Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Визуально-графическая коммуникация в рекламе
January 23, 2017, 3:52 pm

Преподаватель: Глинтерник Элеонора Михайловна, доктор искусствоведения, профессор

Кафедра рекламы

Спецсеминар предполагает формирование объективного представления о специфике визуальной (печатной) рекламной коммуникации, ее тесной взаимосвязи с графическим (коммуникативным) дизайном, особенностях визуализации рекламного сообщения, технологического воспроизведения (тиражирования) массовой рекламной продукции.

В наши дни значение образной визуализации неуклонно возрастает, чему способствует интенсивность и насыщенность информационного поля и потребность эффективно донести актуальное визуальное обращение. В современном информационном обществе сменились приоритеты, изменилось и отношение к визуальным характеристикам окружения. Получили новое развитие визуальные формы коммуникаций в городском пространстве, выстраивается визуализация в сетевых коммуникациях, повсеместно переживает подъем инфографика.

Одним из ведущих коммуникационных каналов визуального характера, начиная с эпохи средневековья и до наших дней, была печатная рекламная продукция, развитие которой, в качестве профессиональной деятельности, происходило одновременно с развитием технологий массового воспроизводства информации. Материалы семинара содержат информацию об основных историко-культурных этапах развития визуально-графической коммуникации в контексте социальных и экономических условий того или иного конкретного исторического периода. Прослеживается тесная взаимосвязь рекламного сообщения с коммуникативным (графическим) дизайном, деятельностью дизайнера (визуального коммуникатора), уделяется внимание особенностям технологического воспроизведения печатной рекламы как коммуникативного продукта в зависимости от способов технологического продуцирования.

Процесс визуализации печатно-графической продукции имеет большее влияние на общие процессы развития визуальной культуры. Коммуникативным каналом в данном случае является продукт деятельности дизайнера-графика, который в той или иной мере определяет формирование визуальных стереотипов. Одна из задач графического дизайна - создание “визуального текста” любой сложности, предназначенного для массового воспроизводства (т. е. тиража), независимо от техники исполнения и историко- художественного контекста.

Задачи спецсеминара:

выявление специфики и значения визуально-графической коммуникации в рекламе;

знакомство с особенностями и этапами развития зарубежной и отечественной визуально-графической коммуникации на конкретном историческом материале (XV - XX вв.), с мировым художественным наследием и технологическими особенностями воспроизводства визуальной информации графического характера.

развитие навыков разработки визуально-графической продукции, как самостоятельного направления, необходимого в практике современной рекламной деятельности.

Полученные знания будут востребованы при эффективной подготовке рекламных материалов с целью продвижения различных фирм и организаций, в многообразных современных областях приложения рекламной деятельности, таких как event–маркетинг, конгрессно-выставочная деятельность и пр.

В результате обучающийся должен познакомиться с основами специальной терминологии в пределах программы, основными жанрами печатной рекламы и ведущими стилевыми эпохами в истории ее развития, основными видами современного технологического воспроизведения печатной продукции, особенностями формообразования печатной рекламной продукции (от журнальной рекламы до упаковки и суперграфики в городском медиапространстве).

Кроме того, обучающиеся осваивают профессиональные навыки в области разработки печатной продукции: умение оценивать дизайнерское исполнение и техническое воспроизведение печатной продукции, степень эффективности использования того или иного вида печатной продукции в конкретном контексте.

Полученные знания будут способствовать более глубокому освоению смежных дисциплин, и в дальнейшем – работе над курсовой и выпускной квалификационной работой.

В ходе занятий студенты анализируют образцы печатной рекламной продукции в различных сегментах потребительского рынка, как отечественного, так и зарубежного, обсуждают полученные результаты на занятиях. По выбору студента в течение семестра из восьми предложенных заданий должно быть выполнено два задания. Практические работы по мере выполнения оформляются в письменном виде с презентацией, заслушиваются и обсуждаются на семинарских занятиях. Требования к выполнению и оформлению заданий, график работы над практическими заданиями уточняются на первом занятии.

Авторские публикации по теме спецсеминара

1. Глинтерник Э. М. Графический дизайн как художественно-коммуникативная система и средство рекламы: монография. – СПб., 2002.

2. Глинтерник Э. М. Реклама в России ХVIII – первой половины ХХ века. Опыт иллюстрированных очерков: монография. СПб., 2007.

3. Глинтерник Э. М. Этикетка – искусство и коммерция // Print & Publishing.– 1996. – № 3. – C. 6–10.

4. Глинтерник Э. М. Искусство акциденции — прошлое и настоящее // Print & Publishing. – 1996. – № 5. – C. 54–57.

5. Глинтерник Э. М. Искусство и печатное дело. Рекламный плакат в России конца ХIХ – первой трети ХХ века / “Полиграфия–97”, каталог VI международной специа-лизированной выставки. – СПб., 1997. – C.165 – 170.

6. Глинтерник Э. М. 200 лет литографии “Полиграфист-издатель”.– Cпециальный выпуск. – Июнь 1998. * С.120–123.

7. Глинтерник Э. М. Искусство упаковки для пластинки. От первой пластинки “Grammophone Co” к современному компакт-диску. * СПб., 1998. C. 50-51. Print & Publishing. – 1999. – № 3.– C.34–40.

8. Глинтерник Э. М. Феномен российской рекламы в контексте повседневной жизни города на рубеже ХIХ–ХХ вв. (по материалам воспоминаний современников) // Вестник Санкт–Петербургского государственного университета технологии и дизайна. – 2002. – № 7. – C. 117–128.

9. Глинтерник Э. М. Когда “идеал – яркость”, а “художественный принцип – бей по голове!” О печатной рекламе как новом явлении в городской среде Санкт–Петербурга на рубеже ХIХ — нач. ХХ вв. Часть 1–2. // “Петербургский рекламист”.– 2003. – № 1. – С. 30–31; № 2. – С. 26–27.

10. Глинтерник Э. М. Шрифты и орнаменты модерна в России // Print & Publishing.– 2003.– № 1.– С. 42–46

11. Глинтерник Э. М. Реклама и полиграфия: страницы российской истории // Реклама и полиграфия. – 2006. – № 2. С. 37–39. № 3 – С. 36–39, № 4. С. 36–38.

12. Глинтерник Э. М. Диалектика жанровой структуры и процессов формообразования дизайн-графики в исторической перспективе // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна.– 2006. – № 12. – C.143-148.

13. Глинтерник Э. М. Печатное дело / Три века Санкт–Петербурга. Энциклопедия. Т. II. Девятнадцатый век. Книга V. П–Р. – СПб., 2006. – С. 315–322.

14. Глинтерник Э. М. Прикладная графика / Три века Санкт–Петербурга. Энциклопедия. Т. II. Девятнадцатый век. Книга V. П–Р. – СПб.:, 2006. – С. 676-683.

15. Глинтерник Э. М. Печатная реклама как часть российского историко–культурного пространства ХVIII–ХХ веков: Научно–практическая конференция «Особенности российских PR и рекламы» / CПБГУТ им. проф. М. А. Бонч-Бруевича. – СПб. – 2009. – C. 38–40.

16. Глинтерник Э. М. “Графические искусства” и российское печатное дело на рубеже ХIХ – начале ХХ веков: материалы IX Международной научно-практической конференции. Омск, 2010. – С. 23 –26.

17. Глинтерник Э. М. Акцидентное творчество как основа становления проектной графики во второй половине ХIХ – начале ХХ столетия // Вестник Санкт–Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Cерия 2. Искусствоведение. Филологические науки. – 2010. – № 2 – C. 17–23.

18. Глинтерник Э. М. Реклама «высшего давления» как визуальный феномен в российском городском пространстве начала ХХ в. / Город – территория дизайна. Проектная культура, проблемы мифологии и типологии среды. Тезисы Всероссийской научной конференции 15 марта 2013 г. – МГХПА им. С. Г. Строганова. – М., 2013. – С. 159–163.

19. Глинтерник Э. М. Реклама на рубеже ХIX - ХХ веков как доминирующая визуальная константа в городском пространстве // Вестник Санкт–Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Cерия 2. Искусствоведение. Филологические науки. – 2014. – № 4 – C. 35 – 38.

20. Теория рекламы на раннем этапе становления индустрии. Стратегические коммуникации в бизнесе и политике: тезисы междунар. науч. конф. 25-26 ноября 2015г. /отв. ред. Ю.В.Таранова. - СПб.: Институт "Высш. шк. журн. и масс. комм." СПбГУ, 2015. Электронный сборник // jf.spbu.ru/conf-pr/5826.html

План лекционных занятий

Тема 1. Введение. Исследовательская и творческая работа в ходе проведения спецсеминара. Знакомство с планом графиком работы на семестр.

Значение визуализации в сфере стратегических коммуникаций. Значение визуализации в сфере рекламных коммуникаций. Средства графической визуализации в рекламе. Понятие «печатной» рекламы, как продукта, выделяемого по способу технического изготовления. Обзор литературы. Печатная реклама как часть историко-культурного пространства.

План семинаров

Тема 1. Визуально-графические коммуникации в сфере производства и потребления. Основные термины и понятия. Глобализация информационных процессов в обществе и распространение проявлений массовой культуры.

Тема 2. Визуальные рекламные коммуникации. Печатная реклама ? неотъемлемая принадлежность современной культуры. Ее место в структуре рекламных коммуникаций. Коммуникативный (графический дизайн). Дизайн печатной продукции, многообразие ее структуры, художественно-коммуникативные средства.

Тема 3. Средства графической визуализации в прикладных коммуникациях. Реклама как явление массовой визуальной культуры и проектной деятельности. Законы рынка и общества потребления, дизайн – эффективный инструмент в конкурентной борьбе.

Тема 4. Место графического дизайна как проектной деятельности в рекламных коммуникациях. Проблема усовершенствования эстетические вкусов и запросов в рекламе. Терминология в сфере художественной визуальной коммуникации.

Тема 5. Жанровое многообразие структуры графического дизайна. Специфика взаимодействия менеджера по рекламе, дизайнера-графика и полиграфического предприятия.

Тема 6.

Основные периоды развития визуально-графической рекламы. Знаковое творчество как явление проторекламы в Западной Европе ХIII – ХVII вв.

Тема 7 - 10. Развитие визуально-графической рекламы в XIX – ХХ вв. в Западной Европе, США и России

Тема 11 - 14. Эпоха технической революции в полиграфии и графическом проектировании рекламной продукции носителей и новый этап востребованности визуализации информации.

Наружная реклама.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 1 - 3. Промежуточное обсуждение концепций курсовых работ. Индивидуальное консультирование студентов по предложенному преподавателем графику. Презентация и обсуждение выполненного практического задания.

Занятие 4 - 6. Промежуточное обсуждение курсовой работы. Групповые формы аудиторной работы, анализ кейсов.

Внутрисеместровый контроль

Форма внутрисеместрового контроля по спецсеминару – выполнение и защита практического задания с презентацией.

Пропустившие какое-либо число занятий должны в общем порядке подготовить задание и защитить в уточненные сроки.

График подготовки практического задания, порядка защиты, выполнения, перекрестного рецензирования и защиты курсовой работы устанавливаются на первом занятии.

Успешное освоение дисциплины предполагает работу в аудитории на семинарах, а также самостоятельную работу в присутствии преподавателя для закрепления приобретенных навыков.

Методическое обеспечение самостоятельной работы: УММ по дисциплине, размещенные на сайте ВШЖиМК СПбГУ jf.spbu.ru/stu/3604/3636.html

В процессе работы над курсовой необходимо также соблюдение графика ее подготовки и требований, предъявляемых к содержанию и оформлению, которые устанавливаются на первом занятии.

Вопросы к зачету

1. Формы и виды визуально-графической коммуникации и их особенности.

2. Печатная реклама как социально-эстетический феномен.

3. Методы мультимедиа, дизайн-графики, видеосинтеза в рекламных коммуникациях.

4. Место графического дизайна как проектной деятельности в рекламных коммуникациях (определение, жанровое многообразие, сфера деятельности дизайнера–графика).

5. Психофизиологические основы восприятия визуальной информации.

6. Ранние формы визуальной рекламной коммуникации в XV ? XVIII вв.

7. Социально-экономические предпосылки и условия развития рекламы в ХIХ веке.

8. «Золотой век» рекламного плаката. Французский рекламный плакат кон. ХIХ ? нач. ХХ вв. и его представители.

9. Функционирование печатной рекламы как акта коммуникации с 1880-х гг.

10. Формирование отличительных особенностей в рекламной графике национальных европейских школ и США.

11. Развитие торгово-промышленной рекламы в Германии кон. ХIХ ? нач. ХХ вв. Появление предметного плаката (Sachplakat или object poster).

12. Стиль ар деко в европейской рекламе 1920 – нач. 1930- х гг.

13. Особенности и задачи корпоративной и потребительской рекламы.

14. Практика ретроспективных показов собственной рекламной графики крупнейшими фирмами-производителями. («MARTINI ?ROSSI» ? история создания образа», «Самеl» ?100 лет рекламы», «Соса-Соla» и др.).

15. Лубок и гравюра как явление проторекламы в России (ХVIII – ХIХ вв.)

16. Особенности формирования художественного языка визуальной рекламы в России конца XIX — начала ХХ вв.

17. Понятия «реклама», «товарный знак», «плакат», в энциклопедическом словаре Ф. Брокгауза и И. Ефрона (кон. ХIХ – нач. ХХ вв.).

18. Товарный знак как основа корпоративной идентификации. Взаимосвязь товарного знака и форм печатной рекламы.

19. Виды современной печатной рекламы (функциональные особенности и условия использования).

20. Современные технологии в изготовлении визуально-графической рекламы (способы печати, рынок печатной продукции, допечатная подготовка).

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ

1. Визуальные коммуникации в рекламе (виды и функциональные особенности).

2. Визуально-графическая коммуникация в современном городском пространстве. Ее взаимодействии с актуальным искусством

3. Место печатной рекламы в структуре рекламных коммуникаций.

4. Технологии тиражирования визуально-графической продукции (функциональные особенности и условия использования).

5. Использование инструментария социальной мифологии, эстетики и риторики в визуальной коммуникации.

6. Проблема усовершенствования эстетических вкусов в рекламе.

7. Условия и специфика восприятия визуальной рекламы. Психофизиологические основы восприятия визуальной информации.

8. Товарный знак как основа корпоративной идентификации.

9. Визуальные формы ранней рекламы в Западной Европе и России

(ХV – ХVII вв.)

10. Формы визуально-графической коммуникации в России ХVIII –

первой половины ХIХ вв.

11. Визуально-графическая коммуникация в городской среде

конца XIX — нач. ХХ вв.

12. Коммерческая реклама эпохи НЭПа. Работы В. Маяковского, А. Родченко.

13. Процесс самоопределения рекламной индустрии в конце 1980 — начале 2000-х гг. Эстетика рекламы на стыке коммерции и культуры.

14. Специфика визуализации в политической рекламе.

15. Корпоративная идентификация на современном этапе.

16. Наружная реклама и условия ее визуальной эффективности.

17. Виды печати и особенности их оттисков. Современные полиграфические технологии для тиражирования рекламной продукции.

18. Язык фотографии в современных рекламных коммуникациях.

19. Реклама в газете (структурные элементы, шрифтовое решение, особенности современного этапа, сравнительный анализ 2-3 примеров).

20. Печатная реклама постперестроечного десятилетия (1990–2000 гг.)

21. История предприятия в рекламе (рассмотреть одну или несколько крупных зарубежных фирм, их печатную рекламу на протяжении века).

22. Сравнительный анализ комплекса печатных информационных материалов 2–3-х зарубежных или российских фирм (по выбору).

23. Упаковка как средство рекламной коммуникации.

24. Шрифт как основа графической коммуникации в рекламе (классификация, исторические семейства, требования к шрифтам).

25. Авторская разработка комплекса печатных рекламно-информационных материалов для любой фирмы-производителя (пищевые продукты, парфюмерная упаковка и пр. по выбору).

26. Особенности размещения наружной рекламы в Санкт-Петербурге (условия и требования).

27. Визуально-графическая реклама СПбГУ.

28. Визуально-графическая реклама ВШЖиМК.

Критерии оценки (зачет)

К зачету допускаются студенты, успешно защитившие практическое задание. Зачет проводится в устной форме. По выбору студента готовится один вопрос с презентацией в аудитории на 5 -7 минут.

На защиту с презентацией студенту дается 10 - 15 минут.

Оценка «Зачет» ставится, если задание выполнено в установленный срок, подготовлена презентация по выбранному вопросу, прошли публичная защита и обсуждение в группе.

Оценка «Незачет» ставится, если задания не выполнены в установленный срок и не прошли защиту и обсуждение в группе.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета - 2 часа.

Критерии оценки курсовой работы

Курсовая работа может быть представлена в двух формах:

1) исследовательская работа,

2) творческий проект. Работа представляется с презентацией.

1. Исследовательская курсовая работа раскрывает одну из предложенных (или сформулированных в ходе работы семинара) тем в рамках самостоятельного исследования, сопровождается статистическим, аналитическим, иллюстративным материалом.

Оценка «отлично» ставится в случае высокого качества проведенного исследования: убедительной теоретической базы, аргументированного анализа материалов, правильного оформления текста. Объем приблизительно – 40 – 50 тыс. знаков основного текста.

Оценка «хорошо» ставится, если в работе есть отдельные недочеты в оформлении, использовании источников и анализе эмпирического материала.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если в работе есть серьезные недоработки – недостаточна доказательная база исследования, небрежное оформление.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если работа не представлена, если работа выполнена на низком исследовательском уровне, если в работе присутствует некорректное использование текстов других авторов.

2. Курсовая работа, выполняемая как творческий проект, включает в себя обоснование творческого проекта, анализ конкурентной среды, описание процесса разработки рекламного продукта и творческие материалы, которые служат иллюстрацией к изложенным теоретическим положениям или являются результатом практической реализации этих положений.

Оценка «отлично» ставится при соответствии теоретических и практических позиций в курсовой работе и грамотном оформлении работы.

Оценка «хорошо» ставится, если в рамках курсовой работы разработан творческий проект, но теоретически недостаточно обоснован и оформлен с недочетами.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если заявленный в теоретической части проект не разработан до конца, работа оформлена небрежно.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если работа не представлена, выполнена на низком теоретическом уровне, если в работе присутствует некорректное использование текстов и творческих идей других авторов, творческий проект не представлен надлежащим образом, не разработан.

Список основной литературы

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 2012.

2. Брингхерст Р. Основы стиля в типографике. – М., 2013. www.twirpx.com

3. Демшина А. Ю. Визуальные искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект. СПб., 2010.

4. Курушин В. Д. Графический дизайн и реклама. М., 2011.

5. Лаптев В. В. Типографика: порядок и хаос. 2-е изд. доп. М., 2015.

6. Мунари Б. Искусство как ремесло. - М., 2014.

7. Овчинникова Р. Ю. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования: уч. пособие / ред. Л. М. Дмитриева. М., 2010.

8. Ольховников А. В. Влияние рекламной коммуникации на потребителей: концептуальный анализ и опыт эмпирического исследования. - М., 2011.

9. Пендикова И. Г. Архетип и символ в рекламе: уч. пособие. М., 2011.

10. Сальникова Е. В. Феномен визуального. От древнейших истоков – к началу XXI века. М., 2013.

11. Стефанов С. Полиграфия для рекламистов и не только. М., 2002. / www.booksgid.com

12. Стефанов С. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. – 2004. www.gintovt.ru/45457-1.html

13. Ульяновский А. В. Мифодизайн в рекламе: уч. пособие / СПбГУ. СПб., 2011.

14. Эйтчисон Дж. Разящая реклама. Как создать самую лучшую в мире печатную рекламу брендов в XXI веке. М., 2007. yadi.sk

Список дополнительной литературы

1. Английский литографированный постер из собрания ГМИИ. - М., Скан Рус.- 2009 - 270 с., илл.

2. Бейтман С., Хайленд А. Символ : более 1300 логотипов и истории их создания / С. - СПб. : Питер, 2012. - 296 с. : ил.

3. Вашик К. , Бабурина Н. Искусство русского плаката ХХ века. Реальность утопии. М., 2004.

4. Веркман К. Дж. Товарные знаки: создание, психология, восприятие / Пер. с англ. В. Боброва, О. Ивановой, Р. Столпера; Общ. ред. и пред. Б. Карпова.– М., 1986.

5. Визуальная культура и визуальное мышление в дизайне. М., 1990.

6. Глинтерник Э. М. Реклама в России ХVIII – первой половины ХХ века. Опыт иллюстрированных очерков. СПб., 2007.

7. Графический дизайн: учеб. для вузов / С. А. Васин, А. Ю. Талащук и др. М., 2006.

8. Дайксель А., К. Брандмейер, Э. Глинтерник. Товарный знак в Европе и в России. Вопросы теории и истории. CПб., 2002.

9. Искусство шрифта. Работы московских художников книги 1959–1974. М., 1977.

10. Капр А. Эстетика искусства шрифта. Тезисы и маргиналии. М., 1979.

11. Кафтанджиев Х. Гармония в рекламной коммуникации / пер. с болг. С. Кирова. М., 2005.

12. Клюканов И.Э. Коммуникативный Универсум. М., 2010.

13. Кнорре К. Наружная реклама. – М., Бератор-пресс, 2002. – 192 с.

14. Кричевский В. Дмитрий Буланов: был в Ленинграде такой дизайнер. – М. – 2007. – 120 с.

15. Куренина С. И., Сухановская Р. А. Печатная торговая реклама. ? М., 1968. ? 88 с.

16. Лаврентьев А. Лаборатория конструктивизма. Учебно-методическое пособие по истории графического дизайна. М.: 2000. – 256 с.

17. Лаврентьева Е. А. Текст и контекст в графическом дизайне. Актуальные проблемы и тенденции визуализации текста. М., 2008.

18. Ляхов В. Н. Советский рекламный плакат и рекламная графика. 1933–1973.– М.: 1977.– 183 с.

19. Ляхов В. Н. Советский рекламный плакат. 1917–1932. Торговая реклама. Зрелищная реклама.– М.: 1972.– 127 c.

20. Маркшис-ван-Трикc Й., Новак Б. Артисты и цирковой плакат. Альбом /Пер. с нем.– М.: 1986.

21. Муха Альфонс. Плакаты из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина. Авт.- сост. И. А.Никифорова.- М., 2003.

22. Муха Альфонс. Плакаты из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина. Авт.- сост. И. А.Никифорова.- М., 2003.

23. Назаров М. М. Визуальные образы в социальной и маркетинговой коммуникации: опыт междисциплинарного исследования / М. М. Назаров, М. А. Папантиму. - М., 2009.

24. Назаров Ю. Постсоветский дизайн (1987–2002). М., 2002.

25. Овчинникова Р. Ю. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования: учебное пособие / Р. Ю. Овчинникова ; ред. Л. М. Дмитриева. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 271 с.

26. Огинская Л. Маяковский в рекламе. ДИ -1970. - №1 - С. 52.

27. От Дудовича до Тесты. Рекламная графика MARTINI ? ROSSI. Каталог выставки. – Lucca.: 1998.

28. Повелихина А., Ковтун Е. Русская живописная вывеска и художники авангарда.– Л.:1990.– 199 c.

29. Польский плакат конца Х IX- начала ХХ века из собрания ГМИИ.- М., Скан Рус.- 2011 - 270 с., илл.

30. Пронин С. Рекламисту о дизайне. Дизайнеру о рекламе. М., 2004.

31. Реклама в старые добрые времена (конец ХIХ ? начало ХХ века)./ Сост. и авт. текста Архангельская И.Д. – М., Октопус. - 2009.- 208 с.

32. Рожнова О.И. История журнального дизайна. М., 2009.

33. Рудер Э. Типографика. Руководство по оформлению. М., 1982.

34. Савельева О. О. Живая история российской рекламы. М.. 2004 – 272 с.

35. Сальникова Е. В. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы. М., 2001.

36. Смиренный И., Рахманинов Б. Два века русской этикетки. М., 1998.

37. Соболева Т. А., Суперанская А. В. Товарные знаки. М., 2009.

38. Устин В. Б. Искусство наружной рекламы. Практическое руководство. - М.: Астрель, 2009.- 304 с.??

39. Ученова В. Философия рекламы. М., 2003.

40. Фрост Кр. Дизайн газет и журналов. - М.: 2012.

41. Хайн Т. Все об упаковке: эволюция и секреты коробок, бутылок, консервных банок и тюбиков. CПб., 1997.

42. Херлберт А. Сетка. Модульная система конструирования газет, журналов и книг. М., 1984.

43. Чихольд Я. Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении и типографике. М., 2009.

44. Шицгал А. Г. Русский типографский шрифт. Вопросы истории и практика применения. 2–е изд. М., 1985.

45. Шпикерман Э. О шрифте / пер. с англ. М., 2005.

Журналы

1. Да! (Журнал для дизайнеров–графиков). М., 1994. – № 1–5.

2. Greatis: международный журнал по графическому дизайну и рекламе. М., 1992.

3. Мир дизайна. СПб. 1995–2000.

4. Просто design. Журнал по графическому дизайну. СПб., 2001 (издание продолжается)

5. Identity. Журнал о брендинге и дизайне. М., 2004. – (издание продолжается)

6. Техническая эстетика. Бюллетень. М. – (все годы)

7. Реклама. М. – (все годы)

8. Тара и упаковка. М. – (все годы).

Перечень иных информационных источников

1. История рекламного плаката www.poly3.ru/info/advert/advert_270309_01.html

2. Весь рекламный рынок России www.alladvertising.ru/info/branded.html

3. Основные правила оформления рекламного плаката

4. drredpen.ru

5. www.artlebedev.ru

6. Графический дизайн ironner.ru

7. Книги по графическому дизайну aronov-books.ru

8. www.diclib.com

9. slovari.gramota.ru

10. speakrus.narod.ru

11. dictionnaire.narod.ru/ozhegov.htm

12. Графический дизайн ironner.ru

13. Книги по графическому дизайну aronov-books.ru

14. www.diclib.com

15. slovari.gramota.ru

16. speakrus.narod.ru

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация