Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Техника презентации
January 23, 2017, 3:08 pm

Преподаватель: Скрипюк Игорь Ильич, кандидат психологических наук, доцент

Кафедра рекламы

Актуальность темы проблемы обусловлена спецификой деятельности специалиста в сфере рекламы и связей с общественностью. Публичное представление рекламных и PR-проектов заказчику, демонстрация результатов работы коммуникационного агентства, рекламного и PR-продукта, использование современных коммуникационных технологий в переговорном процессе, проведение эффективных совещаний – все это и многое другое в деятельности коммуникационных агентств требует знаний, умений и навыков публичного выступления и презентации как одной из его разновидностей. Мастерство публичного выступления является предметом изучения на протяжении многих лет, но презентация, как его частная форма изучена значительно хуже, особенно в связи с появлением новых коммуникационных задач и технических средств их разрешения. Кажущаяся простота использования новых коммуникационных инструментов, в частности слайд-презентаций, привела к тому, что имеет место их профанация. То, что подается как слайд-презентация, по сути является лишь электронным суфлером, проецирующим текстовые массивы на экран. И, если ранее выступающий читал текст по бумажке, то теперь он с тем же успехом читает его с экрана.

Цель спецкурса - обеспечить приобретение студентами практических навыков эффективной подготовки и проведения презентаций как формы устного публичного выступления. В рамках спецкурса студенты должны получить представление о структуре, содержании презентации и способах (средствах) подачи материала, выработать навыки и умения публичного выступления и ответов на вопросы аудитории. Особое внимание будет уделено психотехникам взаимодействия со сложными аудиториями, способам привлечения, концентрации и удержания внимания.

Предлагаемый спецкурс позволит студентам узнать способы преодоления коммуникативных барьеров, методологию и технологию подготовки презентационных материалов, подготовки и проведения презентации, особенности работы с различными аудиториями, приобрести умения быстро и эффективно готовиться к презентации, проводить презентации в ясной и понятной для слушателей манере, выступать убедительно и эмоционально.

Автор спецкурса имеет многолетний опыт проведения подобных занятий для самого широкого круга обучаемых.

Завершается спецкурс публичным выступлением студента (с использованием слайд-презентации), которое должно продемонстрировать усвоенные им знания, умения и навыки.

Авторские публикации по теме спецкурса

1. Скрипюк И.И. Подготовка и проведение диспутов и дискуссий. Л., 1987.

2. Скрипюк И.И. Активные формы работы с молодежной аудиторией: теория и практика. Л., 1989.

3. Скрипюк И.И. Инновационные технологии в преподавании психологических дисциплин. //Материалы I городской конференции «Инновационные образовательные технологии» (СПбГУКиТ, 19-20 марта 2009 г.). СПб., 2010. С. 135-143.

План лекционных занятий

Тема 1. Коммуникация, общение, презентация. Общение: стороны и функции. Способы коммуникационного воздействия. Модель коммуникативного процесса по Лассуэллу. Презентация как вид коммуникаций. Факторы, влияющие на эффективность коммуникаций. Ораторский страх. Система Станиславского и система Брехта в создании образа. (4 часа)

Тема 2. Презентация как форма публичного выступления. Особенности публичных выступлений. Отличие презентации (устной речи) от документа (письменной речи) и электронного суфлера. Типы, виды, стили публичных выступлений. Этапы публичного выступления. Специфика бизнес-презентации. Презентация как форма публичного выступления в деятельности специалистов по рекламе и СО. (4 часа).

Тема 3. Подготовка презентации: основные факторы. Анализ (оценка) ситуационных факторов Правила подготовки презентации: сфокусированность, структурированность и визуализация. Выбор темы презентации. Определение целей, задач и предмета презентации. Мотив презентации (презентатора). Целевая группа (лица принимающие решения, уровень компетенции, вознаграждение). Личностные особенности автора (презентатора). (2 часа).

Тема 4. Подготовка презентации: сообщение. Факты и анализ – основа сообщения. Уровни сообщения: утверждение, мнение, рекомендация. Ключевое сообщение. Работа над фактами и теоретическим материалом. Редактирование текста. Логика, композиционное единство речи, ее целостность, обозримость, гармоничность. Стилистические особенности текстов, размещаемых на слайдах. Способы избавления от лишнего текста. Этапы подготовки сообщения. (2 часа).

Тема 5. Подготовка презентации: структура, аргументация, “монтажная доска”. Прямой и косвенный подход. Параллельная и последовательная структура презентации. Линейные аргументы. Модели линейной структуры аргументации. Дедуктивные аргументы. Суть «монтажной доски». Фазы применения «монтажной доски»: формулирование гипотез содержания, проведение оценки формы, завершение анализа). Маршрутная карта. Практические приемы убеждения. (2 часа).

Тема 6. Подготовка презентации: технические аспекты. Простейшие инструментальные средства создания презентаций (PowerPoint, Prezi). Базовые навыки: создание образца слайдов, использование макетов, стилей и переходов, настройка простейшей анимации. Минимизация рисков, связанных с использованием мультимедийной презентации. Особенности применения беспроводной мыши и кликера. Распространённые ошибки при подготовке слайдов и во время выступления. Стереотипы, связанные с использованием презентации. (2 часа).

Тема 7. Подготовка презентации: визуальный компонент. Психологические особенности визуального восприятия информации. Техника работы с визуальными средствами. Значение наглядности в презентации. Требования к формулированию идей. Графики. Подготовка иллюстраций. Электронные презентации. Формат слайда.

Организация внутреннего пространства слайдов. Изображение и Текст. Колонтитулы, заголовки, подписи к иллюстрациям, списки, таблицы. Выбор вида визуального представления информации. Применение изображений, таблиц, инфографики. Шрифт: гигиеничность и удобочитаемость. Различие между гарнитурами. Основной текстовый шрифт. Выбор оптимального кегля, создание и закрепление основных стилей. Функции фото в презентациях. Оптимизация формата фотографии. Сжатие и настройка вставленных изображений. Выбор типа инфографики в зависимости от данных. Диаграммы: создание и настройка. ClipArt, SmartArt и вставка фигур. (4 часа).

Тема 8. Выступление с презентацией: основные компоненты. Блоки информации, передаваемые с помощью слайдов (мультимедийно) и без них (вербально, невербально, паравербально). Наглядность, мнемонический эффект, управление вниманием аудитории и другие функции, которые мультимедийная презентация способна выполнять. Выбор места проведения презентации. Пространственные характеристики места проведения презентации. Технические средства проведения презентации. Планирование времени презентации. Имидж презентатора. Режим работы. Факторы эффективной презентации. (2 часа).

Тема 9. Выступление с презентацией: работа с аудиторией. Привлечение внимания слушателей. Контакт с аудиторией. Приемы управления аудиторией. Формирование и поддержание интереса слушателей (использование голоса, использование пауз, использование времени). Приемы невербальной коммуникации (жесты, позы, мимика, пантомимика) как инструмент повышения убедительности выступления. (2 часа).

Тема 10. Выступление с презентацией: специфические особенности работы с аудиторией. Особенности выступления в больших и малых аудиториях. Ответы на вопросы слушателей: место, время и способ. Выступление перед враждебно настроенной аудиторией. Негативная реакция аудитории: причины появления, способы устранения. (2 часа).

Тема 11. Риторика, ее законы и понятия. Понятие риторики. Закон гармонизирующего диалога. Закон продвижения и ориентации адресата. Закон эмоциональности. Закон удовольствия. Речевые характеристики выступления: темп, громкость, слышимость, высота, тембр, тон, экспрессия, резонанс, интонация, ударение. Коммуникативная точность речи. Техника речи: фонационное дыхание, голос, дикция, интонация. Фонетическая культура. (2 часа).

Тема 12. Практическое рекомендации по проведению презентации. Основные критические точки в проведении презентаций. Параметры оценки презентации как публичного выступления. (2 часа).

Критерии оценки (зачет)

Зачет проводится в виде публичного выступления студентов со слайд- презентацией, подготовленной заранее. На подготовку презентации и выступления дается 2 недели. Длительность выступления 10-15 минут. Оценивается качество подготовки слайд-презентации, выступление и ответы на вопросы аудитории.

«Зачтено» ставится, если выступление соответствует требованиям к публичным выступлениям (включая ответы на вопросы), а слайд-презентация выполнена в соответствии со стандартами ее подготовки и оформления.

«Не зачтено» ставится, если хотя бы одна из трех составляющих не соответствует требованиям.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета, включая время на выступление, его анализ, разбор и оценку презентации составляет 6 (шесть) часов на группу.

Список основной литературы

1. Асмолова М. Л. Искусство презентаций и ведения переговоров: учебное пособие / Акад. народного хозяйства при Правительстве РФ, Факультет инновац.-технол. бизнеса. - 2-е изд. М., 2012.

2. Василенко С. В. Эффектная и эффективная презентация. Практическое пособие. М., 2010.

3. Желязны Джин. Бизнес-презентация: руководство по подготовке и проведению: пер. с англ. - 7-е изд. М., 2012.

4. Лазарев Д. Корпоративная презентация. Как продать идею за 10 слайдов. М., 2012.

5. Ребрик С. Бизнес-презентация и переговоры. Подготовка и проведение. 200 рекомендаций (+ CD) Иллюстратор: О. Воронцов. М., 2010.

6. Рейнольдс Гарр. Обнаженный оратор: дао презентации / пер. с англ. М., 2012. 7. Свиридова М. Создание презентации в PowerPoint. М., 2013.

8. Холл Р. Великолепная презентация. Великолепный маркетинг (комплект из 2 книг). М., 2013.

Список дополнительной литературы

1. Адамчик М. В. Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве и фотографии. Минск, 2010.

2. Аникина Н. В. Создание презентаций в программе Microsoft PowerPoint: учеб пособие для студентов экон. специальностей / Н. В. Аникина, М. Ю. Соколова, Е. С.Петрова. Саранск, 2006.

3. Браун Л. Имидж – путь к успеху. СПб., 1996.

4. Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов – путь к успеху. СПб., 2000.

5. Гандапас Р. И. К выступлению готов! Презентационный конструктор. М., 2009.

6. Иссерс О. С. Речевое воздействие: учеб. пособие. М., 2009.

7. Каптерев А. Мастерство презентации. Как создавать презентации, которые могут изменить мир. Presentation Secrets: Do What You Never Thought Possible with Your Presentations. Переводчик: С. Кирова. М., 2012.

8. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. М., 2003.

9. Лазарев Д. Р. Презентация: лучше один раз увидеть! М., 2009.

10. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 2002.

11. Маргулис Дэн. Photoshop для профессионалов: классическое руководство по цветокоррекции. Пятое издание. М., 2007.

12. Нёльке К. Проведение презентаций. Переводчик: Д. Ковалева. М., 2007.

13. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. 2-е изд. М., 2005.

14. Пиз А. Язык телодвижений (как читать мысли окружающих по их жестам). М., 2003.

15. Седдон Т. Сетки. Креативные решения для графических дизайнеров. М., 2009.

16. Стернин И. А. Практическая риторика: Учебное пособие. М.: Академия, 2007.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация