- ЗАПИСЬ НА СПЕЦДИСИПЛИНЫ 2017
- Бакалавриат. Журналистика. Очная форма обучения
- Бакалавриат. Международная журналистика. Очная форма обучения
- Бакалавриат. Журналистика. Очно-заочная форма обучения
- Бакалавриат. Реклама и СО. Очная форма обучения
- Бакалавриат. Реклама и СО. Очно-заочная форма обучения
- Магистратура. Журналистика
- Магистратура. Реклама и связи с общественностью
- Master Program Global Communication and International Journalism
- Аспирантура. Журналистика
- Аспирантура. Реклама и связи с общественностью
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!
Преподаватель: Балашова Юлия Борисовна, доктор филологических наук, доцент
Кафедра истории журналистики
Социально-политические реалии сегодняшнего дня с необычайной остротой актуализируют вопросы медиаграмотности. Медиакритика играет важнейшую роль в процессе формирования, прежде всего у массовой аудитории, адекватного отношения к медиа, способности к критической оценке их деятельности.
В то же время медиакритика представляет собой механизм самоконтроля, самосознания медиа, влияющий на их социальную ответственность и подотчётность обществу и выступающий альтернативой внешним запретительным мерам. Именно в этой связи сложилась концепция медиакритики как «пятой власти». В России медиакритика выделилась сравнительно недавно из собственно критического дискурса, тогда как в западной практике медиакритика традиционно играла значительную роль во взаимоотношениях экспертного сообщества и – шире – самого общества и СМИ.
Основная цель изучения дисциплины – формирование у студентов теоретических и исторических знаний о медиакритике, а также практических навыков подготовки текстов в разных жанрах медиакритики.
В контексте вводной лекционной части спецдисциплины будут обозначены базовые теоретические подходы к изучению медиакритики отечественных и зарубежных исследователей. В рамках практических занятий, во-первых, планируется воссоздать логику развития медиакритики в России. Во-вторых, студентам будет предложено разобраться в творческой лаборатории ведущих российских критиков СМИ. В-третьих, особое внимание будет уделено собственно творческой составляющей: созданию студентами оригинальных авторских критических медиатекстов. На основе подборки творческих работ студентов складывается курсовая работа.
Медиакритика – это перспективное направление медиаисследований и журналистской практики. Медиакритика развита в странах Европы, США, Канаде. Обращение к ней позволяет под новым углом зрения посмотреть как на историю, так и на теорию журналистики. Адекватное функционирование медиакритики способствует выработке внутренних регуляторов, отвечающих за эффективность СМИ (прежде всего, этических и правовых). Медиакритика является атрибутом гражданского общества, выступает способом гражданского мониторинга СМИ; она призвана обеспечивать повышение общественного доверия к СМИ.
Автор настоящего спецкурса занимается медиакритикой, как в исследовательском, так и практическом плане.
Авторские публикации по теме спецсеминара
1. Балашова Ю. Б. История российской медиакритики: к постановке темы // Журналистика в 2012 году: социальная миссия и профессия. Сб. мат-лов междунар. науч.-практич. конференции. М.: ф-т журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2013.
2. Балашова Ю. Б. Формула публицистичности альманаха (от «Мнемозины» до «Метрополя») // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2014. № 1.
3. Балашова Ю. Б. Эволюция и поэтика литературного альманаха как издания переходного типа. СПб., 2011.
4. Balashova Julia. Transformation of the media criticism functions in contemporary Russia // International 15th Aleksanteri Conference “Culture and Russian Society”, 21-23 October 2015, University of Helsinki, Finland. – www.helsinki.fi/aleksanteri/conference2015/abstracts/balashova.htm
План лекционных занятий
Занятие 1. Определение медиакритики. Предмет медиакритики. Цель медиакритики. Виды медиакритики. Подходы к изучению медиакритики. Этические принципы медиакритики. Взаимодействие с обществом и властью. Медиакритика и гражданское общество.
План семинарских занятий
Занятие 1. Критика как вид деятельности. Специфика критического высказывания. Аудитория медиакритики. Медиакритика в системе журналистики. Функции медиакритики. Медиакритика как текст. Жанры медиакритики.
Занятие 2. Зарождение российской критики в XVIII веке в контексте становления системы печати. Концепция «Русского Просвещения». Отдельные примеры состязательной медиакритики.
Занятие 3. Формирование в конце XVIII – первой трети XIX века эстетической критики. Жанр «обозрений словесности». Критика как неотъемлемый элемент журнального и альманашного типа изданий.
Занятие 4. Трансформация медиакритики в 1840-е годы – вторую половину XIX века из фактора регулирования системы печати в важнейший фактор формирования общественного мнения. Внеэстетичная «реальная критика» как причина выделения медиакритики из общей системы критики и публицистики.
Занятие 5. Возврат к художественной критике в неоромантический Серебряный век. Критика конкурирующего печатного органа как способ поддержания разнонаправленного диалога, «многопартийности».
Занятие 6. Практика положительной, коррекционной критики в советское время. Реализация во второй половине ХХ века основного вида медиакритики – телекритики, транслируемой со страниц газет. Приведение в действие перекрёстного принципа медиакритики.
Занятие 7. Общая характеристика западной медийной критики.
Самостоятельная работа в присутствии преподавателя
Занятие 1. Анализ творчества одного из медиакритиков / анализ критики в конкретных СМИ (доклад). Презентация оригинального авторского текста в одном из жанров медиакритики (статья).
Занятие 2. Анализ творчества одного из медиакритиков / жанры критики в конкретных СМИ (доклад). Презентация оригинального авторского текста в одном из жанров медиакритики (эссе).
Занятие 3. Анализ творчества одного из медиакритиков / анализ критики в конкретных СМИ (доклад). Презентация оригинального авторского текста в одном из жанров медиакритики (рецензия).
Занятие 4. Анализ творчества одного из медиакритиков / анализ критики в конкретных СМИ (доклад). Презентация оригинального авторского текста в одном из жанров медиакритики (обозрение / обзор).
Занятие 5. Анализ творчества одного из медиакритиков / анализ критики в конкретных СМИ (доклад). Презентация оригинального авторского текста в одном из жанров медиакритики (авторская колонка).
Занятие 6. Анализ творчества одного из современных медиакритиков / анализ критики в конкретных СМИ (доклад). Презентация оригинального авторского текста в одном из жанров медиакритики (корреспонденция).
Занятие 7. Анализ творчества одного из современных медиакритиков / анализ критики в конкретных СМИ (доклад). Презентация оригинального авторского текста в одном из жанров медиакритики (фельетон).
Вопросы к зачету
1. Сущность и виды медиакритики.
2. Предмет и цель медиакритики.
3. Медиакритика в системе журналистики. Функции медиакритики.
4. Жанры медиакритики.
5. История становления и развития медиакритики в России.
6. Медиакритика на переходных этапах развития общества.
7. Современная критика медиа: вариативность подходов.
Рекомендуемые примерные темы курсовых работ
1. Авторская критика телевидения.
2. Авторская критика радио.
3. Авторская критика печатных СМИ.
4. Авторская критика интернет-СМИ.
Промежуточный контроль (зачет)
Контроль текущей успеваемости проводится в середине ноября. Студенты, посетившие не менее 50 % занятий и выступавшие не менее чем с 3 (тремя) аналитическими докладами, проходят текущий контроль автоматически. Студенты, посетившие около половины занятий, должны подготовит 5 (пять) развёрнутых докладов. В случае непосещения большей части занятий, студенты должны отчитаться 7 (семью) докладами по темам занятий.
Промежуточный контроль (курсовая работа)
Контроль текущей успеваемости проводится в два этапа.
Первый этап – конец ноября. К этому времени студенты должны подготовить не менее 5 (пяти) авторских творческих материалов, образующих курсовую работу. Обязательное требование к творческим работам студентов состоит в том, что они должны пройти процедуру коллективного обсуждения в рамках занятий, взаимного рецензирования. Если студенты к обозначенному времени успешно обсудили не менее пяти собственных работ, то они автоматически допускаются к защите курсовой работы.
Второй этап – первая декада декабря. На этом этапе студенты ранжируются по двум категориям. В первой группе оказываются студенты, которым по результатам коллективных обсуждений и в соответствии с конкретными рекомендациями нужно было внести исправления в их творческие работы. Во вторую группу попадают студенты, которые не представили творческие работы в рамках проведения первого этапа текущего контроля. Таким студентам следует подготовить не менее 7 (семи) оригинальных творческих работ. Данные работы также выносятся на коллективную оценку.
Критерии оценки (зачет)
Форма проведения зачёта – устная. Те студенты, которые успешно прошли промежуточный контроль, получают зачет по результатам собеседования.
Студенты, не прошедшие промежуточный контроль, отвечают на один из вынесенных на зачет вопросов. Время на подготовку – 15 мин.
Оценка «зачтено» ставится, если студент осознаёт и способен изложить логику эволюции и ключевые теоретические аспекты медийной критики, разбирается в творческой лаборатории ведущих отечественных медиакритиков.
Оценка «незачтено» ставится, если студент не знает исторических реалий, основных теоретических позиций и конкретных персоналий, относящихся к сфере медийной критики.
Критерии оценки (курсовая работа)
Курсовая работа по данной дисциплине носит творческий характер. Она представляет собой подборку из оригинальных текстов, написанных студентами, относящихся к разным жанрам медиакритики. Их предметом должен быть какой-то конкретный вид СМИ (либо телевидение, либо радио, либо печатная пресса, либо интернет-СМИ), взятый за определённый отрезок времени (неделю, месяц, другой временной интервал). Общее число представляемых студентами текстов – не менее 10. Данные тексты должны быть подготовлены студентами в рамках практических занятий и в обязательном порядке пройти процедуру коллективного обсуждения.
Студентам, не прошедшим текущий контроль, во время защиты курсовой работы автоматически снижается оценка на 2 (два) балла.
Оценка «отлично» предполагает разнообразие представленных в курсовой работе жанров, наличие аргументированной авторской позиции, отсутствие серьёзных стилистических и речевых недочётов, актуальность избранных информационных поводов.
Оценка «хорошо» ставится в ситуации незначительного отступления от перечисленных требований.
Удовлетворительной оценки заслуживает та работа, в которой не вычленяется аргументированная авторская позиция, медиакритика не выполняет своей ориентирующей функции.
Оценка «неудовлетворительно» автоматически выставляется в случае плагиата.
Список основной литературы
1. Короченский А. П. «Пятая власть»? Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов-на-Дону, 2003.
2. Кулешов В. И. История русской критики XVIII – XIX веков. М., 1978.
Список дополнительной литературы
1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.
2. Белинский В. Г. Речь о критике. Статья первая // Белинский В. Г. Собр. соч.: в 9 т. М., 1979. Т. 5.
3. Берков П. Н. История русской журналистики XVIII века. М.; Л., 1952.
4. Богомолов Ю. А. Хроника пикирующего телевидения. М., 2004.
5. Егоров Б. О мастерстве литературной критики: Жанры. Композиция. Стиль. Л., 1980.
6. Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М., 2011.
7. Николай Полевой: Материалы по истории русской литературы и журналистики тридцатых годов / под ред. и с прим. В. Орлова. Л., 1934.
8. Очерки по истории русской журналистики и критики. Т. 1 – 2. Л., 1950 – 1965.
9. Петровская И. Медиакритика: «хорошие» и «плохие» мальчики. Почему телевизионщики пытаются расширить границы допустимого // Журналистика и медиарынок. 2003. № 2.
10. Пушкин А. С. , , , // Пушкин А. С. Полн. Собр. соч.: в 17 т. Т. 11. М., 1996.
11. Русская критика XVIII – XIX веков: Хрестоматия / сост. В. И. Кулешов. М., 1978.
12. Русская эстетика и критика 40 – 50-х годов XIX века. М., 1982.
13. Сто одна неделя с Ириной Петровской. М., 1998.
14. Федоров А. В. Медиаобразование и медиакритика в современном российском обществе // Журналистика в 2003 году: Обретения и потери, стратегии развития: Мат-лы научно-практич. конференции. М.: ф-т журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004.
15. Федоров А. В. Медиаобразование. История, теория и методика. Ростов, 2001.
16. Челышева И. В. Критический анализ медиатекста: теоретические аспекты проблемы // Медиаобразование. 2007. № 4.
17. Чиненова О. С. История телекритики в России на фоне истории литературной критики: автореф. дис. канд. филол. наук. Саратов, 2006.
18. Шильникова О. Г. Литературная критика в журнальном контексте рубежа ХХ – ХХI вв.: принципы функционирования и качественного взаимодействия текстов. Волгоград, 2011.
Перечень иных информационных источников
1. Литература по медиакритике; Электронная хрестоматия. : Персональный сайт Романа Баканова. URL: www.ksu.ru/f13/rbakanov/index.php