Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Культурная жизнь общества: журналистский анализ
January 19, 2017, 12:13 pm

Преподаватель: Воскресенская Марина Аркадьевна, доктор исторических наук, доцент

Кафедра теории журналистики и массовых коммуникаций

Одной из ведущих функций журналистики является распространение культурной информации, приобщение широких масс к достижениям культуры, сохранение и трансляция аудитории духовных ценностей и представлений. При этом журналистика, специализирующаяся на культурной проблематике, не может ограничиваться простым информированием аудитории о культурных событиях. В ее задачи входит анализ социокультурного состояния общества, определение специфики его культурного сознания. Процессы, протекающие в политике, экономике, социальной сфере, в значительной мере определяются культурными факторами: присущими обществу ценностными приоритетами, духовно-нравственными ориентирами, особенностями менталитета. Журналистский профессионализм включает в себя способность грамотно разбираться в этих сложных социокультурных вопросах. Журналист должен уметь не только описывать внешние результаты культурной деятельности, но и выявлять культурные механизмы развития общества. Ему необходимо владеть навыками анализа общественных процессов и явлений, в том числе в сфере культуры, что подразумевает прикладное применение в журналистике современных научно-теоретических подходов и практических методов исследования социокультурной проблематики.

Цель курса – сформировать у студентов умение применять аналитические методы исследования культуры в журналистской практике.

Курс адресован студентам, интересующимся вопросами культуры и имеющим склонность к аналитическому изучению общественных процессов. В будущем навыки, приобретенные в ходе занятий, могут пригодиться в работе журналиста-исследователя, обозревателя отдела культуры, публициста, аналитика.

Программа курса предполагает как освоение участниками семинара уже накопленного журналистикой опыта анализа культурных реалий, представленного в материалах СМИ, так и самостоятельные аналитические разработки студентов, оформленные в журналистских текстах. Предметом анализа будут различные практики, явления, факты, события, процессы культуры, рассматриваемые в широком контексте жизнедеятельности общества: состояние культурного сознания современного общества, его ценностные приоритеты, культурная политика государства, историческая память народа, место искусства в жизни современного человека, менталитет и культурные стереотипы различных социальных слоев и этнических общностей, научная и религиозная картины мира, мода как социокультурный феномен, досуг нашего современника в условиях коммерциализации культурной сферы и др. Основная форма занятий – обсуждение в группе докладов и творческих работ, подготовленных слушателями.

Итогом занятий в спецсеминаре станет написание курсовой работы по тематике журналистского анализа социокультурной реальности.

Авторские публикации по теме спецсеминара

1. Voskresenskaya M. A. Historical Memory and the Role of Journalism in Its Preservation // Научный диалог: Вопросы философии, социологии, истории, политологии. Сборник научных трудов. Самара: ЦНК МНИФ «Общественная наука», 2016. С. 24–27.

2. Воскресенская М. А. Журналистика на пересечении элитарной и массовой культур // Век информации. Медиа в современном мире – Петербургские чтения: Матер. 54-го междунар. форума (22–24 апреля 2015 г.) / ред.-сост. С. Г. Корконосенко, Д. П. Гавра; отв. ред. С. Г. Корконосенко. 2015. № 3 (S4). СПб.: Высш. шк. журн. и масс. Коммуникаций, 2015. С. 187–189.

3. Воскресенская М. А. Становление культурно-просветительской функции журналистики в дореволюционной России // Историк, документ, цензура. Источниковедческие и историографические аспекты изучения истории отечественной и зарубежной периодики. СПб.; Брянск: Гегемон, 2015. С. 17–26.

4. Воскресенская М. А. Культурная миссия журналистики в современном российском обществе // Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени: Материалы VII сессии Общественно-педагогического форума: Научное издание. СПб.: МОФ «Центр национальной славы», 2015. С. 199–203.

5. Воскресенская М. А. Культурологическое изучение журналистики // Теории журналистики в России: зарождение и развитие / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. С. 210–238.

6. Воскресенская М. А. Культурный гнозис журналиста // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Матер. 53-й междунар. научно-практ. конф. (23–25 апреля 2014 г.) / отв. ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций», 2014. С. 169–172.

7. Воскресенская М. А. Тема повседневной культуры в прочтении журналистики // Журналистика XXI века: к правде жизни: Матер. семинара всероссийского форума с международным участием «Дни философии в Петербурге-2013» / ред.-сост. И. Н. Блохин, С. Г. Корконосенко. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т; Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций, 2014. С. 169–178.

8. Воскресенская М. А. Журналистика как фактор формирования, сохранения и трансформации исторической памяти // В мире научных открытий. 2013. № 11.3(47). С. 67–74.

9. Воскресенская М. А. Антропологические основания журналистского исследования культуры // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Материалы 52-й международной научно-практической конференции 17–19 апреля 2013 г. / отв. ред. С.Г. Корконосенко. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Филол. ф-т СПбГУ, 2013. С. 115–118.

10. Воскресенская М. А. Журналист как исследователь культуры: вопросы профессиональной подготовки // Журналистика XXI века: навстречу человеку: Материалы секции всероссийского форума с международным участием «Дни философии в Петербурге–2012» / Ред.-сост. И.Н. Блохин, С.Г. Корконосенко. СПб.: СПбГУ, ВШЖиМК, 2013. С. 148–155.

11. Воскресенская М. А. Культурное сознание медиаполиса // Современный российский медиаполис / под ред. С. Г. Корконосенко . СПб.: Филолог. фак-т, 2012. С. 262–292.

12. Воскресенская М. А. Культуротворческий потенциал журналистики // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Материалы 51-й международной научно-практической конференции (19–20 апреля 2012 г.) / Отв. ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб.: Филолог. ф-т СПбГУ, 2012. С. 225–228.

13. Воскресенская М. А. Социальная ответственность журналистики в эпоху аномии // Журналистика в мире политики: ценностный раскол и согласие: Материалы круглого стола всероссийского форума с международным участием «Дни философии в Петербурге – 2011» / Ред.-сост. И. Н. Блохин, С.Г. Корконосенко. СПб.: ВШЖиМК СПбГУ, 2012. С. 42–49.

14. Воскресенская М. А. Медиапроект «Большой Русский Альбом»: фотопортрет страны в интерьерах истории // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Материалы 50-й международной научной конференции / Отв. ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: Филолог. ф-т СПбГУ, 2011. С. 32–35.

План лекционных занятий

Занятие 1. Современные теории исследования культуры в мировом гуманитарно-общественном познании и возможности их применения в журналистской практике.

План семинарских занятий

Занятие 1. Организация работы над курсовым сочинением. Выбор тем самостоятельных исследований и обоснование их актуальности.

Занятие 2. Предметные области журналистского анализа культуры. Формирование теоретической базы исследования.

Занятие 3. Специфика культурной аналитики в массмедиа. Конкретизация проблематики исследования.

Занятие 4. Культурное состояние современного общества: реконструкция по материалам СМИ. Формирование эмпирической базы исследования.

Занятие 5. Исследовательские стратегии аналитической журналистики культурного профиля. Формирование методологической базы и обоснование методов исследования.

Занятие 6. Анализ культурной жизни общества в журналистском произведении: практика применения (творческие работы студентов).

Занятие 7. Презентация результатов самостоятельных исследований. Взаимное рецензирование курсовых сочинений (доклады студентов).

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Индивидуальное консультирование студентов по предложенному преподавателем графику.

Внутрисеместровый контроль

К зачету допускаются студенты, выполнившие предусмотренные программой практические задания на семинарских занятиях. Семестровые задания сдаются на проверку преподавателю в течение семестра. Студенты, пропустившие занятия, должны сдать выполненные задания в часы консультаций преподавателя до назначенного срока зачета.

Студенты отчитываются о поэтапной подготовке, проведении и оформлении курсового исследования в соответствии с утвержденным преподавателем графиком.

Вопросы к зачету

1. Основные научно-теоретические подходы к исследованию культуры и возможности их применения в журналистике.

2. Предметные области журналистского анализа культуры.

3. Способы реконструкции культурного состояния общества по материалам СМИ.

4. Методы сбора и обработки культурной информации в аналитической журналистике.

5. Культурная аналитика как способ исследования социальной реальности и творческий метод журналистики.

6. Сравнительные характеристики научной и журналистской аналитики в области культуры.

7. Журналист как исследователь культуры: вопросы профессиональной компетенции.

8. Источники журналистского исследования культурной жизни общества.

9. Назначение и адресат культурной аналитики в массмедиа.

10. Обзор литературы по курсу.

11. Рецензия на курсовую работу участника спецсеминара.

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ

1. Журналистский анализ духовного состояния современного общества.

2. Культурная политика государства как предмет журналистского анализа.

3. Современные мифы и культурные герои в общественном сознании и в пропаганде СМИ.

4. Историческая память как предмет журналистского анализа.

5. Научное и антинаучное мышление в современной культуре: взгляд журналиста.

6. Искусство в жизни современного общества: журналистский анализ.

7. Религиозные картины мира в современном культурном сознании: журналистский анализ.

8. Этнокультурное взаимодействие (диалог и конфликт) как предмет журналистского анализа.

9. Музей в жизни современного человека: взгляд журналиста.

10. Игра как феномен культуры и игровые стратегии в современных медиапроектах.

11. Чтение в культурной практике современного человека: журналистские наблюдения.

12. Эстетическое воспитание в современной социокультурной действительности: проблемы и медиаресурсы.

13. Повседневные культурные практики: журналистский анализ.

14. Мода как социокультурный феномен глазами журналиста.

15. Шоу-бизнес и индустрия досуга как феномены общества потребления: журналистский анализ.

16. Элитарная культура, массовая культура, контркультура, субкультуры как объекты журналистской аналитики.

17. Информационные ресурсы формирования, сохранения и передачи культурных ценностей.

18. Аналитические программы социокультурного содержания на российском телевидении и радио.

19. Аналитические материалы социокультурного содержания в российской прессе.

20. Аналитическое исследование культуры в творческом опыте журналиста (на примере конкретного профессионала-практика по выбору студента).

21. Журналистский анализ культуры в зарубежных массмедиа.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета – устный ответ на два вопроса в билете, где первый вопрос предполагает проверку теоретических знаний, второй требует отчета о выполнении практического задания по рецензированию курсового сочинения (с представлением рецензии в письменном виде).

На подготовку ответа студенту отводится 15 минут.

При выведении окончательной оценки применяется балльно-рейтинговая система. Максимальный результат, который может получить слушатель за изученный курс, составляет 100 баллов, в том числе: посещаемость занятий и активность работы – 24 балла (3 балла за занятие); качество выполнения практических заданий – 42 балла (6 баллов за практическое занятие); результаты ответа на вопросы к зачету – 34 балла.

Оценка «Зачтено» ставится студенту, набравшему не менее 75 баллов.

Оценка «Не зачтено» ставится студенту, набравшему менее 75 баллов.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 2 часа.

Критерии оценки (курсовая работа)

Курсовая работа представляет собой самостоятельное научное исследование объемом 1 п.л. по теме, согласованной с руководителем спецсеминара, оформленное в соответствии со стандартными требованиями. Отчетность по курсовому исследованию производится поэтапно, на каждом практическом занятии. Предусмотрена презентация результатов самостоятельных исследований, включающая взаимное рецензирование курсовых работ студентами группы. Возможно повышение оценки при условии исправления всех недочетов в тексте работы по рекомендации преподавателя в установленные сроки сдачи зачетов по спецдисциплинам.

Оценка «Отлично» ставится, если в курсовой работе содержится глубокий анализ избранной проблематики, имеющий определенную научную ценность, а также демонстрируется всестороннее, систематизированное и глубокое знание вопросов теории, свободное владение эмпирическим материалом.

Оценка «Хорошо» ставится, если в курсовой работе содержится научный анализ избранной проблематики, а также демонстрируется систематизированное знание вопросов теории, уверенное знание эмпирического материала.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если в курсовой работесодержится логически последовательный разбор избранной проблематики, показавший определенное знание вопросов теории и эмпирического материала, но при этом допущены погрешности, которые могут быть устранены под руководством преподавателя.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если курсовая работа не подготовлена в установленные сроки или при ее подготовке допущены принципиальные ошибки, выявляющие незнание слушателем теории и эмпирического материала.

Список основной литературы

1. Прохоров Е. П. Исследуя журналистику: Теоретические основы, методология, методика, техника работы исследователя СМИ. М.: РИП-холдинг, 2005.

2. Современный российский медиаполис / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: Филолог. фак-т, 2012.

3. Теории журналистики в России: зарождение и развитие / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. 272 с.

4. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. М.: Аспект Пресс, 2013.

5. Чебанюк Т. А. Методы изучения культуры. СПб.: Наука, 2010.

Список дополнительной литературы

1. Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарным наук. СПб., 2000.

2. Березина В. Г. Этика и культура научной работы. СПб., 1999.

3. Блохин И. Н. Журналистика в этнокультурном взаимодействии: учебное пособие. СПб., 2013.

4. Вебер М. Критические исследования в области наук о культуре // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 416–494.

5. Великовский С. И. Культура как полагание смысла // Одиссей. Человек в истории. 1989. М.: Наука, 1989. С. 17–20.

6. Гирц К.Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004.

7. Гуляев С. Б. Влияние СМИ на социокультурную динамику в современном российскомобществе: Автореф. дисс. …канд. соц. наук. М., 2009.

8. Жидков В. С., Соколов К. Б. Культурная политика России: Теория и история. М., 2001.

9. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентации личности в российском обществе. М., 2006.

10. Журналистика и культура: Сб. матер. СПб.,1996.

11. Журналистика и мир культуры: матер. науч.-практ. семинара. СПб., 2007.

12. Иконникова С. Н. История культурологических теорий. СПб., 2005.

13. Ионин Л. Г. Основания социокультурного анализа. М., 1995.

14. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие.М., 2000.

15. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры: В 2 т. СПб., 2003.

16. Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996.

17. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: М., 2000.

18. Марков Б. В. Культура повседневности. Учебное пособие. СПб., 2008.

19. Орлов Э. А. Социально-культурное пространство: строение и освоение. М., 2002.

20. Петров Г. Н. Средства массовой коммуникации и художественная культура: взаимодействие и синтез. СПб., 2003.

21. Рашкофф Д. Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М., 2003.

22. Садохин А. П. Межкультурная коммуникация. М., 2004.

23. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб. 2000.

24. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедура и техники. М., 2001.

25. Томпсон Дж. Б. Основные концепции культуры. Казань, 2000.

26. Федотова Л. Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М., 2001.

27. Фролова Т. И. Человек и его мир в информационной повестке дня. Гуманитарные технологии в журналистике. М., 2009.

28. Ховалыг Д. В. Трансформация ценностных ориентаций российского общества в средствах массовой информации. М., 2007.

29. Ценностное содержание журналистики: Культура социальных отношений и межкультурное взаимодействие. СПб., 2008.

30. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М., 2012.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация