Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Репрезентация политического: образы и месседжи
January 23, 2017, 3:18 pm

Преподаватель: Дорский Андрей Юрьевич, доктор философских наук, доцент

Кафедра связей с общественностью в политике и государственном управлении

Политическое как таковое всегда дано опосредованно – через формы предметного мира. При этом возникает фундаментальный парадокс: будучи по природе общим и надсубъектным политическое существует в единичном и предопределяется субъектными основаниями. Исследование понятий и явлений репрезентации и символизации позволяет не только глубже понять политическое, но и выявить конкретные технологии воплощения абстрактного в конкретном.

На первых занятиях рассматриваются методы анализа формы сообщения – архетипический (Марк и Пирсон), мифодизайнерский (Ульяновский), психологический (Егорова-Гантман), аксиологический (Дорский) и др. В дальнейшем студентам предстоит научиться инструментализировать понятия и проводить самостоятельные практикоориентированные исследования.

Отправной гипотезой семинара служит представление о политической власти как о виде руководства обществом, при котором происходит персонализация общества в лице властителя. При символизации политического власть является полным и единственным образом общества. В этом случае отсутствует потребность в рефлексировании общества как символизируемой реальности и общественного мнения как отклика на власть. Европейская история представляет нам постепенное разложение символического сознания, на смену символизации приходит репрезентация. Репрезентант отличается от символа отчетливо осознаваемым конвенциональным характером. Следствием победы репрезентирующего сознания является, в частности, рождение представительной демократии. В этой ситуации принципиальную важность приобретают технологии представления месседжей, выступающих предметом диалога между обществом и его представителями.

Соответственно основными направлениями исследования на семинаре являются способы обретения образа политической властью и политической идеей. В рамках первого обсуждаются имиджи современных политиков, в рамках второго – образы, используемые для репрезентации идеологем. Практические занятия проходят в форме представления студентами результатов своих исследований, которые лягут в основу курсовых работ.

Авторские публикации по теме спецсеминара

1. Дорский А. Ю. Эстетика власти. СПб.: Алетейя, 2013. 296 с.

План лекционных занятий

Занятие 1. Основные понятия.

Политический лидер как образ социальной группы. Понятия символизации и репрезентации. Технологии установления единства властителя и подвластных. Технологии дистанцирования властителя от общества. Инвариантные образы власти и историческая эволюция образов властителей.

План семинарских занятий

Занятие 1. Методики анализа образов политического: архетипический подход.

Виды архетипов по Марк и Пирсон. Мифодизайн и приемы видеориторики при создании образов политиков

Занятие 2. Методики анализа образов политического: психологический подход.

Е. Гантман о психотипах президентов и методах их изучения. Петербургская школа политической психологии.

Занятие 3. Методики анализа образа политика: работа с визуальными образами. Визуальная социология П. Штомпки. Язык одежды.

Занятие 4. Методики анализа образов политического: работа с текстами. Семиотический анализ Е. Шейгал.

Занятие 5. Образ национального лидера в современной России.

Эти занятия целесообразно построить не только с использованием разных методик анализа имиджа В. В. Путина, но и с рассмотрением разных исторических этапов первого, второго и третьего президентских сроков.

Занятие 6-7. Образы лидеров парламентских партий.

Занятие 8-9. Образы лидеров «внесистемной оппозиции» в России.

Занятие 9-11. Образы лидеров зарубежных стран.

Занятие 12. Образы тоталитаризма.

Занятие 13. Образы демократии.

Занятие 14. Образы либерализма.

Занятие 15. Образы патриотизма.

Внутрисеместровый контроль

Контроль осуществляется на семинарских занятиях по результатам выступления с сообщением и участия в обсуждении заявленных тем. Каждая форма активности учитывается в баллах: посещение семинарских занятий – по 2 балла за занятие, выступление с сообщением – до 10 баллов, участие в обсуждении – до 4 баллов. На семинарских занятиях 5-15 студенты представляют свои разработки, выполненные в рамках подготовки курсовой работы.

Вопросы к зачету

Не предусмотрены рабочей программой.

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ

1. Образ национального лидера в современной России.

2. Образ лидера партии власти.

3. Образы лидеров парламентских партий (по выбору студента).

4. Образы лидеров «внесистемной оппозиции» в России (по выбору студента).

5. Образы лидеров зарубежных стран (по выбору студента).

6. Репрезентация политической идеологии (по выбору студента).

Критерии оценки (зачет)

Промежуточный контроль осуществляется в форме зачета. Если студент набрал в течение семестра 80 баллов и более, ему выставляется оценка «зачтено» без собеседования. Если менее 80 баллов, то зачет проводится в форме устного собеседования по пропущенным студентом темам. Оценка «зачтено» выставляется в случае успешной сдачи всех пропущенных тем.

Критерии оценки (курсовая работа)

Сроки сдачи курсовой работы определяются учебным планом и доводятся до сведения студентов в начале занятий. Сроки пересдачи работы указываются в расписании дополнительной сессии.

Оценка «Отлично» ставится, если объем курсовой равен 23-27 печатным страницам, список использованных источников составляет не менее 25 наименований. Структура работы и оформление соответствуют требованиям не ниже установленных рекомендациями факультета прикладных коммуникаций. Содержание полно, выводы аргументированы, работа снабжена приложениями.

Оценка «Хорошо» ставится, если объем курсовой равен 18-23 печатным страницам, список использованных источников составляет не менее 22 наименований. Структура работы и оформление соответствуют требованиям не ниже установленных рекомендациями факультета прикладных коммуникаций. Содержание полно, выводы аргументированы.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если объем курсовой не менее 15 печатных страниц, список использованных источников составляет не менее 20 наименований. Структура работы и оформление соответствуют требованиям не ниже установленных рекомендациями факультета прикладных коммуникаций. Содержание полно, выводы аргументированы.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если работа хотя бы по одному параметру ниже требований, установленных для получения удовлетворительной оценки.

Список основной литературы

1. Большаков С. Н. Информационно-коммуникационное пространство электорального процесса. СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. 142 с.

2. Горчакова В. Г. Имидж. Искусство и реальность : учебное пособие. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 279 с.

3. Дорский А. Ю. Эстетика власти. СПб. : Алетейя, 2013. 296 с.

4. Клюев Ю. В. Политический дискурс в массовой коммуникации: анализ публичного взаимодействия. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2010. 263 с.

5. Чудинов А. П. Политическая лингвистика : для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов. М. : Флинта ; М. : Наука, 2012. 256 с.

6. Шестопал Е. Б. Политическая психология : учебник для студентов вузов. М. : Аспект Пресс, 2012. 942 с.

Список дополнительной литературы

1. Бар К. Политическая история брюк. М. : Новое литературное обозрение, 2013. 316 с.

2. Брекнер Р. Изображенное тело. Методика анализа фотографии // Интер. 2007. № 4. С. 13-32.

3. Букреева О. В. Визуальный аспект восприятия политической власти в современной России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 5 (19): в 2-х ч. Ч. II. C. 35-39.

4. Бычков П., Серавин А. Психологический портрет публичного политика: примеры и практика на основе открытых данных из интернета. СПб. : СИНЭЛ, 2014. 136 с.

5. Егорова-Гантман Е. Игры в солдатики. Политическая психология президентов. М.: Группа компаний «Никколо М», 2003. 336 с. (Серия «Политическое консультирование»).

6. Колоницкий Б. И. «Трагическая эротика» : образы императорской семьи в годы Первой мировой войны. М. : Новое литературное обозрение, 2010. 657 с.

7. Колоницкий Б. И. Символы власти и борьба за власть : к изучению политической культуры российской революции 1917 года. СПб. : Лики России, 2012. 319 с.

8. Мамут Л. С. Образ государства как алгоритм политического поведения // Общественные науки и современность. 1998. № 6. С. 85-97.

9. Метелёв И. С. Народ, публика, масса: к постановке проблемы народной политики // Власть. 2011. № 9. 92-95.

10. Никифоров А. А. Социально-философский анализ формирования образа политической власти: современные интерпретации власти // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 14. С. 74-78.

11. Панасюк А. Ю. Формирование имиджа : стратегия, психотехнологии, психотехники . 3-е изд., стер. М. : Омега-Л, 2009. 265, с.

12. Плампер Я. Алхимия власти. Культ Сталина в изобразительном искусстве. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 495 с.

13. Политическая лингвистика. 2005-2014 гг.

14. Политическое консультирование. М.: Никколо-Медиа, 2002. Изд. 2-е. 471 с.

15. Поцелуев С. П. Символическая политика: констелляция понятий для подхода к проблеме // Полис. 1999. № 5. С. 62-75.

16. Психология и психоанализ власти : Хрестоматия / Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1999. Т. 1. 607 с., Т. 2. 575 с.

17. Рапелли П. Символы власти и великие династии. М.: Омега, 2008. 384 с.

18. Сапронов П. А. Власть: прошлое и будущее. М.: Институт экономических стратегий, 2008. 248 с.

19. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Пер. с англ. М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001. 669, с. (Philosophy).

20. Уортман Р. Сценарии власти: Мифы и церемонии русской монархии. Материалы и исследования / М.: ОГИ, 2002. Т. 1. 606, с.

21. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. М.: Гнозис, 2004. 324, с.

22. Шоломова Т. В. Политическое в эстетическом измерении: У. Уитмен как провозвестник современного американского массового искусства // Общество. Среда. Развитие. Научно-теоретический журнал. 2010. № 3 (16). С. 60-64.

23. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. М. : Логос, 2007. 150 с.

24. Bourdieu P. Language and Symbolic Power.

: Polity Press, 1991. 293, IX p.

25. Koepnick L. Walter Benjamin and the Aesthetics of Power. Lincoln and London: University of Nebraska Press, 1999. 279 p.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация