и суперграфики в городском медиапространстве).
Кроме того, обучающиеся осваивают профессиональные навыки в области разработки печатной продукции: умение оценивать дизайнерское исполнение и техническое воспроизведение печатной продукции, степень эффективности использования того или иного вида печатной продукции в конкретном контексте.
Полученные знания будут способствовать более глубокому освоению смежных дисциплин, и в дальнейшем – работе над курсовой и выпускной квалификационной работой.
В ходе занятий студенты анализируют образцы печатной рекламной продукции в различных сегментах потребительского рынка, как отечественного, так и зарубежного, обсуждают полученные результаты на занятиях. По выбору студента в течение семестра из восьми предложенных заданий должно быть выполнено два задания. Практические работы по мере выполнения оформляются в письменном виде с презентацией, заслушиваются и обсуждаются на семинарских занятиях. Требования к выполнению и оформлению заданий, график работы над практическими заданиями уточняются на первом занятии.
Авторские публикации по теме спецсеминара
1. Глинтерник Э. М. Графический дизайн как художественно-коммуникативная система и средство рекламы: монография. – СПб., 2002.
2. Глинтерник Э. М. Реклама в России ХVIII – первой половины ХХ века. Опыт иллюстрированных очерков: монография. СПб., 2007.
3. Глинтерник Э. М. Этикетка – искусство и коммерция // Print & Publishing.– 1996. – № 3. – C. 6–10.
4. Глинтерник Э. М. Искусство акциденции — прошлое и настоящее // Print & Publishing. – 1996. – № 5. – C. 54–57.
5. Глинтерник Э. М. Искусство и печатное дело. Рекламный плакат в России конца ХIХ – первой трети ХХ века / “Полиграфия–97”, каталог VI международной специа-лизированной выставки. – СПб., 1997. – C.165 – 170.
6. Глинтерник Э. М. 200 лет литографии “Полиграфист-издатель”.– Cпециальный выпуск. – Июнь 1998. * С.120–123.
7. Глинтерник Э. М. Искусство упаковки для пластинки. От первой пластинки “Grammophone Co” к современному компакт-диску. * СПб., 1998. C. 50-51. Print & Publishing. – 1999. – № 3.– C.34–40.
8. Глинтерник Э. М. Феномен российской рекламы в контексте повседневной жизни города на рубеже ХIХ–ХХ вв. (по материалам воспоминаний современников) // Вестник Санкт–Петербургского государственного университета технологии и дизайна. – 2002. – № 7. – C. 117–128.
9. Глинтерник Э. М. Когда “идеал – яркость”, а “художественный принцип – бей по голове!” О печатной рекламе как новом явлении в городской среде Санкт–Петербурга на рубеже ХIХ — нач. ХХ вв. Часть 1–2. // “Петербургский рекламист”.– 2003. – № 1. – С. 30–31; № 2. – С. 26–27.
10. Глинтерник Э. М. Шрифты и орнаменты модерна в России // Print & Publishing.– 2003.– № 1.– С. 42–46
11. Глинтерник Э. М. Реклама и полиграфия: страницы российской истории // Реклама и полиграфия. – 2006. – № 2. С. 37–39. № 3 – С. 36–39, № 4. С. 36–38.
12. Глинтерник Э. М. Диалектика жанровой структуры и процессов формообразования дизайн-графики в исторической перспективе // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна.– 2006. – № 12. – C.143-148.
13. Глинтерник Э. М. Печатное дело / Три века Санкт–Петербурга. Энциклопедия. Т. II. Девятнадцатый век. Книга V. П–Р. – СПб., 2006. – С. 315–322.
14. Глинтерник Э. М. Прикладная графика / Три века Санкт–Петербурга. Энциклопедия. Т. II. Девятнадцатый век. Книга V. П–Р. – СПб.:, 2006. – С. 676-683.
15. Глинтерник Э. М. Печатная реклама как часть российского историко–культурного пространства ХVIII–ХХ веков: Научно–практическая конференция «Особенности российских PR и рекламы» / CПБГУТ им. проф. М. А. Бонч-Бруевича. – СПб. – 2009. – C. 38–40.
16. Глинтерник Э. М. “Графические искусства” и российское печатное дело на рубеже ХIХ – начале ХХ веков: материалы IX Международной научно-практической конференции. Омск, 2010. – С. 23 –26.
17. Глинтерник Э. М. Акцидентное творчество как основа становления проектной графики во второй половине ХIХ – начале ХХ столетия // Вестник Санкт–Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Cерия 2. Искусствоведение. Филологические науки. – 2010. – № 2 – C. 17–23.
18. Глинтерник Э. М. Реклама «высшего давления» как визуальный феномен в российском городском пространстве начала ХХ в. / Город – территория дизайна. Проектная культура, проблемы мифологии и типологии среды. Тезисы Всероссийской научной конференции 15 марта 2013 г. – МГХПА им. С. Г. Строганова. – М., 2013. – С. 159–163.
19. Глинтерник Э. М. Реклама на рубеже ХIX - ХХ веков как доминирующая визуальная константа в городском пространстве // Вестник Санкт–Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Cерия 2. Искусствоведение. Филологические науки. – 2014. – № 4 – C. 35 – 38.
20. Теория рекламы на раннем этапе становления индустрии. Стратегические коммуникации в бизнесе и политике: тезисы междунар. науч. конф. 25-26 ноября 2015г. /отв. ред. Ю.В.Таранова. - СПб.: Институт "Высш. шк. журн. и масс. комм." СПбГУ, 2015. Электронный сборник // jf.spbu.ru/conf-pr/5826.html
План лекционных занятий
Тема 1. Введение. Исследовательская и творческая работа в ходе проведения спецсеминара. Знакомство с планом графиком работы на семестр.
Значение визуализации в сфере стратегических коммуникаций. Значение визуализации в сфере рекламных коммуникаций. Средства графической визуализации в рекламе. Понятие «печатной» рекламы, как продукта, выделяемого по способу технического изготовления. Обзор литературы. Печатная реклама как часть историко-культурного пространства.
План семинаров
Тема 1. Визуально-графические коммуникации в сфере производства и потребления. Основные термины и понятия. Глобализация информационных процессов в обществе и распространение проявлений массовой культуры.
Тема 2. Визуальные рекламные коммуникации. Печатная реклама ? неотъемлемая принадлежность современной культуры. Ее место в структуре рекламных коммуникаций. Коммуникативный (графический дизайн). Дизайн печатной продукции, многообразие ее структуры, художественно-коммуникативные средства.
Тема 3. Средства графической визуализации в прикладных коммуникациях. Реклама как явление массовой визуальной культуры и проектной деятельности. Законы рынка и общества потребления, дизайн – эффективный инструмент в конкурентной борьбе.
Тема 4. Место графического дизайна как проектной деятельности в рекламных коммуникациях. Проблема усовершенствования эстетические вкусов и запросов в рекламе. Терминология в сфере художественной визуальной коммуникации.
Тема 5. Жанровое многообразие структуры графического дизайна. Специфика взаимодействия менеджера по рекламе, дизайнера-графика и полиграфического предприятия.
Тема 6.
Основные периоды развития визуально-графической рекламы. Знаковое творчество как явление проторекламы в Западной Европе ХIII – ХVII вв.
Тема 7 - 10. Развитие визуально-графической рекламы в XIX – ХХ вв. в Западной Европе, США и России
Тема 11 - 14. Эпоха технической революции в полиграфии и графическом проектировании рекламной продукции носителей и новый этап востребованности визуализации информации.
Наружная реклама.
Самостоятельная работа в присутствии преподавателя
Занятие 1 - 3. Промежуточное обсуждение концепций курсовых работ. Индивидуальное консультирование студентов по предложенному преподавателем графику. Презентация и обсуждение выполненного практического задания.
Занятие 4 - 6. Промежуточное обсуждение курсовой работы. Групповые формы аудиторной работы, анализ кейсов.
Внутрисеместровый контроль
Форма внутрисеместрового контроля по спецсеминару – выполнение и защита практического задания с презентацией.
Пропустившие какое-либо число занятий должны в общем порядке подготовить задание и защитить в уточненные сроки.
График подготовки практического задания, порядка защиты, выполнения, перекрестного рецензирования и защиты курсовой работы устанавливаются на первом занятии.
Успешное освоение дисциплины предполагает работу в аудитории на семинарах, а также самостоятельную работу в присутствии преподавателя для закрепления приобретенных навыков.
Методическое обеспечение самостоятельной работы: УММ по дисциплине, размещенные на сайте ВШЖиМК СПбГУ jf.spbu.ru/stu/3604/3636.html
В процессе работы над курсовой необходимо также соблюдение графика ее подготовки и требований, предъявляемых к содержанию и оформлению, которые устанавливаются на первом занятии.
Вопросы к зачету
1. Формы и виды визуально-графической коммуникации и их особенности.
2. Печатная реклама как социально-эстетический феномен.
3. Методы мультимедиа, дизайн-графики, видеосинтеза в рекламных коммуникациях.
4. Место графического дизайна как проектной деятельности в рекламных коммуникациях (определение, жанровое многообразие, сфера деятельности дизайнера–графика).
5. Психофизиологические основы восприятия визуальной информации.
6. Ранние формы визуальной рекламной коммуникации в XV ? XVIII вв.
7. Социально-экономические предпосылки и условия развития рекламы в ХIХ веке.
8. «Золотой век» рекламного плаката. Французский рекламный плакат кон. ХIХ ? нач. ХХ вв. и его представители.
9. Функционирование печатной рекламы как акта коммуникации с 1880-х гг.
10. Формирование отличительных особенностей в рекламной графике национальных европейских школ и США.
11. Развитие торгово-промышленной рекламы в Германии кон. ХIХ ? нач. ХХ вв. Появление предметного плаката (Sachplakat или object poster).
12. Стиль ар деко в европейской рекламе 1920 – нач. 1930- х гг.
13. Особенности и задачи корпоративной и потребительской рекламы.
14. Практика ретроспективных показов собственной рекламной графики крупнейшими фирмами-производителями. («MARTINI ?ROSSI» ? история создания образа», «Самеl» ?100 лет рекламы», «Соса-Соla» и др.).
15. Лубок и гравюра как явление проторекламы в России (ХVIII – ХIХ вв.)
16. Особенности формирования художественного языка визуальной рекламы в России конца XIX — начала ХХ вв.
17. Понятия «реклама», «товарный знак», «плакат», в энциклопедическом словаре Ф. Брокгауза и И. Ефрона (кон. ХIХ – нач. ХХ вв.).
18. Товарный знак как основа корпоративной идентификации. Взаимосвязь товарного знака и форм печатной рекламы.
19. Виды современной печатной рекламы (функциональные особенности и условия использования).
20. Современные технологии в изготовлении визуально-графической рекламы (способы печати, рынок печатной продукции, допечатная подготовка).
Рекомендуемые примерные темы курсовых работ
1. Визуальные коммуникации в рекламе (виды и функциональные особенности).
2. Визуально-графическая коммуникация в современном городском пространстве. Ее взаимодействии с актуальным искусством
3. Место печатной рекламы в структуре рекламных коммуникаций.
4. Технологии тиражирования визуально-графической продукции (функциональные особенности и условия использования).
5. Использование инструментария социальной мифологии, эстетики и риторики в визуальной коммуникации.
6. Проблема усовершенствования эстетических вкусов в рекламе.
7. Условия и специфика восприятия визуальной рекламы. Психофизиологические основы восприятия визуальной информации.
8. Товарный знак как основа корпоративной идентификации.
9. Визуальные формы ранней рекламы в Западной Европе и России
(ХV – ХVII вв.)
10. Формы визуально-графической коммуникации в России ХVIII –
первой половины ХIХ вв.
11. Визуально-графическая коммуникация в городской среде
конца XIX — нач. ХХ вв.
12. Коммерческая реклама эпохи НЭПа. Работы В. Маяковского, А. Родченко.
13. Процесс самоопределения рекламной индустрии в конце 1980 — начале 2000-х гг. Эстетика рекламы на стыке коммерции и культуры.
14. Специфика визуализации в политической рекламе.
15. Корпоративная идентификация на современном этапе.
16. Наружная реклама и условия ее визуальной эффективности.
17. Виды печати и особенности их оттисков. Современные полиграфические технологии для тиражирования рекламной продукции.
18. Язык фотографии в современных рекламных коммуникациях.
19. Реклама в газете (структурные элементы, шрифтовое решение, особенности современного этапа, сравнительный анализ 2-3 примеров).
20. Печатная реклама постперестроечного десятилетия (1990–2000 гг.)
21. История предприятия в рекламе (рассмотреть одну или несколько крупных зарубежных фирм, их печатную рекламу на протяжении века).
22. Сравнительный анализ комплекса печатных информационных материалов 2–3-х зарубежных или российских фирм (по выбору).
23. Упаковка как средство рекламной коммуникации.
24. Шрифт как основа графической коммуникации в рекламе (классификация, исторические семейства, требования к шрифтам).
25. Авторская разработка комплекса печатных рекламно-информационных материалов для любой фирмы-производителя (пищевые продукты, парфюмерная упаковка и пр. по выбору).
26. Особенности размещения наружной рекламы в Санкт-Петербурге (условия и требования).
27. Визуально-графическая реклама СПбГУ.
28. Визуально-графическая реклама ВШЖиМК.
Критерии оценки (зачет)
К зачету допускаются студенты, успешно защитившие практическое задание. Зачет проводится в устной форме. По выбору студента готовится один вопрос с презентацией в аудитории на 5 -7 минут.
На защиту с презентацией студенту дается 10 - 15 минут.
Оценка «Зачет» ставится, если задание выполнено в установленный срок, подготовлена презентация по выбранному вопросу, прошли публичная защита и обсуждение в группе.
Оценка «Незачет» ставится, если задания не выполнены в установленный срок и не прошли защиту и обсуждение в группе.
Предполагаемая продолжительность проведения зачета - 2 часа.
Критерии оценки курсовой работы
Курсовая работа может быть представлена в двух формах:
1) исследовательская работа,
2) творческий проект. Работа представляется с презентацией.
1. Исследовательская курсовая работа раскрывает одну из предложенных (или сформулированных в ходе работы семинара) тем в рамках самостоятельного исследования, сопровождается статистическим, аналитическим, иллюстративным материалом.
Оценка «отлично» ставится в случае высокого качества проведенного исследования: убедительной теоретической базы, аргументированного анализа материалов, правильного оформления текста. Объем приблизительно – 40 – 50 тыс. знаков основного текста.
Оценка «хорошо» ставится, если в работе есть отдельные недочеты в оформлении, использовании источников и анализе эмпирического материала.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если в работе есть серьезные недоработки – недостаточна доказательная база исследования, небрежное оформление.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если работа не представлена, если работа выполнена на низком исследовательском уровне, если в работе присутствует некорректное использование текстов других авторов.
2. Курсовая работа, выполняемая как творческий проект, включает в себя обоснование творческого проекта, анализ конкурентной среды, описание процесса разработки рекламного продукта и творческие материалы, которые служат иллюстрацией к изложенным теоретическим положениям или являются результатом практической реализации этих положений.
Оценка «отлично» ставится при соответствии теоретических и практических позиций в курсовой работе и грамотном оформлении работы.
Оценка «хорошо» ставится, если в рамках курсовой работы разработан творческий проект, но теоретически недостаточно обоснован и оформлен с недочетами.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если заявленный в теоретической части проект не разработан до конца, работа оформлена небрежно.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если работа не представлена, выполнена на низком теоретическом уровне, если в работе присутствует некорректное использование текстов и творческих идей других авторов, творческий проект не представлен надлежащим образом, не разработан.
Список основной литературы
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 2012.
2. Брингхерст Р. Основы стиля в типографике. – М., 2013. www.twirpx.com
3. Демшина А. Ю. Визуальные искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект. СПб., 2010.
4. Курушин В. Д. Графический дизайн и реклама. М., 2011.
5. Лаптев В. В. Типографика: порядок и хаос. 2-е изд. доп. М., 2015.
6. Мунари Б. Искусство как ремесло. - М., 2014.
7. Овчинникова Р. Ю. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования: уч. пособие / ред. Л. М. Дмитриева. М., 2010.
8. Ольховников А. В. Влияние рекламной коммуникации на потребителей: концептуальный анализ и опыт эмпирического исследования. - М., 2011.
9. Пендикова И. Г. Архетип и символ в рекламе: уч. пособие. М., 2011.
10. Сальникова Е. В. Феномен визуального. От древнейших истоков – к началу XXI века. М., 2013.
11. Стефанов С. Полиграфия для рекламистов и не только. М., 2002. / www.booksgid.com
12. Стефанов С. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. – 2004. www.gintovt.ru/45457-1.html
13. Ульяновский А. В. Мифодизайн в рекламе: уч. пособие / СПбГУ. СПб., 2011.
14. Эйтчисон Дж. Разящая реклама. Как создать самую лучшую в мире печатную рекламу брендов в XXI веке. М., 2007. yadi.sk
Список дополнительной литературы
1. Английский литографированный постер из собрания ГМИИ. - М., Скан Рус.- 2009 - 270 с., илл.
2. Бейтман С., Хайленд А. Символ : более 1300 логотипов и истории их создания / С. - СПб. : Питер, 2012. - 296 с. : ил.
3. Вашик К. , Бабурина Н. Искусство русского плаката ХХ века. Реальность утопии. М., 2004.
4. Веркман К. Дж. Товарные знаки: создание, психология, восприятие / Пер. с англ. В. Боброва, О. Ивановой, Р. Столпера; Общ. ред. и пред. Б. Карпова.– М., 1986.
5. Визуальная культура и визуальное мышление в дизайне. М., 1990.
6. Глинтерник Э. М. Реклама в России ХVIII – первой половины ХХ века. Опыт иллюстрированных очерков. СПб., 2007.
7. Графический дизайн: учеб. для вузов / С. А. Васин, А. Ю. Талащук и др. М., 2006.
8. Дайксель А., К. Брандмейер, Э. Глинтерник. Товарный знак в Европе и в России. Вопросы теории и истории. CПб., 2002.
9. Искусство шрифта. Работы московских художников книги 1959–1974. М., 1977.
10. Капр А. Эстетика искусства шрифта. Тезисы и маргиналии. М., 1979.
11. Кафтанджиев Х. Гармония в рекламной коммуникации / пер. с болг. С. Кирова. М., 2005.
12. Клюканов И.Э. Коммуникативный Универсум. М., 2010.
13. Кнорре К. Наружная реклама. – М., Бератор-пресс, 2002. – 192 с.
14. Кричевский В. Дмитрий Буланов: был в Ленинграде такой дизайнер. – М. – 2007. – 120 с.
15. Куренина С. И., Сухановская Р. А. Печатная торговая реклама. ? М., 1968. ? 88 с.
16. Лаврентьев А. Лаборатория конструктивизма. Учебно-методическое пособие по истории графического дизайна. М.: 2000. – 256 с.
17. Лаврентьева Е. А. Текст и контекст в графическом дизайне. Актуальные проблемы и тенденции визуализации текста. М., 2008.
18. Ляхов В. Н. Советский рекламный плакат и рекламная графика. 1933–1973.– М.: 1977.– 183 с.
19. Ляхов В. Н. Советский рекламный плакат. 1917–1932. Торговая реклама. Зрелищная реклама.– М.: 1972.– 127 c.
20. Маркшис-ван-Трикc Й., Новак Б. Артисты и цирковой плакат. Альбом /Пер. с нем.– М.: 1986.
21. Муха Альфонс. Плакаты из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина. Авт.- сост. И. А.Никифорова.- М., 2003.
22. Муха Альфонс. Плакаты из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина. Авт.- сост. И. А.Никифорова.- М., 2003.
23. Назаров М. М. Визуальные образы в социальной и маркетинговой коммуникации: опыт междисциплинарного исследования / М. М. Назаров, М. А. Папантиму. - М., 2009.
24. Назаров Ю. Постсоветский дизайн (1987–2002). М., 2002.
25. Овчинникова Р. Ю. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования: учебное пособие / Р. Ю. Овчинникова ; ред. Л. М. Дмитриева. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 271 с.
26. Огинская Л. Маяковский в рекламе. ДИ -1970. - №1 - С. 52.
27. От Дудовича до Тесты. Рекламная графика MARTINI ? ROSSI. Каталог выставки. – Lucca.: 1998.
28. Повелихина А., Ковтун Е. Русская живописная вывеска и художники авангарда.– Л.:1990.– 199 c.
29. Польский плакат конца Х IX- начала ХХ века из собрания ГМИИ.- М., Скан Рус.- 2011 - 270 с., илл.
30. Пронин С. Рекламисту о дизайне. Дизайнеру о рекламе. М., 2004.
31. Реклама в старые добрые времена (конец ХIХ ? начало ХХ века)./ Сост. и авт. текста Архангельская И.Д. – М., Октопус. - 2009.- 208 с.
32. Рожнова О.И. История журнального дизайна. М., 2009.
33. Рудер Э. Типографика. Руководство по оформлению. М., 1982.
34. Савельева О. О. Живая история российской рекламы. М.. 2004 – 272 с.
35. Сальникова Е. В. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы. М., 2001.
36. Смиренный И., Рахманинов Б. Два века русской этикетки. М., 1998.
37. Соболева Т. А., Суперанская А. В. Товарные знаки. М., 2009.
38. Устин В. Б. Искусство наружной рекламы. Практическое руководство. - М.: Астрель, 2009.- 304 с.??
39. Ученова В. Философия рекламы. М., 2003.
40. Фрост Кр. Дизайн газет и журналов. - М.: 2012.
41. Хайн Т. Все об упаковке: эволюция и секреты коробок, бутылок, консервных банок и тюбиков. CПб., 1997.
42. Херлберт А. Сетка. Модульная система конструирования газет, журналов и книг. М., 1984.
43. Чихольд Я. Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении и типографике. М., 2009.
44. Шицгал А. Г. Русский типографский шрифт. Вопросы истории и практика применения. 2–е изд. М., 1985.
45. Шпикерман Э. О шрифте / пер. с англ. М., 2005.
Журналы
1. Да! (Журнал для дизайнеров–графиков). М., 1994. – № 1–5.
2. Greatis: международный журнал по графическому дизайну и рекламе. М., 1992.
3. Мир дизайна. СПб. 1995–2000.
4. Просто design. Журнал по графическому дизайну. СПб., 2001 (издание продолжается)
5. Identity. Журнал о брендинге и дизайне. М., 2004. – (издание продолжается)
6. Техническая эстетика. Бюллетень. М. – (все годы)
7. Реклама. М. – (все годы)
8. Тара и упаковка. М. – (все годы).
Перечень иных информационных источников
1. История рекламного плаката www.poly3.ru/info/advert/advert_270309_01.html
2. Весь рекламный рынок России www.alladvertising.ru/info/branded.html
3. Основные правила оформления рекламного плаката
4. drredpen.ru
6. Графический дизайн ironner.ru
7. Книги по графическому дизайну aronov-books.ru
11. dictionnaire.narod.ru/ozhegov.htm
12. Графический дизайн ironner.ru
13. Книги по графическому дизайну aronov-books.ru
14. www.diclib.com