Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
История информационных служб: от телеграфа к интернету
January 19, 2017, 12:16 pm

Преподаватель: Силантьев Константин Васильевич, канд. филол. наук, старший преподаватель

Кафедра истории журналистики

Информация во все времена имела первостепенное и определяющее значение для прессы. Спрос на информацию, а также многие технические достижения и усовершенствования (средства связи, типографское производство и др.) способствовали постепенному содержательному, количественному и качественному изменению СМИ. Одним из главных импульсов развития периодической печати (а затем и аудиовизуальных СМИ) стало появление телеграфных агентств – предшественников современных информационных служб, которые находятся в самом центре сис¬темы средств массовой информации.

Организация телеграфных и информационных агентств стала логическим итогом развития информационных технологий и внедрения их в газетно-журнальное производство по всему миру. Массовое производство новостей началось именно с внедрения передачи информации по телеграфу и основания информационных (телеграфных) агентств, без которых сложно представить сегодняшнюю информационную среду.

Централизованные органы газетной информации в силу различных причин стали возникать в России после 1860-х годов (зарубежные – чуть раньше). Факт создания первого из них свидетельствовал о начале нового этапа в развитии отечественной прессы. Первые телеграфные агентства, как правило, являлись выгодными коммерческими предприятиями, поэтому не случайно, что они возникали и развивались благодаря крупным предпринимателям в области массовой информации и в основном зависели от их интересов.

В рамках спецсеминара подробно рассматривается история создания и функционирования отечественных информационных агентств, начиная с самого раннего – Русского телеграфного агентства, организованного в 1866 г. издателем газеты «Биржевые ведомости» К. В. Трубниковым. Значимую содержательную основу спецсеминара (среди прочего) составляют редкие сведения из цензурных и архивных документов, материалы прессы соответствующего периода и воспоминания современников.

Участники семинара познакомятся с историей отечественных и зарубежных информационных служб – одного из важнейших элементов системы СМИ, с особенностями появления первых агентств новостей в России, с развитием и дальнейшим функционированием последователей в этой области прессы.

Автор семинара в своей диссертационной работе на соискание кандидата филологических наук впервые в исследовательской литературе подробно проследил историю первого телеграфного агентства России (Русское телеграфное агентство 1866 г.), а также в целом рассмотрел появление в отечественной журналистике такого важного инструмента, как информационная служба, в том числе – в аспекте иностранных тенденций того времени и зарубежной информационной экспансии. Автор сам имеет опыт работы в информационной службе.

Авторские публикации по теме спецсеминара

1. Силантьев К. В. К. В. Трубников – газетный предприниматель и создатель первого в России телеграфного агентства // Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов / Под ред. А. С. Быковой. СПб., 2005. С. 31-32.

2. Силантьев К. В. Первое информационное агентство России: особенности сбора и распространения информации // Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи: Материалы VII межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов / Под ред. Л. П. Громовой, сост. О. А. Никитина. СПб., 2008. С. 29-31.

3. Силантьев К. В. Первые отечественные информационные службы // Средства массовой информации в современном мире: Петербургские чтения: тезисы выступлений 52-ой международной научно-практической конференции (17-19 апреля 2013) / Под ред. В. В. Васильевой, А. А. Малышева. СПб., 2013.

4. Силантьев К. В. Проект общероссийской газеты «Русский голос» издателя К. В. Трубникова // Средства массовой информации в современном мире: молодые исследователи: Материалы XI международной конференции студентов и аспирантов / Под ред. М. А. Бережной, сост. А. Березовская. СПб., 2012. С. 32-34.

План лекционных занятий

Занятие 1. Телеграфные (информационные) агентства: история появления; становление и развитие; трансформация в аспекте последних тенденций.

План семинарских занятий

Занятие 1. Первые информационные агентства Европы и мира: особенности появления и взаимодействия (на выбор – Гавас, Вольфа, Рейтер и др.).

Занятие 2. Русское телеграфное агентство 1866 г. – первое информационное агентство России: предпосылки учреждения и особенности деятельности.

Занятие 3. Последователи РТА: Международное телеграфное агентство (1871 г.); Северное телеграфное агентство (1882 г.); Российское телеграфное агентство 1894 г.

Занятие 4. Трансформация информагентств начала ХХ века: от Торгово-телеграфного до Петроградского.

Занятие 5. Информслужбы в системе советской прессы: от ТАСС к АПН.

Занятие 6. Информационные агентства современной России: преемственность традиций и перспективы развития.

Занятие 7. Курсовая работа по спецсеминару: особенности научного жанра и рекомендации для успешного написания.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 1. Представление студентами выбранных тем курсовых работ (презентовать тему, объяснить ее актуальность, обрисовать круг источников, наметить план работы).

Занятие 2. Представление студентами выбранных тем курсовых работ (презентовать тему, объяснить ее актуальность, обрисовать круг источников, наметить план работы).

Занятие 3. История информационного (телеграфного) агентства России или мира (связь с отечественными службами): основные вехи развития, особенности передачи и концентрации информации, персоналии.

Занятие 4. История информационного (телеграфного) агентства России или мира (связь с отечественными службами): основные вехи развития, особенности передачи и концентрации информации, персоналии.

Занятие 5. История информационного (телеграфного) агентства России или мира (связь с отечественными службами): основные вехи развития, особенности передачи и концентрации информации, персоналии.

Занятие 6. Представление студентами результатов научного исследования в рамках написания курсовой работы для обсуждения в аудитории (подготовленная презентация).

Занятие 7. Представление студентами результатов научного исследования в рамках написания курсовой работы для обсуждения в аудитории (подготовленная презентация).

Спецсеминар предполагает самостоятельное знакомство студентов (на основании учебно-методических материалов и собственных источников) с ретроспективой деятельности ведущих национальных информагентств, которые постепенно составили мировое информационное пространство.

Вопросы к зачету

1. Первые информационные агентства в Европе: особенности возникновения и функционирования.

2. Первое телеграфное агентство России: особенности организации.

3. Телеграфные агентства второй половины XIX века: отличительные черты учреждения и деятельности.

4. Информагентства начала ХХ века.

5. Советские информационные службы.

6. Информслужбы новой России: многообразие и дифференциация.

7. Современные информационные агентства: мировой опыт.

8. Текущие тенденции взаимодействия информслужб с прессой

9. Перспективы развития информационных служб.

10. Информагентства: международное сотрудничество.

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ

1. Информационные и телеграфные агентства: экономические и технологические условия зарождения и становления.

2. История информационного (телеграфного) агентства (по выбору студента).

3. Персоналии в истории информационных служб.

4. Информационные службы и акционерно-биржевые предприятия: история взаимоотношений.

5. Телеграфные агентства как катализатор развития прессы (на примере страны или региона).

6. Агентства новостей в качестве предпосылки выхода финансово-экономических изданий на новый уровень.

7. Информслужбы и создание вечерних выпусков и дополнительных изданий (общая практика или конкретный пример).

8. Информационные агентства и определенный тип прессы (универсальный, специализированный…)

9. Информационные службы: история взаимоотношений и сотрудничества.

10. Службы централизованной информации: частный и государственный аспект.

Текущий контроль (зачет)

Текущий контроль включает в себя контроль посещения занятий (не менее 5, в противном случае – подготовить реферат на тему одной из пропущенного занятия), самостоятельное выполнение практического задания с презентацией (в рамках работы в присутствии преподавателя) и обсуждением на занятии темы и плана курсовой работы.

Текущий контроль (курсовая работа)

Текущий контроль включает в себя контроль подготовки курсовой работы и выдерживание сроков ее сдачи и представления.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета – устная, ответ по билету (в билете два вопроса). На подготовку ответа дается 30 минут. В случае неполного или неточного ответа обучающемуся могут быть заданы дополнительные вопросы. Если студент посещал лекционные занятия, выполнил практическое задание и активно работал самостоятельно, то может получить право отвечать на один вопрос из билета.

Оценка «Зачет» ставится, если студент имеет представление о предпосылках появления информационных служб в России; может рассказать об основных телеграфных агентствах прошлого и их учредителях; может объяснить особенности работы информслужб советского времени; знаком с ведущими агентствами современного медиарынка.

Оценка «Незачет» ставится, если студент не демонстрирует и части указанных выше знаний, не может ответить на вопросы из билета и на дополнительные вопросы.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 20 минут.

Критерии оценки (курсовая работа)

В ходе представления итогов (защиты) курсовой работы

Может быть использовано взаимное рецензирование студентами курсовых работ друг друга.

Оценка «Отлично» ставится, если студент показал в работе владение всеми аспектами темы (содержание соответствует заявленной теме); раскрыл проблематику; продемонстрировал умение работать с историографией вопроса (показал степень изученности) и с библиографией и источниками (анализировать, систематизировать и представлять материал с применением научного аппарата); исследование оригинально, логично и оформлено в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Оценка «Хорошо» ставится, если не все аспекты темы раскрыты должным образом (содержание соответствует теме в целом); показана степень теоретической изученности вопроса, обобщены и проанализированы источники и литература; исследование логично структурировано и изложено, носит самостоятельный характер, оформлено соответствующим образом (текст может содержать незначительное ошибки).

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если тема не раскрыта, а содержание не вполне ей соответствует; не дается анализ степени теоретического исследования вопроса, не представлено достаточное практическое осмысление автора (с привлечением необходимого научного материала и источников); текст не выстроен надлежащим образом, в нем присутствует значительное количество ошибок в содержании и оформлении.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если студент не продемонстрировал выше названные умения и навыки, а работа не отвечает указанным выше требованиям.

Список основной литературы

1. Деловая журналистика / Отв. ред. А. В. Вырковский. М., 2012.

2. Кострикова Е. Г. С.-Петербургское телеграфное агентство и первая русская революция // Научные ведомости. Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. № 19 (90). Выпуск 16. С. 145-152.

3. Набережнов Г. А. Санкт-Петербургское телеграфное агентство и консорциум мировых телеграфных агентств осенью 1904 г.: взаимоотношения и формирование независимости российской информационной службы // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2013. № 159. С. 32-38

4. Набережнов Г. А. Торгово-телеграфное агентство в 1902-1904 гг.: первый опыт работы российской власти на мировом информационном рынке // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2013. № 162. С. 9-14.

Список дополнительной литературы

1. Боханов А. Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал. Конец XIX–1914 г. М., 1984.

2. Брыляков Н. А. Российское телеграфное… М., 1976.

3. Громова Л. П. А.А.Краевский – редактор и издатель. СПб., 2001.

4. Динерштейн. Е. А. А. С. Суворин: человек, сделавший карьеру. М., 1998.

5. Есин Б. И. К истории телеграфных агентств в России XIX века // Вестник МГУ. Серия VII: Филология, журналистика. 1960. № 1. С. 67-78.

6. Есин Б. И. Путешествие в прошлое (газетный мир ХIХ века). М., 1983.

7. Ключковская Л. А. Русский журналист – деловой партнер Ю. Рейтера (К истории издания газеты «Посредник промышленности и торговли» П. С. Усова).

8. Кострикова Е. Г. Русская пресса и дипломатия накануне Первой мировой войны. 1907-1914. М., 1997.

9. Лаверычев В. Я. Крупная буржуазия в пореформенной России (1861–1900). М., 1974.

10. Летенков Э. В. «Литературная промышленность» России конца XIX – начала XX в. Л., 1988.

11. Летенков Э. В. Телеграфные агентства делят мир (страничка истории Петроградского телеграфного агентства) // Вестник ЛГУ: История, язык, литература. Вып. 4. Л., 1978. № 20. С. 133-135.

12. Пальгунов Н. Г. Заметки об информации. М., 1967.

13. Пальгунов Н. Г. Основы информации в газете. ТАСС и его роль. М., 1955.

14. Погорелый Ю. А. Информационное агентство: стиль оперативных сообщений. М., 2000.

15. Проблемы информации в печати. М., 1971.

16. Рууд Чарльз. Русский предприниматель московский издатель Иван Сытин. М., 1996.

17. Сапунов В. И. Зарубежные информационные агентства. СПб., 2006.

18. Типология периодической печати. Под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. М., 2009.

19. Rantanen T. Foreign news in imperial Russia. The relationships between international and Russian news agencies. 1856-1914. Helsinki, 1990.

20. Rantanen T. When news was new. Oxford. 2009.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация