- ЗАПИСЬ НА СПЕЦДИСИПЛИНЫ 2017
- Бакалавриат. Журналистика. Очная форма обучения
- Бакалавриат. Международная журналистика. Очная форма обучения
- Бакалавриат. Журналистика. Очно-заочная форма обучения
- Бакалавриат. Реклама и СО. Очная форма обучения
- Бакалавриат. Реклама и СО. Очно-заочная форма обучения
- Магистратура. Журналистика
- Магистратура. Реклама и связи с общественностью
- Master Program Global Communication and International Journalism
- Аспирантура. Журналистика
- Аспирантура. Реклама и связи с общественностью
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!
Преподаватель: Филатова Ольга Георгиевна, кандидат философских наук, доцент
Кафедра связей с общественностью в политике и государственном управлении
В последние годы отмечается устойчивый тренд на формирование отдельной суботрасли PR — Government Relations. В наборе эффективных методик GR особе место занимают непосредственное взаимодействие с представителями власти и участие в обсуждении органами государственной власти интересующих бизнес вопросов. Сюда относятся методики реализации программ корпоративной социальной ответственности, политический фандрайзинг и спонсорские программы, участие в экспертных советах и подобные мероприятия. GR-cпециалисты, как правило, в совершенстве владеют коммуникативными инструментами и искусством влияния, умело вписывая проблемы своего бизнеса в повестку дня властных структур. Новые возможности для GR-коммуникаций и в зарубежной и российской практике связаны с инновационными технологиями взаимодействия с властью в современных условиях развития интернета и мобильных коммуникаций.
Government Relations определяется как многоаспектная (прежде всего — коммуникативная) деятельность негосударственных структур, направленная на осуществление взаимодействия с органами государственной власти.
Следует разграничивать понятие «GR» и близкое по смыслу и содержанию понятие «лоббизм». Под Government Relations понимаются отношения социальных субъектов с органами государственной власти, а под лоббизмом — решения тех или иных вопросов в интересах заинтересованных групп в государственных органах власти на основе знания процедур принятия решений последними. Специалисты в области Government Relations представляются создателями моста между властью и бизнесом, которым могут воспользоваться лоббисты для решения своих вопросов с властью. Лоббисты владеют теорией принятия решений в различных властных структурах и знают конкретные процедуры принятия решений на том или ином уровне государственной власти. GR-деятельность предполагает, прежде всего, умение выстраивать доверительные отношения с властью с помощью коммуникативных технологий. Таким образом, лоббизм и GR, будучи смежными понятиями, не являются тождественными. Последовательное выстраивание эффективной GR-коммуникации с органами государственной власти отличается от кулуарного лоббизма в первую очередь своей открытостью.
GR и лоббизм – явления, хотя и находящиеся в правовом поле, но практически всегда пограничные, балансирующие между открытостью и закрытостью, интересами частными и общественными. И пока еще не во всех странах стали прозрачным и полностью понятным видом профессиональной деятельности. Тем не менее, востребованность GR-специалистов и лоббистов как в бизнес-структурах, так и в сфере некоммерческих организаций растет. В США и Европейском Союзе накоплен в целом значительный опыт взаимодействия бизнеса, гражданского общества и власти, довольно давно сложились кодексы профессиональной этики. Поэтому GR и лоббизм несомненны интересны для изучения в рамках спецкурса для будущих магистров в области связей с органами государственной власти.
Авторские публикации по теме спецкурса
1. GR и лоббизм: теория и технологии. Учебник. Под ред. В.А. Ачкасовой, И.Е. Минтусова, О.Г. Филатовой. М.: Юрайт, 2015. 315 с.
2. GR: теория и практика : учебник / под ред. И.Е. Минтусова, О.Г. Филатовой. – СПб.: Изд-во С.Петерб.ун-та, 2013.
3. Технологии и модели GR в Беларуси и России: сравнительный анализ. Коллективная монография. Под ред. В.В. Грибанова, И.В. Сидорской, Л.Г. Титаренко. Минск: БГУ, 2015. 140 c.
4. Минтусов И.Е., Филатова О.Г. Этика GR-коммуникаций в общеевропейской и российской практике: сравнительный анализ // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 9. 2015 № 4.
5. Филатова О.Г., Чугунов А.Ю. Электронное взаимодействие между обществом и властью: формирование концепции и практика реализации в России // Управленческое консультирование. 2013. 2013. №8 (56). С. 57-68.
6. Филатова О.Г. GR в Интернете: взаимодействие органов власти, населения и бизнеса в пространстве Веб 2.0. // Научные труды Северо-Западного института РАНХ и ГС. СПб.: Изд-во СЗИ РАНХ и ГС, Т. 3.Вып.1(5) 2012. с. 417-425.
7. Филатова О.Г. Взаимодействие представителей органов исполнительной власти с общественностью в современной интернет-среде: региональный аспект // PR в изменяющемся мире: региональный аспект. Сборник статей. Вып 9. / Под ред. М.В. Гундарина, А. Г. Сидоровой, Ю. В. Явинской. - Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2012. С. 72-82.
8. Филатова О.Г. Краудсорсинговые проекты: эффективное взаимодействие власти и населения «открытого государства» // Актуальные проблемы связей с общественностью в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Сборник научных статей / под. ред. С.Ю. Чимарова, Г.С. Мельник, Т.Г. Рябовой; Сев.-Зап. ин-т упр. – СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2012. С.206-214.
9. Минтусов И.Е., Филатова О.Г. Концепции корпоративной социальной ответственности и корпоративного гражданства в политической перспективе: российский аспект // Корпоративная социальная ответственность: экономические модели - мораль - успех - устойчивое развитие» /под ред. А.Крылова. Берлин: Вест-Ост Институт, 2013. С. 324-327.
10. Быков И. А., Дорский А. Ю., Филатова О.Г. Government Relations Санкт-Петербурге: первые итоги исследования // ПОЛИТЭКС. 2014. Т. 9. N 3. C.252-262 .
План лекционных занятий
Занятие 1. CR и лоббизм: основные концепции и подходы. Смежные понятия.
Занятие 2. Объекты лоббистской и GR-деятельности. Типология GR и лоббизма
Занятие 3. Законодательное регулирование лоббистской деятельности. Национальная и региональная специфика.
Занятие 4. Основные технологии GR. Реализация программ корпоративной социальной ответственности, политический фандрайзинг и спонсорские программы, участие в экспертных советах и т.д.
Занятие 5.Основные технологии лоббизма. Технологии гражданского лоббизма.
Занятие 6. Общественные организации как инструмент донесения позиции бизнеса до политических стейкхолдеров. РСПП, «Деловая Россия», «Опора России» и др.
Занятие 7. Представители власти как непосредственные участники GR-процесса. Психологи чиновников, искусство влияния.
Занятие 8. GR как профессиональная деятельность. Профессиограмма GR-cпециалиста, знания и навыки.
Занятие 9. GR в условиях развития социальных сетей. Новые возможности влияния в условиях развития интернета и мобильных коммуникаций. Электронное взаимодействие и участие.
Занятие 10. Организационные основы GR-деятельности. Структура GR-служб. Оценка эффективности, основные методики.
Занятие 11. Информационно-аналитическая деятельность в GR. Способы и методы исследований в процессе осуществления профессиональной деятельности.
Занятие 12. Стратегии и модели использования СМИ в GR. Медиарилейшнз как технология влияния на представителей власти.
Занятие 13. Особенности отраслевого лоббизма. Лоббисткие кампания в различных отраслях бизнеса.
Занятие 14. Использование технологий grassroots: возможности и ограничения. Зарубежный и российский опыт использования grassroots.
Занятие 15. Этические перспективы GR и лоббизма. Этические нормы и противоречия в GR- и лоббизме.
Вопросы к зачету
1. Понятия «Government Relation» и «лоббизм»: общее и особенное.
2. GR и PR: соотношение понятий.
3. Лоббизм и advocacy: соотношение понятий.
4. Основные технологии GR-деятельности.
5. Основные технологии лоббистской деятельности.
6. Субъекты GR- и лоббистской деятельности.
7. Объекты GR- и лоббистской деятельности.
9. Компетентностные требования к профессиональной подготовке специалистов по связям с органами государственной власти.
10. Правовое регулирование GR- и лоббистской деятельности.
11. Этическое регулирование GR- и лоббистской деятельности.
12. Проблема эффективности лоббистской и GR-деятельности.
13. Методология и параметры оценки лоббистской и GR-деятельности.
14. Системный подход к GR-деятельности.
15. Проблема коррупции в контексте взаимодействия бизнеса и государства.
16. Антикоррупционная политика в преобразовании отношений между государством и бизнесом в современной России.
17. Позиции по отношению к лоббистскому регулированию в регулируемых и нерегулируемых правовых пространствах.
18. Природа лоббистской деятельности в США, Канаде, ЕС, Германии
Внутрисеместровый контроль
Студент должен посетить не менее 85 % лекций или сдать коллоквиум по литературе.
Студент также должен в течение семестра самостоятельно изучить тексты, касающиеся законодательного регулирования лоббизма в разных странах и на зачете ответить на соответствующий дополнительный вопрос по одной из стран. Методические материалы, касающиеся законодательного регулирования в каждой из стран (ссылки) размещены на сайте – www.regulatelobbying.com
Критерии оценки (зачет)
Форма проведения зачета - устная.
На подготовку ответа студенту дается 10 минут.
Оценка «Зачтено» ставится, если студент ответил на два предложенных вопроса, выполнил предложенное задание, а также посетил не менее 85% лекций. Оценка «Не зачтено» ставится, если студент не смог ответить на предложенные вопросы и/или посетил менее 85% лекций.
Список основной литературы
1. GR и лоббизм: теория и технологии. Учебник. Под ред. В.А. Ачкасовой, И.Е. Минтусова, О.Г. Филатовой. М.: Юрайт, 2015. 315 с.
2. GR: теория и практика : учебник / под ред. И.Е. Минтусова, О.Г. Филатовой. СПб.: Изд-во С.Петерб.ун-та, 2013. 180 с.
3. Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью. СПб.: Питер, 2011. 384 с
4. Новые идеи в теории и практике коммуникации: : сборник / Санкт-Петербургский государственный университет (СПб.), Факультет журналистики: Кафедра теории коммуникации ; ред. С. Н. Большаков. СПб. : СПбГУ, 2011. 175 с.
5. Экономическая политология: отношения бизнеса с государством и обществом : учебное пособие / отв. ред. А. Д. Богатуров. М. : Аспект Пресс, 2012. 240 с.
Список дополнительной литературы
1. Автономов А.С. Азбука лоббирования. М.: ИРИС, 2004.112 с.
2. Бизнес и власть в России: теория и практика взаимодействия / науч. ред. и рук. авт. колл. А. Н. Шохин. М.: НИУ ВШЭ, 2011. 352 с.
3. Бинецкий А.Э. Лоббизм в современном мире. М.: ТЕИС, 2004. 247 с.
4. Брыкин А.В. Взаимодействие с органами государственной власти или Government Relations в России. М.: Ид «Наука», 2013
5. Валитов Ш.М., Малыгин В.А. Взаимодействие власти и бизнеса. Сущность, новые формы и тенденции, социальная ответственность. М.: Экономика, 2009. 208 с.
6. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. М.: Изд-во Юрайт, 2012. 431 с.
7. Государственная политика и управление. Учебник в 2 ч./ Под ред. Л.В. Сморгунова. М., 2007.
8. Зяблюк Н. Г. Лоббизм и судебная система США. М.: ИСКРАН, 2002.
9. Зяблюк Н. Г. Общественные интересы в политическом процессе США. М.: ИСКРАН, 2004.
10. Зяблюк Н.Г. Практика лоббистской деятельности в США. М.: ИСКРАН, 1994.
11. Ильичева Л. Е. Лоббизм и корпоративизм. М.: «Экономика». 2002.
12. Лепехин В. А. Лоббизм. М.: Фонд «IQ». 1995.
13. Любимов А.П. История лоббизма в России. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005. 208 с.
14. Максимов Д.А., Толпегин П.В. Проблемы взаимодействия власти и бизнеса в современной России. М.: ЛЕНАНД, 2009. 144 с.
15. Павроз А. В. Группы интересов и лоббизм в политике: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 186 с.
16. Павроз А. В. Группы интересов и трансформация политического режима в России. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.
17. Павроз А. В. Законодательное утверждение лоббизма в России в контексте глобальной конкуренции юрисдикций // Государственная служба. 2011. № 3 (71). С. 15–17. downloads.pavroz.ru/files/pavrozaktualiobbizm.pdf
18. Павроз А. В. Теория политического плюрализма: сущность, противоречия, альтернативы. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009
19. Павроз А.В. Government Relations как институт социально-политического взаимодействия // ПОЛИТЭКС: Политическая экспертиза: Альманах. Вып. 2. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 238–252. www.politex.info
20. Перегудов С.П. Крупная корпорация как субъект публичной политики. М.: НИУ ВШЭ, 2011. 168 с.
21. Соловьев А.И. Принятие государственных решений: учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2009.
22. Толмачева И. Лоббизм по-русски. Между бизнесом и властью. М.: Эксмо, 2011. 320с.
23. Толстых П.А. Практика лоббизма в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. М.: Изд-ва: Канон+ / Реабилитация, 2006. 280 с.
24. Толстых П.А. CR. Практикум по лоббизму в России. М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. 379 с.
25. Уколов В. Ф. Взаимодействие власти, бизнеса и общества : Учебник. М. : Экономика, 2009. 621 с.
26. Фельдман П.Я. Лоббизм: теория и практика. М.: Горячая линия – Телеком, 2015. 120 с.
27. Чари Р., Хоген Дж., Мерфи Г. Мировая компаративистика регулирования лоббистской деятельности. М., 2011.
28. GR-связи с государством. Теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством / Под ред. Л. Сморгунова и Л.Тимофеевой. М.:Российская политическая энциклопедия, 2012. 408 с.
Перечень иных информационных источников
1. www.kremlin.ru официальный сайт Президента Российской Федерации
2. www.gov.ru - сервер органов государственной власти РФ
3. www.government.ru - сайт Правительства РФ
4. www.duma.gov.ru - сайт Государственной Думы РФ
5. www.4dk-consultant.ru - справочно-правовая систем «Консультант-плюс»
6. www.regulatelobbying.com – мировая компаративистика лоббистской деятельности (полные тексты законодательного регулирования в каждой из стран)
7. www.senate.gov/pagelayout/legislative/d_three_sections_with_teasers/process.htm - U.S. Senate, правила законодательного процесса в Сенате США
8. www.rules.house.gov/CRS_Rpt/index.html - Committee on Rules, U.S. House of Representatives
9. pavroz.ru/dov/all.pdf - Code of Ethics of American League of Lobbyists
10. www.pdc.wa.gov - сайт Комиссии публичного обнародования штата Вашингтон
11. ocl-cal.gc.ca - сайт офиса специального уполномоченного по лоббистской деятельности Канады
12. laws.justice.gc.ca - закон о лоббистской деятельности Канады
13. www.assemblee-nationale.fr/representants-interets/liste.asp - список зарегистрированных лоббистов Франции
14. www.europarl.europa.eu/aboutparliament/en/0073710a27/Overview.html - правила регистрации в Европейском парламенте
15. lobbying.ru - российский профессиональный портал о лоббизме и GR