Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Аналитическая телерадиожурналистика России в эпоху информационных войн
January 19, 2017, 12:17 pm

Преподаватель Ковтун Валентин Гурьевич, к.ист.н, доцент.

Кафедра телерадиожурналистики

Опыт аналитических программ на отечественном телевидении и радио огромен. И в советское время, и в новой России этот сектор вещания призван пристрастно анализировать актуальные общественные явления, события, процессы и связанные с ними проблемы экономического, культурного, социального развития общества. Конечной целью таких программ было (и остается сейчас) оказание серьезного воздействия на отношение общества к поднимаемым проблемам. В последние годы, когда появилась так называемая фэйковая журналистика, когда развернулись полномасштабные информационные войны в телевизионном и радиоэфире, когда извращаются исторические события и отдельные факты, роль отечественной аналитической журналистики многократно возросла. В специальном семинаре пристрастно исследуются история и современная практика аналитического телевидения и радиовещания (государственного и негосударственного) в стране и Санкт-Петербурге, критически осмысливаются творческие и организационные процессы, происходящие на отечественных студиях и каналах радио и телевидения (РТВ).Сегмент аналитического вещания современной России очень подвижен. Только за последние годы в эфире радио и телевидения появились десятки новых аналитических программ. Многие ведущие таких программ стали заметными, авторитетными личностями на общественном небосклоне страны. В курсовых работах студентов анализируются аналитические программы федеральных и региональных каналов телевидении и радио, формы и жанры аналитического РТВ, творческие лаборатории наиболее популярных авторов и ведущих аналитического РТВ. Безусловно, пристрастное изучение и критическое осмысление студентами творческого опыта своих старших коллег, работающих или работавших в отечественной электронной журналистике, освоение и осмысление научной литературы, посвященной электронной аналитической журналистике поможет им успешно овладеть нелегким ремеслом журналиста-аналитика.

Автор специального семинара имеет опыт практической работы на Ленинградском радио и многочисленные публикации по этой теме в научных сборниках, профессиональных изданиях «Журналист» и «Телевидение. Радиовещание», посвященные таким аспектам, как история Ленинградского радио, жанровые формы современного радио- и телевещания, особенности публицистики на радио и телевидении.

Авторские публикации по теме

1. Ковтун В. Г. Телевизионная и радиопублицистика. СПб.,2001.

2. Ковтун В. Г. Радиостанции Санкт – Петербурга. СПб., 2006 (в соавторстве с Т. В. Васильевой).

3. Ковтун В. Г. Проблемный репортаж на отечественном телевидении // Журналистика в 2005 году. М., 2006. С. 365- 367.

4. Ковтун В. Г. Ленинградское радио в годы Великой Отечественной войны. Л., 1985.

5. Ковтун В. Г. Ленинград. Радио. Блокада (автор и редактор, в соавторстве с Т. В. Васильевой и В. Г. Осинским). СПб., 2005.

6. Ковтун В. Г. Позывные мужества. Опыт Ленинградского блокадного радио. СПб., 2009.

7. Ковтун В. Г.. Ленинградское радио в годы блокады. Раздел учебного пособия кафедры телерадиожурналистики «Очерки истории Ленинградского (Петербургского) радио и телевидения. СПб.,2013.

8. Ковтун В. Г. Комментарий на отечественном телевидении. Тезисы доклада на панельной дискуссии «Смыслы и образы современной теледокументалистики» (интернет- издание).// Международная научно-практическая конференция « Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. СПб.,2013.

9. Ковтун В. Г. Из опыта создания радио- и телевизионных программ об отечественной истории. Материалы 55-го международного форума Медиа в современном мире. Век информации №2 2016. СПб.,2016. С. 254-257.

10.Образ блокады на государственных телеканалах (январь 2014).// Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. СПб.,2014. С.127-130.

11. Эволюция действенности отечественной теле- и радиопублицистики. // Средства массовой информации в современном мире. СПб., 2005. С.287- 289.

12. Комментарий и комментаторы на отечественном телевидении. // Средства массовой информации в современном мире. СПб., 2004.

План лекционных занятий

Лекция 1. Предмет, функции аналитической журналистики. Характеристика авторских аналитических программ и материалов на отечественном РТВ.

Лекция 2. Жанровая структура авторских аналитических программ на современном отечественном телевидении и радио. Проблематика отечественных аналитических программ в эпоху информационных войн.

План семинаров

Тема 1. Теоретики и практики о современной аналитической отечественной РТВ- журналистике. Литература вопроса

Тема 2. Этические и нравственные проблемы при создании материалов аналитической РТВ – журналистики

Тема 3.Журналист, ведущий аналитических РТВ программ. Творческие приемы.

Тема 4. Выразительные средства аналитической РТВ- журналистики.

Тема 5..Творческая встреча с журналистом- аналитиком автором программы «Пульс города» (Телеканал «Санкт – Петербург») Ю. Зинчуком

Тема 6. Журналистские расследования на отечественном РТВ. Специфика работы и творческие приемы отечественных авторов - расследователей.

Тема 7. Творческая встреча с автором и ведущим программ «С красной строки» и «Реакция» В.Татаровым.

Промежуточная аттестация (зачет) - 5 часов

Самостоятельна работа в присутствии преподавателя- 14 часов

Индивидуальное консультирование студентов по работе над курсовой работой.

Самостоятельная работа с методическими материалами

преподавателя – 5 часов

Самостоятельная работа – промежуточная аттестация – 5 часов

Текущий контроль (зачет)

Преподаватель ведет строгий учет посещаемости семинарских и индивидуальных занятий. Студенты обязательно должны освоить всю рекомендуемую по теме семинару литературу, а также просмотреть все новые аналитические программы федеральных каналов и составить по ним конспекты. При пропуске двух и более занятий, даже по уважительной причине, студент обязан написать реферат (8-10) страниц по теме семинара, предложенной преподавателем. Срок написания реферата определяется преподавателем индивидуально. Зачет проводится в устной форме в присутствии слушателей семинара. Студент отвечает на вопрос, поставленный преподавателем, в режиме on-line. Оценка «зачет» ставится, если студент дает полный развернутый ответ на поставленный вопрос, при этом демонстрирует знание литературы по теме, профессионально оценивает современную РТВ - практику по рассматриваемой проблеме. Оценка «незачет» ставится , если студент не знает, хотя бы один из указанных выше компонентов вопроса. К зачету не допускается студент, пропустивший 2 и более занятий и не представивший реферат по предложенной преподавателем теме.

Вопросы к зачету:

1. Теле – и радиовещание в социокультурном развитии общества.

2. Аналитическая публицистика на радио и ТВ. Литература вопроса.

3. Проблематика авторских аналитических программ.

4. Жанровая палитра авторских аналитических программ на отечественном РТВ.

5. Выразительные средства в аналитической и художественно- документальной публицистике.

6. Действенность отечественной аналитической РТВ публицистики.

7. Творческий портрет журналиста - аналитика на отечественном РТВ.

8. Мастерство диалога в аналитических программах.

9. Авторские публицистические программы на отечественном РТВ. Их типы и ведущие.

10. Нравственные принципы электронной журналистики.

Текущий контроль (курсовая работа)

Слушатели семинара индивидуально предоставляют преподавателю фрагменты (части) будущей курсовой работы в оговоренные сроки на кафедру. Студенты не представившие требуемые части курсовых работ в оговоренные сроки, вызываются преподавателем на кафедру для выяснения причин и консультаций по теме курсовой.

Критерии оценки (курсовая работа )

Курсовая работа по данной дисциплине может быть представлена в двух формах: 1 – 1- исследовательская работа, 2 - творческий проект.

1. Курсовая работа раскрывает одну из предложенных (или сформулированных в ходе работы семинара) тем в рамках самостоятельного исследования. Оценка «отлично» ставится в случае высокого качества проведенного исследования: убедительной теоретической базы, доказательного анализа материалов, правильного оформления научного текста. Объем – 40 тыс. знаков основного текста. Оценка «хорошо» ставится, если в работе есть отдельные недочеты в оформлении, использовании источников и анализе эмпирического материала.

2. Оценка «удовлетворительно» ставится, если в работе есть серьезные недоработки – недостаточна доказательная база исследования, небрежное оформление. Оценка «неудовлетворительно» ставится, если работа не представлена, если работа выполнена на низком исследовательском уровне, если в работе присутствует плагиат.

Курсовая работа опирается на творческую работу автора, как уже вышедшую в эфир, так и создаваемую в ходе работы в спецсеминаре. Включает в себя обоснование творческого проекта, описание процесса создания и творческие материалы, которые служат иллюстрацией к изложенным теоретическим положениям или являются результатом практической реализации этих положений.

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ

3. Аналитические программы Ленинградского-Петербургского радио (опыт, новации).

4. Авторские программы «Радио России»:, “Прямой эфир»,«Настоящее время», «От первого лица», «Давайте разберемся», «Откровенно говоря».

5. Аналитические программы 5 канала телевидения: «Момент истины» с Андреем Карауловым, «Открытая студия» с Никой Стрижак, «Главное» с Никой Стрижак (по выбору студента).

6. Политический круглый стол Петербургского радио «На перекрестке мнений».

7. Аналитические программы канала «Культура»: «Что делать?», «Отечество и судьбы", «Чем живет Россия», «Тем временем» с А. Архангельским, «Культурная революция» с Михаилом Швыдким..

8. Аналитические программы 1 канала: «Познер», «Человек и закон» с А. Пимановым, «Время покажет»

9. Авторские аналитические программы телеканала «Россия»: «Воскресный вечер» с В. Соловьевым, «Специальный корреспондент» (опыт, новации, проблемы), «Прямой эфир», «Поединок» с В. Соловьевым. «Вести. doc” с Ольгой Скабеевой, 60 минут с Ольгой Скабеевой и Сергеем Минаевым.

10. Аналитические программы канала НТВ: «Центральное телевидение» с В. Такменевым, «Сегодня» Итоговая программа с К. Поздняковым, «Профессия репортер», «Точка» с М.Шевченко, «Большинство» с С. Минаевым.

11. Аналитические программы музыкальных каналов «Муз-ТВ», MTV.

12. Аналитические программы общественного телевидения России (ОТР).

13. Аналитические программы телеканала РБК.

14. Авторские аналитические программы круглосуточного телеканала «Россия 24»

15. Формы аналитического вещания отечественного РТВ.

16. Ведущий программ аналитического вещания радио и телевидения.

17. Тема, предложенная студентом (согласовывается и уточняется с научным руководителем).

Список основной литературы

1.Вакурова Н.В.и др. Типология жанров современной экранной продукции. М., 2010

2. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества на телевизионных подмостках. М.,2011

3.Журналистское расследование: история методов и современная прктика.СПб.,М.,2012

4..Зверева В.В. «Настоящая жизнь» в телевизоре. Исследования современной медиакулбьтуры.М., 2012

5. Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ. М., 2000.

6..Лебедева Т. В. Аналитические жанры радиожурналистики. Воронеж, 1995.

7..Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: познавательно- психологический аспект. М., 1998.

Список дополнительной литературы

1. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.

2. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб., 2004.

3. Дзялошинский И. М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху М., 1996.

4. Журналистское расследование: история метода и современная практика. СПб. – М., 2001.

5. Муратов С. А. ТВ – эволюция нетерпимости. М., 2001.

6. Муратов С. А. Встречная исповедь. Размышление о культуре телевизионного диалога. М.,1988.

7. Мельник Г. С. Масс-медиа: психологические процессы и эффекты. СПб.,1996.

8. Парфенов Л., Чекалова Е. Нам возвращают наш портрет. М., 1990.

9. Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. М., 2004.

10. Шкондин М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2002.

Интернет- ресурсы

1. pchela.ru

2. usinovite.ru

3. gks.ru

4. socialpolicy.ru

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация