Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Современные электоральные PR-технологии в России и за рубежом
January 23, 2017, 3:17 pm

Преподаватель: Быков Илья Анатольевич, кандидат политических наук, доцент

Кафедра связей с общественностью в политике и государственном управлении

Электоральные процессы в современной России после некоторого периода стабилизации, очевидно, приобретают новую актуальность. Это связано с несколькими обстоятельствами. Во-первых, все более и более значимую роль играют новые электоральные технологии с использованием современных медиа, социальных сетей и т. п. Включение новых инструментов в предвыборный арсенал требует соответствующего теоретического анализа и осмысления. Во-вторых, эволюция политического режима в России при любом сценарии развития событий будет отражаться в первую очередь на электоральных процессах. Более того, любой вариант развития политических событий неразрывно связан с избирательными технологиями, что позволяет утверждать о перспективности указанного спецкурса. Ну, и наконец, в-третьих, нельзя не учитывать мировой опыт политических PR-технологий, значительная часть которого опирается именно на изучение электоральных процессов и роли связей с общественностью в них. Изучение дисциплины позволит будущим PR-специалистам усвоить специфику политических PR-технологий. Программа спецкурса носит авторский, эксклюзивный характер и не имеет прямых аналогов.

Таким образом, спецсеминар «Современные электоральные PR-технологии в России и за рубежом» посвящен важной теме, которая является неотъемлемой частью образования по специальности связи с общественностью. Спецкурс предполагает рассмотрение различных аспектов PR-технологий в электоральном процессе: связей с общественностью в деятельности государственных органов власти, организации работы официальной пресс-службы, политического имиджмейкинга, электорального консультирования, внешнеполитических PR-кампаний, связей с общественностью в политических партиях и общественных организациях, истории политического PR, политического лидерства и т. п. Особое значение в рамках спецкурса отводится проблемам лоббизма, включая основные его виды: прямого и косвенного. Также рассматривается такая новейшая технология коммуникаций с государственными органами власти как GR (Government Relations). Обосновывается тезис о том, что современное публичное администрирование (Public Administration) невозможно без интенсивных и системных связей с общественностью. Вместе с тем, анализируются некоторые негативные последствия масштабного внедрения связей с общественностью в современные политические практики, которые приводят к девальвации ценностей прямого гражданского участия и замене их потребительскими ценностями.

Авторские публикации по теме спецсеминара

1. Bykov, Ilya (2013) Constructing Image of a Political Leader and Its Perception Among Young Voters in St. Petersburg (Cases of V. Milonov and A. Navalny). Youth World Politic. Vol. 1. Issue 1. P. 69-73.

2. Быков И. А. Сетевая политическая коммуникация: Теория, практика и методы исследования: монография. СПб.: СПГУТД, 2013. 200 с.

3. Быков И. А., Филатова О. Г. Технологии Веб 2.0 и связи с общественностью: смена парадигмы или дополнительные возможности? // Вестник Санкт-Петербургского университете. 2011. Сер. 9. № 2. С. 226-237.

4. Быков И. А. Интернет-технологии в избирательной кампании Барака Обамы // Вестник Пермского университета. Серия: История и политология. 2010. № 1. С. 48-58.

5. Быков И. А. Киберпространство как фактор развития политических идеологий // Политическая наука, 2008, № 2. С. 79-98.

6. Быков И. А. Место и роль Рунета в политических коммуникациях: опыт последнего десятилетия. Что дальше? // Политическая психология, культура и коммуникация / Отв. ред. Е.Б. Шестопал. М.: РОССПЭН, 2008. С. 240-253.

7. Быков И. А. «Электронная демократия» vs «электронное правительство»: концептуальное противостояние? // Политэкс: Политическая экспертиза. 2005. № 3. С. 69-79.

8. Быков И. А. Паблик рилейшнз в деятельности политических партий: опыт современной России // Связи с общественностью в политике: учебное пособие. СПб.: СПбГУТ, 2000.

План лекционных занятий

Занятие 1. Политическое консультирование и электоральный PR: базовые понятия и подходы

План семинарских занятий

Занятие 1. Проблема влияния PR-технологий на общественное мнение. Понятие. Подходы к изучению. Каналы влияния.

Занятие 2. Технологии изменения общественного мнения. Установление повестки дня. Новостной поток.

Занятие 3. Имидж: понятие, виды, структура.

Занятие 4. Репутация и ее влияние на электоральное поведение.

Занятие 5. Проблемы политического менеджмента. Управление политическими проектами. Основные модели политического управления.

Занятие 6. Политическое консультирование как призвание и профессия. Виды политического консультирования. Типология политических консультантов.

Занятие 7. Электоральный дизайн, административный ресурс и предвыборная кампания.

Занятие 8. Феномен инкумбента. Использование государственных полномочий в выборах. Проблемы соотнесения электоральных процедур и административного ресурса.

Занятие 9. Политический лидер и выборы. Политическое лидерство. Типы политического лидерства. Электоральная культура и политическое лидерство.

Занятие 10. PR и публичная политика. Понятие публичной политики. Публичные дебаты. Политическая риторика.

Занятие 11. Выборы как политический институт. Институт выборов в сравнительной перспективе. Референдумы. Опросы общественного мнения и выборы.

Занятие 12. PR как инструмент электоральных технологий. Политическая реклама. Виды электоральных технологий. Полевые технологии. Медиарилейшнз. Политический имидж. Политическая репутация.

Занятие 13. Взаимодействие избирательных и партийных систем. Политические партии. Общественно-политические организации. Формы государственного устройства.

Занятие 14. Модели электорального поведения. Факторы электорального поведения. Социальная психология. Стереотипы. Проблемная ориентация в электоральных предпочтениях. Типология групп электората.

Занятие 15. Новейшие технологии электорального PR.

Внутрисеместровый контроль

Студентам необходимо посетить не менее 80% аудиторных занятий. В случае регулярных пропусков следует предоставить в письменном виде пропущенные темы аудиторных заданий.

Вопросы к зачету

1. Роль выборов в современных демократиях

2. Роль выборов в посткоммунистических странах

3. Роль выборов в России

4. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы: основные отличия

5. Эффекты мажоритарной и пропорциональной избирательной систем

6. Основные виды мажоритарных и полупропорциональных избирательных систем

7. Основные виды пропорциональных избирательных систем

8. Смешанные избирательные системы: типы и эффекты

9. Проблема диспропорциональности избирательных систем и инструменты научного анализа этого явления

10. Электоральная инженерия.

11. Психологический и механический эффекты М.Дюверже

12. Взаимодействие избирательных и партийных систем.

13. Избирательная система России и ее эффекты.

14. Социологическая модель электорального поведения

15. Социально-психологический подход к электоральному поведению

16. Теория рационального избирателя

17. Современные тенденции в изучении электорального поведения

18. Теории и факторы электорального участия

19. Краткосрочные факторы электорального поведения

20. Современные изменения в поведении избирателей в развитых демократиях.

21. Поведение избирателей в посткоммунситических странах

22. Поведение избирателей на федеральных выборах в России

23. Понятие электорального маркетинга.

24. Виды маркетинговых исследований в избирательных кампаниях.

25. Понятие и виды политических технологий.

26. Политический менеджмент и политический маркетинг.

27. Виды и направления политического менеджмента.

28. Политико-организационный, политический имиджмейкинг.

29. Политический РR.

30. Политический брендинг.

31. Электоральный менеджмент.

32. Регулирование политических конфликтов.

33. Лоббистская деятельность в политике.

34. Публичные и частные институты современного менеджмента. Публичная политика в политическом менеджменте.

35. Демократические и авторитарные методы в современном политическом менеджменте.

36. Нелегитимные политические технологии и методы борьбы с ними.

37. Понятие и виды политических кампаний.

38. Понятие и типы политических партий. Особенности менеджмента в кампаниях по партийному строительству.

39. Понятие и виды избирательных кампаний.

40. Стратегия и тактика избирательной кампании.

41. Информационно-аналитическое обеспечение избирательной кампании.

42. Основные формы агитации и пропаганды в рамках избирательной кампании. Номенклатура и содержание основных агитационно-пропагандистских материалов.

43. Прямая и косвенная политическая реклама в печатных и электронных СМИ: виды материалов, особенности производства и размещения.

44. Массовые акции и спецмероприятия в избирательной кампании.

45. Формирование рынка услуг политтехнологов в США, Западной Европе и России: факторы, тенденции и "правила игры".

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ

1. Имидж в избирательной кампании

2. Стратегия избирательной кампании

3. Роль социальных сетей в избирательной кампании

4. Технологии «от двери к двери» в избирательной кампании

5. Роль исследований в избирательных кампаниях

6. Особенности медиарилейшнз в избирательной кампании

Критерии оценки (зачет)

Зачет проводится в виде устного ответа на вопрос. Длительность подготовки: до 30 минут.

В качестве критерия оценки знаний студентов выбрана следующая система:

«Зачтено» выставляется при условии, если студент показывает хорошие знания изученного учебного материала; самостоятельно, логично и последовательно излагает и интерпретирует материалы учебного курса; полностью раскрывает смысл предлагаемого вопроса; владеет основными терминами и понятиями изученного курса; показывает умение переложить теоретические знания на предполагаемый практический опыт.

«Незачтено» выставляется при наличии серьезных упущений в процессе изложения учебного материала; в случае отсутствия знаний основных понятий и определений курса или присутствии большого количества ошибок при интерпретации основных определений; если студент показывает значительные затруднения при ответе на предложенные основные и дополнительные вопросы; при условии отсутствия ответа на основной и дополнительный вопросы.

Критерии оценки (курсовая работа)

В ходе практических занятий студенты представляют общий замысел, структуру, отдельные элементы курсовой работы. Курсовая работа должна быть представлена в распечатанном варианте и на эл. носителе (диске).

За месяц до защиты должно быть представлено 60 % курсовой работы, а также полный список изученной литературы.

Курсовая работа должна быть сдана за неделю до дня защиты в электронной и письменной форме. Защита проходит в виде доклада (9-10 мин.) и его последующего обсуждения в группе.

Курсовая работа защищается студентом на последнем занятии. Объем работы 30 п.стр. (через 1 инт., 14 кг, 31 строки на стр.)

Оценивается качество подготовки курсовой работы, владение материалом, выступление и ответы на вопросы аудитории в ходе защиты курсовой работы. Требования к курсовой работе по данному курсу соответствуют Положению о курсовой работе.

Оценка «отлично» ставится, если все три составляющие соответствуют требованиям.

Оценка «хорошо» ставится, если студент в целом справился с обозначенными требованиями, но допустил незначительные погрешности.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент продемонстрировал слабое понимание темы и низкий уровень подготовки курсовой работы.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент не справился с освоением материала курса, предложил некачественный текст курсовой работы, не смог справиться с процедурой защиты курсовой работы.

Предполагаемая продолжительность проведения защиты курсовой работы составляет 20 (двадцать минут) на одного студента.

Список основной литературы

1. Кузнецов П.А. Политическая реклама : теория и практика. М. : ЮНИТИ, 2010. 127 с.

2. Лиллекер Д. Д. Политическая коммуникация: ключевые концепты. Харьков : Гуманитарный центр, 2010. 297 с.

3. Семенова М. А. Избирательные стратегии парламентских партий современной России (теоретические основы). М., 2012.

4. Чумиков А. Н., Бочаров М.Н. Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов. М., 2012.

5. Шарков Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации. М. : Дашков, 2012. 591 с.

6. Шестопал Е. Б. Политическая психология. М. : Аспект Пресс, 2010. 415 с.

Список дополнительной литературы

1. Аронсон Э., Пратканинс Э. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.

2. Ашин Г.К. Понеделков А.В., Игнатов В.Г., Старостин А.М. Основы политической элитологии: Учебное пособие. М.: ПРИОР, 1999. 304 с.

3. Гончаров В.Э. Современное политическое консультирование. СПб., 2006.

4. Государственная политика и управление. Учебник в 2 ч./Под ред. Л.В. Сморгунова. М.: РОССПЭН, 2007.

5. Грачева А.Ю. Политический менеджмент постсоветской России. М.: МГУ, 2003.

6. Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг. Искусство побеждать на выборах. М., 2001.

7. Имидж государства/региона в современном информационном пространстве. СПб, 2010.

8. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. М., 1994.

9. Ковлер А. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М., 1995.

10. Лебедева Т.Ю. Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура. - М.: МГУ, 1999.

11. Лисовский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии: история, теория, практика. М., 2000.

12. Матвейчев О. Уши машут ослом. Сумма политтехнологий. М.: Эксмо, 2008.

13. Мельник Г.С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996.

14. Моррис Д. Игры политиков. М.: АСТ, 2004.

15. Наполитан Дж. Электоральная игра. М.: 2002.

16. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение: Открытые спирали молчания. М., 1996.

17. Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике. М., 1995.

18. Ольшанский Д.В., Пеньков В.Ф. Политический консалтинг. СПб.: Питер, 2005. 447 с.

19. Почепцов Г.Г. Имидж: от фараона до президента. Киев, 1997.

20. Почепцов Г.Г. Имидж и выборы. Киев, 1997.

21. Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: Релф-бук, Киев, Ваклер, 2000. 573 с.

22. Почепцов Г.Г. Как становятся президентами. Избирательные технологии XX века. Киев, 1999.

23. Пушкарева Г.В. Политический менеджмент. Учебное пособие. М.:Дело, 2002. 399 с.

24. Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. М.: Вагриус, 1999.

25. Ситников А.П., Огарь И.В., Бахвалова Н.С. Политический консалтинг. М. : ГУ ВШЭ, 2004. 622с.

26. Справочник по политическому консультированию. М. : ИМИДЖ-Контакт: ИНФРА-М, 2002.

27. Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. М.: Алгоритм, 2000.

28. Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. М., 1997.

29. Шарков Ф.И. Политический консалтинг. М.: Дашков и К, 2007.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация